Эрготерапия — это что такое? Физическая реабилитация

Причины

Причин для развития ДЦП существует множество. При этом следует выделить наиболее частые из них:

  • Внутриутробное поражение мозга
  • Гипоксия в родах
  • Интоксикация
  • Соматические и эндокринологические заболевания матери
  • Резус-конфликт матери и ребенка
  • Аномалии родовой деятельности (в том числе родовые травмы)
  • Перенесенные инфекции

Под воздействием этих и иных причин происходит прямое поражение ткани мозга, начинают формироваться нарушения процессов его развития. При этом следует обратить особое внимание на перенесенные инфекционные заболевания матери, которые, на сегодняшний день, состовляют более половины всех причин развития ДЦП у ребенка.

Морфологические изменения тканей мозга бывают разнообразными. Нередко у ребенка развиваются кровоизлияния в межоболочечные пространства и саму ткань мозга, происходить дегенерация структур коры мозга, рубцовые изменения. Поражение чаще затрагивает (но не ограничивается) преимущественно передние отделы мозга.

Оккупациональная методика и оценка аутизма

Эрготерапевт проводит исследование, изучает детей, наблюдает за ними для того, чтобы понять, могут ли они выполнить те задачи, которые они должны выполнять в этом возрасте. Бывает, что доктор получает домашний видеоролик, на котором можно отследить как ведет себя ребенок в течение дня, как взаимодействует с окружающими людьми и предметами. Эрготерапевт может оценить аутизм по следующим факторам:

  • концентрация внимание;
  • выносливость;
  • игровая деятельность;
  • ответная реакция на прикосновения других людей;
  • агрессия либо меланхолия;
  • нуждается ли в личном пространстве.

Симптомы (формы ДЦП)

Симптоматика ДЦП сильно варьирует. Исходя из клинической картины, принято выделять несколько разных форм ДЦП, каждая из них будет рассмотрена ниже.

— Гемиплегическая форма — самая частая форма развития ДЦП. Её развитие связано с поражением преимущественно одного из полушарий головного мозга. При этом симптомы заболевания следующие: развивается парез конечностей с одной стороны, наблюдаются контрактуры суставов рук и ног. Тонус мышц повышен по пирамидному типу. В неврологическом статусе обращает на себя внимание повышение всех сухожильных рефлексов, часто вызываются патологические рефлексы. Чаще всего, выраженность явлений больше в руке, нежели в ноге. Во время активных движений отмечают на себя внимание нередкие синкинезии – движения руки в сторону, насильственные движения. Конечности на стороне поражения отстают в развитии. Также достаточно часто данная форма ДЦП сопровождается развитием симптоматической эпилепсии, нарушениями психического развития.

— Диплегическая форма (болезнь Литтля). Представляет собой вариант детского церебрального паралича, выражаемого в спастическом парезе преимущественно нижних конечностей. Ребенок выражено отстает в моторном развитии, нередко такие дети так и не начинают самостоятельно ходить. При этом выраженное повышение мышечного тонуса в икроножных мышцах делают походку таких больных очень своеобразной: пациенты опираются лишь на пальцы, колени во время ходьбы соприкасаются между собой, при этом создается впечатление, будто пациент сейчас упадет вперед. Данный признак настолько яркий, что позволяет диагностировать такую форму ДЦП на расстоянии. В неврологическом осмотре также развивается повышение рефлексов, имеют место патологические стопные знаки. Интеллект в большинстве случаев страдает мало.

— Гиперкинетическая форма развивается при поражении подкорковых ганглиев (часто при резус-конфликте). Среди симптомов гиперкинетической формы ДЦП на первый план выступают собственно гиперкинезы – насильственные движения по типу атетоза, хореи и т.д. Обычно гиперкинезы разнообразны, но один из них все же имеет ведущее значение. По мере роста и развития ребенка характер гиперкинезов может меняться.

— Атонически-астатическая форма проявляется снижением тонуса мышц всех конечностей, невозможностью удерживать вертикальную позу. Двигательные навыки практически не развиваются. Часто имеет место дизартрия.

