Возрастные кризисы статья по коррекционной педагогике на тему


Почему каждый должен пережить возрастной кризис?

Стоит помнить, что с физическим ростом происходит также и развитие нервной системы, которая у детей еще столь неустойчивая. Получение новых навыков, таких как ходьба и умение разговаривать, а потом и поход в детский сад или школу могут значительно подорвать ее. Кризисы разного возраста проявляются по-разному. Но, только пройдя через это, малыш может сформировать уравновешенную психику, научиться не держать негативные эмоции в себе.

Такой сложный период не должен пугать родителей, ведь он означает, что ребенок правильно развивается. Зачастую психологи считают ненормальным отсутствие кризисных периодов, это по их мнению, может свидетельствовать об отставании в развитии. Только в очень сложных состояниях, которые мешают нормальной жизнедеятельности, нужно обратиться к профильному специалисту. Он даст рекомендации для нормализации положения.

Возрастные кризисы личности

Опираясь на представления З. Фрейда о психосексуальном развитии человека, Э. Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполно -ценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распадению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Формирование идентичности предполагает принятие подростком системы ценностей, существующей в обществе. Бывает, что по каким-то причинам общество не может предложить достойную целостную систему высших ценностей. Депривация высших ценностей — одна из основных причин экзистенциальных фрустраций человека любого возраста. В подростковом же возрасте данная депривация, а также некоторые другие депривационные факторы обусловливают экзистенциальный (смысложизненный) кризис, который может привести к неврозам, депрессиям, попыткам решить проблемы путем употребления алкоголя, наркотиков и даже путем суицида. Возможно формирование самоопределения по негативному сценарию: уход в криминальные группировки, увлечение псевдорелигиозными течениями и т. п. Другой вариант — нежелание решать экзистенциальные проблемы, бегство от них («диффузия идентичности», по Э. Эриксону), что проявляется в инфантилизме.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

В молодости человек ориентирован на получение профессии, создание семьи. Основная задача возраста, по Э. Эриксону, — научиться общаться с людьми, строить близкие отношения, не боясь потерять свою идентичность. Корни экзистенциальной депривации лежат в противоречивости двух тенденций. С одной стороны, у человека в этом возрасте есть стремление к построению близких отношений, с другой — возникает желание оградить «свою территорию», свое «Я». Последнее может привести к избеганию межличностных отношений, к излишней поглощенности собой, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции.

Кризис 30 лет иногда называют кризисом смысла жизни. Фактически это первый период, когда человек задается вопросом о правильности своего существования, а именно: соответствует ли его жизнь его сущностным мотивам? И если не находит положительного ответа либо эти мотивы не определены, возникает глубинное чувство утраты смысла, связанное с ощущением пустоты.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Кризис 40 лет (или кризис середины жизни) считается одним из самых ярких и значимых. Человек оценивает свою жизнь на предмет того, правильно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Это период, когда экзистенциальные проблемы предстают во всей своей остроте. Перед лицом надвигающейся старости и невозможности что-либо кардинально изменить такая рефлексия может привести к депрессиям, неврозам и т. д. В этот период некоторые пробуют «начать жить заново», обрести новые смыслы, пытаясь выйти из состояния экзистенциальной депривации.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Экзистенциальная депривация (утрата смысла жизни) характерна не только для периодов возрастных кризисов. Она может быть обусловлена индивидуальными особенностями жизни человека.

Ситуация глобализации в современном мире приводит к депривации экзистенциальных потребностей значительной части населения, в том числе молодежи. Отсутствие общей, стабильной системы ценностей, недейственность закона, сложности экономической адаптации — все это создает ценностный вакуум, приводит к потере смыслов. Как следствие — появление «альтернативных» ценностей, реализующихся в форме криминальной деятельности, в том числе и так называемых идеологических объединений — скинхедов и т. п.

Для эпох перемен как нельзя более подходят слова Э. Фромма о том, что человеческая агрессивность провоцируется не столько раскрепощением инстинктов, сколько подавлением экзистенциальных потребностей: в свободе, в чувстве идентификации, в ценностных ориентациях и объекте почитания, в ощущении исторических корней, в чувстве единения, в возможности реализовать свои творческие способности.

