Светлана Щербакова
Кардиолог
Высшее образование:
Кардиолог
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, медицинский факультет (КБГУ) Уровень образования – Специалист 1994-2000
Дополнительное образование:
«Кардиология»
ГОУ «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии
Контакты
Медицинская статистика ставит инсульт на одно из первых мест в мире как причину потери трудоспособности. Лишь 20% перенесших его больных возвращаются к полноценной жизни. В основном это люди трудоспособного возраста. Для стариков же он оканчивается потерей части функций организма и утратой способности к самообслуживанию. Врачи бьют тревогу — все чаще острое нарушение мозгового кровообращения случается в молодом возрасте. Поэтому так важна разработка эффективной реабилитации индивидуально для каждого пациента. Для этого нужна объективная оценка функционального состояния пациента после инсульта.
Оценка состояния пациента после инсульта
Для оценки неврологического состояния пациента используются разные шкалы, основанные на клинических обследованиях рефлексов и функциональных тестах. Они позволяют оценить эффективность проведенного лечения и составить план реабилитации. Определить степень инвалидизации после инсульта позволяет шкала Рэнкина. Инвалидизация – это последствие (исход) тяжелых поражений головного мозга, в частности инсульта, которое влечет за собой нарушение двигательной активности, чувствительности, когнитивных функций и эмоциональной сферы.
Шкалой Рэнкина неврологи пользуются с 1988 года. В начальном виде она включала 6 ступеней – от нулевой (без последствий) до 6 – гибель пациента. Созданная впоследствии модифицированная шкала предназначается именно для установления уровня утраты жизненных функций для разработки дальнейшей реабилитации пациента.
Оценочные шкалы
Шкала Рэнкина предполагает использование данных, полученных в результате обследования неврологического состояния пациента с инсультом по шкале NIHSS, разработанной американским Национальным институтом здоровья. Она устанавливает балльную систему оценки от минимальных значений – 3 – 5 баллов до 25. Тесты используют не только для определения тяжести инсульта, но и для планирования дальнейшего лечения (тромболитической терапии). Шкала позволяет оценить:
- уровень сохранности речи;
- болевую чувствительность;
- степень нарушения двигательных функций;
- способность концентрировать внимание;
- уровень сознания;
- уровень согласованности движений.
Еще одна оценочная система – это шкала Бартеля. Она дает возможность определить степень зависимости пациента от посторонней помощи. Критериями оценки является способность совершать повседневные действия:
- все процедуры личной гигиены (умывание, купание, чистка зубов, бритье);
- прием пищи, включая возможность порезать ее;
- одевание;
- посещение туалета;
- передвижение (подъем с постели, дальность самостоятельного передвижения, подъем по лестнице).
Сводя воедино показатели проведенных тестов и обследований, доктор анализирует данные и присваивает пациенту соответствующую ступень по шкале Рэнкина.
Диагностика
Диагностика дереализации заключается в опросе пациента и определения его клинических проявлений по шкале Нуллера. Исследование проводит врач-психиатр. Назначаются лабораторные и инструментальные виды исследования (клинический анализ крови, клинический анализ мочи, МРТ, ультразвуковое исследование головы).
Критерии диагностики дереализации:
- Больной жалуется на чувство нереальности окружающего мира, что предметы или объекты стали неузнаваемыми.
- Сохраняется критическая оценка собственных мыслей и состояния, они понимают, что это состояние появляется внезапно, что ощущают или видят это только они.
- Пациент находится в ясном сознании.
Шкала Рэнкина
Ее принцип – это деление нарушений функций по уровню тяжести. Нулевая степень – самая легкая, пятая – это самая тяжелая, когда человек пожизненно не сможет оправиться от последствий инсульта:
- Нулевая – нарушений нет.
- 1 степень. Дееспособность снижена незначительно, больной может выполнять все привычные для него действия. Небольшие нарушения могут касаться речи, способности читать и писать. Это могут быть эмоциональные расстройства, снижение чувствительности и затруднения в движении. При этом он сохраняет возможность выполнять работу, самостоятельно передвигаться и делать обычные дела. Под словом «обычные» подразумеваются действия, которые он совершал более 1 раза в месяц.
- 2 степень – умеренная (легкая ) потеря дееспособности. При этой степени сохраняется способность к самообслуживанию, но утрачивается возможность делать обычные дела. К ним относится вождение автомобиля, работа, чтение и другие. При этом человек может самостоятельно совершать непродолжительные прогулки, ходить в магазин, готовить еду. 2 степень потери дееспособности предполагает, что больной может оставаться без посторенней помощи более одной недели.
- 3 степень – средняя потеря дееспособности. Такой пациент нуждается в посторонней помощи для ведения хозяйства – походов в магазин, приготовления еды, домашней уборки. При этом он в состоянии самостоятельно передвигаться по квартире, отправлять естественные надобности, совершать ежедневный туалет. Такие пациенты нуждаются в присмотре несколько раз в неделю. Некоторым из них нужна психологическая помощь.
- 4 степень. Средне-тяжелая потеря дееспособности предполагает ежедневное присутствие в доме помощника. В этом состоянии больной не может передвигаться без посторонней помощи и ухаживать за собой. Но его можно оставлять одного на непродолжительное время. Отличить 4 и 5 степень можно именно по этому показателю – какой период времени в течение дня больной может провести один.
- 5 степень – тяжелая. Человек прикован к постели, у него наблюдается недержание мочи, ему нужна постоянная сиделка.