— Редко встречающаяся мозжечковая (атактическая) форма развивается при преимущественном поражении мозжечка. Ведущее значение приобретает вестибулярные нарушения, атаксия, нарушения походки и координации движений.

Где применяется эрготерапия?

Данная методика нашла широкое применение в разных областях медицины, так как она вошла в программу многих реабилитационных мероприятий. В большинстве случаев эрготерапию используют в неврологии (группа медико-биологических научных дисциплин, которая изучает нервную систему как в норме, так и в патологии).

Эрготерапевт помогает человеку восстановиться при следующих нарушениях и болезнях:

  • паралич тела;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • после перенесенного инсульта;
  • при черепно-мозговой травме.

А также эрготерапия очень часто применяется в лечении психических болезней (доктора помогают людям с психологическими травмами жить нормальной жизнью и следить за собой, за границами медицинского учреждения). Доктор составляет индивидуальную программу общения и обучения каждого пациента. Для этого применяют разнообразные вычислительные методы.

Диагностика

Диагностика заболевания, как правило, основывается на факте наличия причины, которая привела к ДЦП, а также клинической картины и неврологического статуса. В современной медицине также важное значение имеют нейровизуализационные методки исследования МРТ, МСКТ, однако их применение ограничено необходимостью проведения наркоза на время исследования. *МРТ снимок при детском церебральном параличе

Также, при наличии таких симптомов, как эпилептические приступы, задержка психического и моторного развития, бывают полезными такие способы исследования как ЭЭГ, Эхо-ЭГ, психологические тестирования и т.д.

История образования эрготерапии

Данная методика существует уже более шестидесяти лет и возникла в послевоенное время, когда покалеченные как физически, так и морально солдаты возвращались с фронта домой. Этим людям требовался комплекс педагогических, психологических и медицинских мероприятий, которые направлены на восстановление или компенсацию нарушенных либо полностью растраченных в ходе заболевания либо травмирования нормальных психических и физических потребностей человека. В результате чего возникла данная терапия, работники которой помогали людям снова вернуться к жизни, приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам.

Помимо этого, оккупациональная терапия таит в себе определенную тайну. Медицинские работники подтверждают, что данное лечение предназначено для того, чтобы человек смог познать новые знания, которые он утратил (он становиться безынициативным и инертным, у него исчезает вкус к жизни). Эрготерапия принуждает пациента больше думать, помогает ему абстрагироваться и принять инвалидность.

Интересно!

В России эрготерапия появилась относительно недавно, в течение десяти лет и по настоящее время она помогает людям с ограниченными возможностями учиться жить заново.

Течение заболевания и прогноз жизни

Детский церебральный паралич, особенно в старшем возрасте, представляет собой не прогрессирующее заболевание, а наличие стойких резидуальных последствий перенесенного поражения мозга. При этом, как правило, имеет место регресс симптоматики в той или иной степени. Возможности компенсации нарушенных функций достаточно велики в раннем детском возрасте, и позволяют добиться порой почти полного выздоровления.

Сложно оценить признаки ДЦП в трехмесячной возрасте, или, скажем, в возрасте 6 месяцев. На первый план выходят явления отставания в развитии, признаки пареза конечностей. Однако каждый случай индивидуален, и выделить точные признаки ДЦП на первом году жизни невозможно.

Прогноз жизни пациентов ДЦП, как правило, благоприятен. Пациенты доживают до глубокой старости, могут иметь потомство. Снижение средней продолжительности жизни чаще связано с психическим недоразвитием, отсутствием социальной адаптации, а также наличием частым наличием симптоматической эпилепсии.

Можно ли вылечить ДЦП, если очень стараться?

Екатерина Клочкова, физический терапевт, директор АНО реабилитационных

Восприятие ДЦП как болезни, которую можно вылечить, — это миф: «Вот родители работали 24 часа в сутки и поставили ребенка на ноги, а другие — не работали и не поставили».