Возраст, наиболее подходящий кризисам

В основном большинство детей страдают этой напастью в одинаковые периоды жизни. Это обусловлено этапами развития нервной системы. Можно выделить несколько периодов, на которые нужно обратить пристальное внимание. Это кризис:

  • Одного года.
  • Двух лет.
  • Трех лет.
  • Шестилетний.

Дальше уже можно говорить о подростковых проблемах, к которым нужен особый подход и отдельное рассмотрение. Зная возраст, когда ваш ребенок наиболее чувствителен к окружающей среде, можно значительно сократить этот период и сделать его наименее заметным как для малыша, так и для родителей.

Возрастные кризисы статья по коррекционной педагогике на тему

Возрастные кризисы

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов: 1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2) Биологический возраст — совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); 3) Психологический возраст — определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент: умственный возраст x 100% IQ = хронологический возраст б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает) в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Возрастные кризисы Л.С.Выготский выделял относительно устойчивые, стабильные, возрасты, когда развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка. Стабильные возраста разделяются кризисными, во время которых на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Критические периоды являются переломными, поворотными пунктами в развитии. Особенности кризисных периодов: 1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, неотчетливы. Характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастного периода. 2. Значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, с трудом поддается воспитанию. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами. Однако все это встречается далеко не обязательно у разных детей критические периоды проходят по-разному. 3. Негативный характер развития, которое совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Всего выделяют следующие кризисы: — кризис новорожденности (младенческий возраст: 2 мес. – 1 год); — кризис одного года (раннее детство: 1 год – 3 года); — кризис 3 лет (дошкольный возраст: 3 года – 7 лет); — кризис 7 лет (школьный возраст: 8 лет – 12 лет); — кризис 13 лет (пубертатный возраст: 14 лет – 18 лет); — кризис 17 лет. Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет. Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста. Еще позже был изучен кризис 13 лет. Самым последним был обнаружен кризис одного года.

Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований (Л.С.Выготский). Вокруг основного (центрального) новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций. В результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе.

Социальная ситуация развития (Л.С.Выготский) К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту формы его социального бытия. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста.

Зона ближайшего развития (Л.С.Выготский) Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым. Зона ближайшего развития — это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Ведущая деятельность (А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) – это такая деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Каждому возрастному периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая деятельность. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Возникновение новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.

Ведущая высшая психическая функция (Л.С Выготский). Отличительные признаки высших психических функций: — опосредованность, — осознанность, — произвольность, — системность; — они формируются прижизненно; — они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; — развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря — обобщения.

Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития (В.С.Мухина).

3 – 6/7 лет: дошкольный возраст

Кризис 3 лет (кризис социальных отношений, становление самосознания ребенка)Причины: Возникает тенденция к самостоятельной деятельности: взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Проявления: Интерес к своему изображению в зеркале (ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других). Негативизм. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Следует отличать от непослушания. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Следует отличать от настойчивости. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома: против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Своеволие: стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Речь идет о самостоятельности намерения, замысла. Обесценивание взрослых: ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Стремление к деспотизму. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Смысл (новообразования): 1. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. 2. У ребенка возникают и приобретают собственную динамику развития какие-то желания. Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