Реабилитация – главная составляющая медицинской помощи после лечения острого состояния при инсульте. Это длительный процесс, направленный на максимальное избавление от неврологических нарушений. Успех восстановительного лечения во многом зависит от индивидуальных особенностей пациента. Шкала Рэнкина существенно облегчает задачу невролога, который должен составлять поэтапный план реабилитации. Кроме того, данные шкалы помогают и врачам, непосредственно проводящим мероприятия по восстановлению больного. Используется она и в самом процессе реабилитации для оценки его эффективности.
Также шкала позволяет определить необходимость использования и вид вспомогательных средств для передвижения (трость, ходунки, коляска).
Тест Тейлора. Оценка шкалы проявления тревоги
Тест Тейлора
Ф. И. О. оцениваемого | ____________________________________________ |
Возраст (полных лет) | ____________________________________________ |
Должность | ____________________________________________ |
Подразделение | ____________________________________________ |
Дата заполнения | ____________________________________________ |
Инструкция
Проставьте «да» около тех положений, с которыми Вы согласны, и «нет» – около тех, с которыми Вы не согласны.
Тестовое задание
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1 | Я могу долго работать не уставая | ||
2 | Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет | ||
3 | Обычно руки и ноги у меня теплые | ||
4 | У меня редко болит голова | ||
5 | Я уверен в своих силах | ||
6 | Ожидание меня нервирует | ||
7 | Порой мне кажется, что я ни на что не годен | ||
8 | Обычно я чувствую себя вполне счастливым | ||
9 | Я не могу сосредоточиться на чем-то одном | ||
10 | В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали | ||
11 | Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка | ||
12 | Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит | ||
13 | Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей | ||
14 | Я не слишком застенчив | ||
15 | Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением | ||
16 | Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь | ||
17 | Я краснею не чаще, чем другие | ||
18 | Я часто расстраиваюсь из-за пустяков | ||
19 | Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку | ||
20 | Не все люди, которых я знаю, мне нравятся | ||
21 | Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит | ||
22 | Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить | ||
23 | Меня часто мучают ночные кошмары | ||
24 | Я склонен все принимать слишком серьезно | ||
25 | Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость | ||
26 | У меня беспокойный и прерывистый сон | ||
27 | В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать | ||
28 | Я более чувствителен, чем большинство людей | ||
29 | Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех | ||
30 | Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие | ||
31 | Мой желудок сильно беспокоит меня | ||
32 | Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами | ||
33 | Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда | ||
34 | Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть | ||
35 | Я легко прихожу в замешательство | ||
36 | Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть | ||
37 | Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений | ||
38 | У меня бывают приступы тошноты и рвоты | ||
39 | Я никогда не опаздывал на свидание или работу | ||
40 | Временами я определенно чувствую себя бесполезным | ||
41 | Иногда мне хочется выругаться | ||
42 | Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо | ||
43 | Меня беспокоят возможные неудачи | ||
44 | Я часто боюсь, что вот-вот покраснею | ||
45 | Меня нередко охватывает отчаяние | ||
46 | Я – человек нервный и легко возбудимый | ||
47 | Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать | ||
48 | Я почти всегда испытываю чувство голода | ||
49 | Мне не хватает уверенности в себе | ||
50 | Я легко потею, даже в прохладные дни | ||
51 | Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать | ||
52 | У меня очень редко болит живот | ||
53 | Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе | ||
54 | У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте | ||
55 | Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения | ||
56 | Я легко расстраиваюсь | ||
57 | Практически я никогда не краснею | ||
58 | У меня гораздо меньше опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых | ||
59 | Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня | ||
60 | Обычно я работаю с большим напряжением |
Спасибо за ответы!
Ключ к личностной шкале проявления тревоги Тейлора
Описание
Личностная шкала проявления тревоги Тейлора предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого.
Шкала лживости, введенная В.Г. Норакидзе в 1975 году, позволяет судить о демонстративности и неискренности.
Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.
Ключ к тесту
Шкала тревоги:
- в 1 балл оцениваются ответы «да» к пунктам: 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60;
- ответы «нет» к пунктам: 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.
Шкала лжи:
- в 1 балл оцениваются ответы «да» к пунктам: 2, 10, 55;
- ответы «нет» к пунктам: 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.
Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги.
Интерпретация результата
40–50 баллов – рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;
25–40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги;
15–25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;
5–15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;
0–5 баллов – о низком уровне тревоги.
Причины дереализации
Причины дереализации составляют целый комплекс: дереализация при ВСД, дереализация при депрессии, неврастении и т.д. При длительной, затяжной подавленности, при не возможности достичь своих целей, усталостью, когда психика уже не выдерживает, остается на приделе, организм таким образом включает защитные механизмы.
На физиологическом уровне организма, заметно снижается серотонин, норадреналин, допомин, ГАМК, появляется усиленная работа опиатной системы и человек испытывает ощущения при дереализации – это отсутствие удовольствие, притупление чувств, отсутствие эмоций, страха, тревоги и пр. в целом не реальность окружающего.
Лечение
Лечение дереализации занимаются психологи, психотерапевты или врачи-психиатры, которые выявляют причины расстройства психики, и проводят коррекцию и устранение симптомов этой патологии. Врач делает акцент в лечении основного заболевания, которое привело к развитию дереализации. Для этого назначаются разные группы лекарственных препаратов:
Достаточно эффективны будут методы психотерапии в сочетании с аутопсихотерапией, для поиска ответов на вопросы, анализ собственных поступков, действий, и для совершения выводов, что не нужно замыкаться на проблемах.
Применяются методики арт-терапии, иглоукалывания, плавание, массаж, аромотерапия.