Церебральный паралич — это собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих состояний, которые связаны с повреждением мозга на ранних стадиях его развития (внутриутробно, во время родов или в первые два года жизни). Из этого следует, что «вылечить» ДЦП невозможно, поскольку мы не можем устранить причину двигательного дефицита – структурные нарушения в центральной нервной системе. Но последствия этого повреждения можно в различной (иногда значительной!) степени компенсировать.

Мы не насыщаем медийное пространство примерами и рассказами о том, что такое церебральный паралич. Поэтому люди на что ориентируются? На те героические истории, которые есть вокруг нас, — про реабилитацию. Вот Валентин Дикуль (артист цирка, научившийся ходить после перелома позвоночника. — Прим. ТД). Никого не интересует, какой у него был тип спинального поражения, что у него все равно восстановились бы движения… Но вокруг этого целый миф, как он сам себя на ноги поднял, как от него все врачи отказались, а он сам эти тренажеры сделал и так далее. Или Алексей Мересьев (военный летчик, продолживший летать после ампутации обеих ног. — Прим. ТД) — вот он без ног, ему дали протезы, он себе там все в кровь стирал, но снова полетел. А то, что это были взрослые люди, у которых инвалидность вследствие травмы или ранения, вообще никого не волнует.

«вылечить» ДЦП невозможно

С одной стороны, люди говорят правильные вещи: реабилитация ребенка с ДЦП, а вернее даже абилитация (процесс формирования способностей к бытовой, общественной и прочей деятельности. — Прим. ТД), действительно должна начинаться рано и быть интенсивной. Но с другой стороны, тот смысл, который вкладывают в это понятие в нашей стране, — он абсолютно другой. У нас реабилитация — это то, что делают с ребенком в специальном месте: то есть для реабилитации нужно в специальное место пойти и чтобы там специально обученный человек ребенка реабилитировал.

В современных западных программах абилитация тоже очень интенсивна и практически 24 часа в сутки проводится. Но это не нанятая массажистка или какой-то реабилитационный центр, где вздохнуть ребенку не дают. Это — обученная мама, которая получает поддержку специалистов. Все события, в которых ребенок участвует, — кормление, переодевание, купание — все они будут происходить в правильной позе, с правильным перемещением, правильным ритмом. Мама, например, будет стимулировать ту руку, которая хуже действует. Безусловно, этого ребенка будут видеть те или иные специалисты, но они будут это делать не ежедневно, а проводить долгосрочную поддержку.

Лечение

Терапия ДЦП представляет собой многогранную задачу. Оно должно быть комплексным и включать медикаментозные средства, физиотерапию, психотерапию, логокоррекцию, массаж, использование специальных ортопедических устройств, лечебную физкультуру.

— Физиолечение, лечебная физкультура, массаж направлены на уменьшение отставания в моторном развитии. Также активация двигательной функции способствует улучшению психического развития и социальной адаптации пациента с ДЦП.

В последнее время модными становятся такие способы лечения ДЦП как, например, иппотерапия (лечения контактом с лошадьми). Однако данные методики не всегда доступны и, как правило, дорогостоящи, поэтому не имеют широкого применения.

Принципы работы

Реабилитация в системе эрготерапии подразумевает целый комплекс мероприятий, который направлен на возобновление естественной, ежедневной жизнедеятельности человека с определенным и строгим учетом заболеваний и нарушений, которые уже имеются. Только доктор-эрготерапевт способен помочь больному заново научиться общаться, развлекаться, следить за собой.

Главные правила оккупациональной терапии заключаются в следующем:

  1. При составлении плана лечения доктор должен учитывать все индивидуальные особенности пациента.
  2. Лечение направлено на совершение необходимых мероприятий совместно с медицинским работником, которые помогают восстановиться человеку.
  3. Непрерывно развивающаяся медицинская наука способствует возникновению новых методик и способов для выполнения трудовой терапии.
  4. При осуществлении лечения доктор обязан учитывать и признавать культуру и обычаи пациента.