Дошкольный возраст 3-6(7) летНовообразованияПроизвольность поведения Возникает соподчинение мотивов: преобладают обдуманные действия над импульсивными, поведение ребенка опосредуется определенными представлениями, правилами.Формирование самосознания Осознает себя и относится к себе как к физическому, духовному, общественному существу. Возникают внутренние, этические инстанции, формируются общие представления о природе, мире – складывается мировоззрение. Активно развивается самооценка.Комплексы готовности к школьному обучению:Коммуникативная готовность Может взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. Начинает понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. К 6-7 годам происходит разделение сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль.Когнитивная готовность Уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Формирование образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.Уровень эмоционального развития Преодолевает ситуативные эмоции, культурно управляет чувствами. В старшем дошкольном возрасте справляются с агрессивностью.Технологическая оснащенность Минимум знаний, умений, навыков (ЗУН: умение читать, считать, писать), позволяющих обучаться в школе. Воображение.Личностная готовность Проявляется в самоактуализации. Для девочек – в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности: 1) притязания личности; 2) Я-концепция; 3) перспективы личности; 4) иерархия побуждений.Социальная ситуация развитияОсвоение социальных норм, взаимоотношений между людьми Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок обучается рефлексии на другого человека, развивает способность к идентификации с людьми, сказочными персонажами, игрушками, изображениями и т.п. Учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми, продвигается в развитии речевого и эмоционального общения.Ведущая деятельностьСюжетно-ролевая игра Собственно игра возникает в 3 года: копирование действий и поведения взрослых. Игрушки – модели предметов, с которыми «играют» взрослые – сюжетная игра. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, преобладает до 6-7 лет. Смысл игры заключается в разделении ролей. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам, роли становятся чисто игровыми. Форма общения детей – внеситуативно-личностная (протекает на фоне игры как ведущей деятельности; потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших – критерий правильности этих оценок; ведущий мотив общения – личностный).Ведущие психические функцииПамять Возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения, высокий уровень механического запоминанияВнимание Увеличивается объем, устойчивость, появляются элементы произвольного вниманияНаглядно-образное мышление Совершенствование наглядно-действен-ного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

6/7 – 10/11 лет: младший школьный возраст

Кризис 7 лет (кризис саморегуляции, рождение социального «Я» ребенка)Причины: 1. Возникновение личного сознания, начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. 2. Переход к новой социальной ситуации – позиции школьника. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Проявления: 1. Утрата детской непосредственности: Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. Впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. 2. Манерность, капризность, ребенок ходит не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. 3. Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой».− Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит). − Впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. То есть если с ним много раз случалась какая–то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. − Возникает острая борьба переживаний. Переживание – это внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности. 4. Возникают такие образования как самолюбие, самооценка. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает в связи с кризисом семи лет. Базальная потребность – уважение: ребенок высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета. 5. Феномен «горькой конфеты»: ребенок добивается своего, но не испытывает от этого удовольствие, потому что добился этого социально неодобряемым путем. 6. Возникают трудности воспитания. Ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Смысл (новообразования): 1. Возникновение внутренней жизни. Теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. 2. Переход от эгоцентризма к децентрации. 3. Формирование произвольного поведения. Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности.

Младший школьный возраст 6(7)-10(11) летНовообразованияПроизвольность всех психических процессов, кроме интеллекта К 7 годам кора больших полушарий является в значительной степени зрелой, но специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующие и тормозящие влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.Личностная рефлексия В возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. Появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка, которая складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Завершение развития самосознания.Рефлексия интеллектуальная; внутренний план действий Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания: ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.Социальная ситуация развитияРебенок – «общественный» субъект Новое место в социальном пространстве человеческих отношений («социальная роль школьника»). Больше проводят времени со сверстниками, чаще одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых.Ведущая деятельностьУчебная деятельность Результативность учения определяется активностью самого учащегося как субъекта учебной деятельности, что в первую очередь связано с его направленностью на процесс познания. Школьная направленность включает как познавательные, так и социальные мотивы учения.Ведущие функцииПамять, словесно-логическое мышление Развитие словесно-логического мышления перестраивает и все другие познавательные процессы: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим.

10/11 – 14/15 лет: средний школьный возраст

Кризис 13 лет (подростковый кризис, кризис социального развития)Причины: Переход от «детства» к «взрослости»: 1. Приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. 2. Развитие духовности и интеллектуального потенциала. 3. Выбор и подготовка к профессии. Проявления: 1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. 2. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению. 3. Психологическая зависимость от родителей становится меньше. Свои дела, планы, секреты подросток доверяет не родителям, а другу. 4. Изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. Начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью. 5. Рефлексия на себя, на других, на общество. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. 6. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Вместе с тем обострена потребность в признании своей уникальности при психологической зависимости от сверстников. 7. Стремление к «Мы». Но теперь это «Мы» составляют сверстники, а не члены семьи, как прежде. 8. Негативизм. Подростки оказывают сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активно отстаивают свои права на самостоятельность, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14-16 лет. Два основных пути протекания данного кризиса: 1. Кризис независимости. Его симптомы — строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. «Я уже не ребенок». 2. Кризис зависимости. Его симптомы — чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. «Я ребенок и хочу оставаться им». И то, и другое — варианты самоопределения. С точки зрения развития благоприятным оказывается именно первый вариант. Смысл (новообразования): 1. Познание себя как такового, начало становления личности. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. 2. «Чувство взрослости».