Терапия

При лечении данной формы ДЦП применяются следующие методы: массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия.
Они способствуют устранению двигательных нарушений: пациент лучше ходит, медленнее устает, его мышечная система становится крепче, координация улучшается, походка выравнивается, пораженные конечности лучше развиваются.

Для лучших результатов с ребенком нужно заниматься как можно больше и относиться с теплом, высказывать чувства: это улучшает эмоциональные реакции и общее состояние, дает стимул совершенствоваться, особенно у детей старшего возраста.

Полезно развивать также умственные способности и память: разучивать стихотворения, давать информацию об окружающем мире, читать книги вслух, разговаривать, обсуждать события, и постепенно результаты дадут о себе знать, даже если умственная отсталость выраженная.

Благоприятно на течение заболевания влияет общение с животными: дети становятся более открытыми, их эмоциональное состояние улучшается, а игры и прогулки с ними помогают устранить двигательные нарушения.

Известно, что гиперкинетическая форма ДЦП отличается тем, что у пациента наблюдаются частые непроизвольные мышечные и сухожильные сокращения. О болезни пареза стопы смотрите тут.

В лечении ДЦП применяется специфический, но получивший широкое распространение метод: иппотерапия. Езда на лошади положительно влияет и на настроение детей, и на их развитие (психическое, умственное, физическое), а также способствует восстановлению двигательных навыков, улучшает моторику и координацию движений.

Прогноз у этой формы при своевременном начале лечения положительный, особенно если наблюдаются незначительные нарушения умственной деятельности: дети обучаются ходить без поддержки и пользоваться поврежденной рукой, остальные нарушения тоже можно скорректировать или устранить полностью. И чем раньше начнется лечение, чем больше шансов, что ребенок сумеет полностью адаптироваться и жить самостоятельно во взрослом возрасте.

Двойная гемиплегия

Двойная гемипаретическая форма ДЦП — наиболее тяжелая. Она проявляется нарушением движения во всех конечностях. Эти изменения часто несимметричны и по-разному выражены. Помимо двигательных расстройств характерны нарушения глотания, речи, вплоть до полного ее отсутствия (анартрия). Часто возникают судорожные приступы.

Первичное поражение головного мозга, отсутствие речи, которое приводит к невозможности контакта со сверстниками и обучению, в итоге вызывают психические и интеллектуальные расстройства.

Эта форма ДЦП часто сопровождается различными аномалиями развития. Например, микроцефалией — маленьким размером головы.

Прогноз этой тяжелейшей формы церебрального паралича крайне неблагоприятен.

Поздние проявления

По мере взросления ребенка появляются и другие симптомы ДЦП:

  • поздно возникает речь, у части детей (30-40 %) присутствуют речевые нарушения;
  • у четверти детей присутствуют различные задержки в умственном развитии (умственная отсталость обычно выражена слабо, но встречаются и значительные отклонения), у половины задерживается развитие психики;
  • возникают трудности в процессе освоения письма, чтения;
  • если поражено правое полушарие, дети раздражительны, проявляют агрессию, легко возбудимы;
  • присутствуют нарушения походки;
  • у части детей возникают парциальные приступы эпилепсии;
  • из-за специфической походки развиваются искривления позвоночника;
  • рост костей замедлен, пораженные конечности заметно короче и слабее здоровых.

Эффективность эрготерапии при аутизме

Люди-аутисты нередко имеют проблемы в общении с другими людьми. Действия людей, страдающих данным недугом достаточно ограничены. Основная группа пациентов для применения эрготерапии — это дети, которые страдают детским церебральным параличом, с повреждениями опорно-двигательного аппарата, с аутизмом.

Эрготерапия для детей может объединить несколько различных реабилитационных схем. Они помогают ребенку с аутизмом лучше реагировать на окружающий его мир, позволяет малышу стать ближе к сверстникам, правильно выражать чувства и эмоции, фокусировать свое внимание на поставленных задачах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]