Отрочество: средний школьный возраст, подросток 10(11) – 14(15) летНовообразованияЧувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке» Появление вторичных половых признаков. Самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, приобретает стабильный характер. Выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам. Наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе.Формирование «Мы»-концепции Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.Формирование референтных групп Участники что-то делают сообща. Ценности и мнения референтной группы подросток признает своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Высокая конформность: к мнению группы и ее лидера относятся некритически, инакомыслие исключено.Социальная ситуация развитияОсвоение норм и отношений между людьми Резкое возмужание организма, внезапное увеличении роста и развитии вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Период выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. Романтические отношения со сверстниками другого пола.Ведущая деятельностьИнтимно-личностное общение со сверстниками Своеобразная форма воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.Ведущие функцииАбстрактно-логическое мышление Период повышенной активности, значительного роста энергии; период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Развития познавательных процессов: становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого и произвольного внимания и логической памяти. Формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.Творчество Выражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции).

14/15 лет – 16/17 лет: старший школьник

Отрочество: старший школьник (ранняя юность) 14(15) –16(17) летНовообразованияПрофессиональное и личностное самоопределение Готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным я, независимо от изменения ситуации)Социальная ситуация развитияРеферентная группа Определение жизненного пути, внутреннего отношения к себе и другимВедущая деятельностьПрофессионально-учебная деятельность Освоение профессиональных знаний, умений Ведущие функцииАбстрактно-логическое мышление К 15-16 годам общие умственные способности сформированы, продолжают совершенствоваться.

Кризис 17 лет (юношеский кризис)Причина: Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненных ценностей. Проявления: 1. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья. 2. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. 3. Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. 4. Выбор профессии. Смысл (новообразования): 1. Выбор внутренней позиции. 2. Овладение защитными механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне. 3. Профессиональное самоопределение.

Кризис первого года жизни

Поскольку эта ситуация происходит впервые в таком возрасте, многие родители теряются, не зная, как себя правильно вести впадают в отчаянье и панику. Но на самом деле все не так сложно, достаточно просто понять причину сложного поведения.

Чаще всего развитие навыков разговора и ходьбы и есть причиной кризиса в один год. Детям тяжело осмыслить, что они могут делать что-то новое для себя. Конечно, до этого малыши тоже учились ползать, переворачиваться, пробовали сидеть. Но ни одно из вышеперечисленных умений не открывало перед крохой таких колоссальных возможностей, как речь и ходьба. Это огромный стресс для, ведь он начинает по-новому воспринимать себя и окружающий мир. Неустойчивая нервная система может давать сбои и проявляться это будет, например, частым плачем, нарушением сна или отрицанием всего происходящего.

Еще одной причиной сложного поведения в один год, является осознание маленьким человечком того факта, что мама не всегда находится с ним рядом. Малыш постоянно находится в нервном напряжении, стараясь не упускать мать из вида. Сложно это дается и для мамы, ведь ни один родитель не может равнодушно смотреть на страдания своего чада. Касается это большинства детей, но есть и те, которые удачно избегают такой ситуации.

Психологи советуют просто переждать это нелегкое время, что будет оптимальным решением и для ребенка, и для родителей. Ни в коем случае нельзя наказывать шалунишку, такие методы только продлят кризисный период и негативным образом скажутся на поведении малыша.

Двухлетний кризис

Когда ребенок уже освоил новые навыки, научился в полной мер ими управлять, то наступает период, в который он захочет стать полностью самостоятельным. Малыш хочет сам решать когда он будет есть и спать, старается одеваться без посторонней помощи. Чаще всего от ребенка можно услышать слово нет.

Это обусловлено еще и тем, что ребенок начинает четко осознавать, что не только он и мама — это две разные личности. Малыш видит, что каждый человек ведет автономную жизнедеятельность. Тогда дети такого возраста стараются создать и для себя индивидуальный мир, но в силу возраста это не всегда у них хорошо получается. Отсюда и вытекают кризисные проявления. Частые истерики, отрицание, строптивость становятся первыми признаками двухлетнего кризиса у детей.

Кризис трех лет

Основная статья: Кризис трех лет В этом возрасте большинство детей становятся воспитанниками детских садов. Там они могут общаться с одногодками, обращают внимание на навыки других ребят. Каждый старается проявить свою независимость, показаться более взрослым и самостоятельным. Малыши стремятся делать все самостоятельно, даже если это у них не очень ловко выходит. Нельзя подавлять это желание. Ребенок может почувствовать себя неполноценным, подумать о том, что родители в него не верят.

Результатом трехлетнего кризиса зачастую становится то, что ребенок замыкается в себе, становится неуверенным. Для завоевания авторитета дети могут применять использование вранья, рассказывая вымышленные истории о себе. Чтобы помочь ребенку, нужно объяснять ему о неправильности такого поведения. Родители должны находить способы убеждения, которые помогут достигнуть компромисса. Найдите ребенку то задание, с которым он отлично разберется в одиночку. Обязательно похвалите малыша за правильно выполненную работу. Это значительно повысит самооценку юного помощника.

Переодизация возрастов и возрастные кризы

Понятие о кризисных периодах развития человека, как о сложном сочетании биологических особенностей организации с возникно­вением новых форм жизни и новых требований, предъявляемых к человеку в эти периоды. Перестройка особенностей психического развития ребенка, как основное содержание понятия кризисного периода. Характеристика кризисных периодов. Формы патологических психических и соматических реакций, свойственных разным периодам развития человека.

Критический возраст – период, движимый одновременно противоречиями и внешними и внутренними.

Стабильные возрасты изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития – кризисами. Последние открыты чисто эмпирическим путем и до сих пор не приведены еще в систему, не включены в общую периодизацию детского развития.

Указанные периоды с чисто внешней стороны характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий, как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса.

Психофизиологические функции организма развиваются неравномерно, претерпевают в процессе становления ряд критических этапов, отличительными чертами которых являются повышенная сензитивность и ранимость под влиянием вредоносных факторов. Понятие «кризис развития» введен Л.С.Выготским в 30-е годы ХХ века и включает представление о том, что накапливающиеся на каждом возрастном этапе онтогенеза психологические изменения подготавливают переход на новый уровень психического развития, новообразования каждого предыдущего периода развития становится основой для формирования психики на новом этапе.

Другим важным положением Л.С.Выготского тесно связанным с представлением о кризисах развития, является тезис о «социальной ситуации развития». Это совокупность внутренних процессов развития и объективных внешних условий, специфических для каждого возрастного периода. Это следует понимать таким образом, что новые качества психики (речи, в том числе) возникают тогда, когда его «внутренняя готовность» к новообразованиям и «условиям социума», необходимые конкретно для развития именно этих новообразований.

Общим контекстом исследования возрастных кризисов является представление о развитии в онтогенезе, конкретизированное в различных периодизациях психического развития в детстве или на протяжении всей жизни человека.

В понимании возрастного кризиса в современной психологии имеются определенные разночтения. Ряд авторов (П.П.Блонский (1930), Л.И.Божович (1979), Л.С.Выготский (1972)) говорят о неизбежности кризиса, другие (А.И.Леонтьев (1972), Д.Б.Эльконин (1965)) отмечают его необязательность, кризис, согласно их точке зрения, есть неблагоприятное течение процесса развития, которое при определенных условиях можно избежать.

Помимо рассмотренных аспектов, выделяют кризис развития, который является возрастным, прогрессивным, и кризис недоразвития, ситуативный, невротический. В современной психологии их разводят М.И.Лисина (1983), А.Л.Венгер (1986), А.Б.Добрович (1978), E.Erikson (1968), A.Clarke (1976). Кризис развития является внутренне необходимым моментом психического развития ребенка, свидетельствует о появлении новых и позитивных приобретений в его психической жизни, возросших возможностях и способностях.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции. Первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, наблюдаться отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий критический период (6-7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка в эти критические периоды, проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т.д.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]