Раздел 3. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи Технология формирования речевого дыхания при заикании


Независимый сайт о заикании

Важнейшие условия правильной речи

— это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание

отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание

поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (то есть синтагмы).

Правильное речевое дыхание

, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

У заикающихся

в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает для произнесения целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто
заикающиеся
вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи верхнереберного или грудного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки: • подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; • слишком большой вдох; • учащенность дыхания; • укороченность выдоха; • неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха; • неправильная осанка.

Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах

Это интересно:

Проявления заикания

По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся , их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.

читать дальше

Психологические особенности заикающихся

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

читать дальше

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Формирование фонационного (речевого) дыхания

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха. читать дальше >>

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Регуляция эмоционального и мышечного состояния

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Мышечное расслабление

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

читать дальше >>

‹ Дыхательная гимнастика Вверх Значение интонации для формирования выразительной речи ›

Этап IV. Развитие речевого дыхания.

Этап длится 10 недель и включает в себя комплекс упражнений, направленных на развитие выдоха, в процессе которого последовательно по времени ребенок произносит отдельные слова, короткие фразы, короткие стихотворные строки.

Например: Выполняется вдох и на выдохе произносится нараспев, «тянется» слог — МЫ, ЗА, ЗИ, ЗО, ЖА и т.д. Затем выполнялся еще один вдох и на выдохе произносится образованное на основе слога слово: (МЫ- ЛА, МЫ-ЛО, ЗИ-НА, ЗО-Я, ЖА-ЛО, ЖА-БА и т.д.). Инструкция: «Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Сначала мы будем произносить волшебные слоги, а т.к. слоги волшебные, то из них у нас будут вырастать слова, которые мы также будем произносить. Послушайте, как у меня это получится». Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и на выдохе нараспев произносит слог: МА-А-А вместе с движением руки вниз. Затем опять делает вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе произносит нараспев слово: МА-А-МА-А и опускает руку вниз. «А теперь вместе». Логопед движением руки вверх помогает сделать перед произнесением слога и слова вдох, а медленным движением руки вниз- произнести их нараспев.

Еще один пример упражнений на данном этапе: Выполняется вдох и на выдохе произносится фраза, состоящая из 2-х слов: из только что произнесенного слова и нового: МАМА МЫЛА (МИЛА ШИЛА, МАША ЕЛА, ПОЛЯ ПИЛА и т.д.). Инструкция: «Сначала мы будем произносить одно слово, а затем, присоединив к нему «паровозиком» второе слово, получим предложение, которое тоже произнесем сразу вместе с первыми, как паровозик с вагончиком, которые едут вместе. Посмотрите и послушайте, как у меня это получится». Логопед выполняет вдох вместе с движением руки вверх, на выдохе произносит нараспев слово: МА-А-МА-А с движением руки вниз. Затем делает вдох с движением руки вверх и на выдохе также нараспев произносит с одновременным движением руки вниз: МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А. «А теперь — вместе».

Каждое последующее слово и двухсловную фразу экспериментатор сначала произносит сам, а затем вместе с детьми.

В последующем речевая задача усложняется и становится сначала трех-, затем четырехсловной. Перед инструкцией повторяются предыдущие упражнения. К повторенным двухсловным фразам прибавляется третье слово. Инструкция: «А теперь мы будем с вами присоединять к паровозу новые вагончики». Экспериментатор рисует схему, называя каждое слово-«вагончик»: «Мама» «Мыла» «Милу». «А теперь вместе произнесем».

Аналогично составлялась и произносилась четырехсловная фраза: МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ, МАМА ШИЛА ПЛАТЬЕ КУКЛЕ, У ЗОИ БОЛЯТ ЗУБЫ и т.д.

Подведём итоги

Дыхательные упражнения при заикании — это не рациональный, не логичный и неэффективный способ корректировать речь заикающегося в лучшую сторону. Максимальная нормализация речи не достигается с помощью каких-то неестественных упражнений и «костылей».

Заикающемуся человеку не нужно работать над развитием дыхания. Да, по этой теме должна проводиться определенная работа, но она не имеет ничего общего с общеизвестным «развитием дыхания при заикании». Развивать ничего не нужно. В человеке уже есть абсолютно все. Настройте все механизмы правильно и закрепите их. Начинаем с мышления, а дальше все произойдет закономерно, легко и ваше заикание останется в прошлом.

Этап V. Развитие речевого дыхания при реализации усложненных речевых задач.

Задачей данного этапа является тренировка речевого выдоха при произнесении прозаического текста. Этап длится 5 недель.

Пример упражнения: Речевая задача состоит в проговаривании двух фраз прозаического текста, не объединенных ритмом и рифмой: ЭТО АПЕЛЬСИН. ОН КРУГЛЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ. На доске рисуется схема этих двух фраз. Инструкция: «Посмотрите, что у меня в руках». Соотнося каждое слово со схемой, экспериментатор произносит две фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох, «Теперь вместе произнесем».

Далее речевая задача усложняется. К двум фразам предыдущего упражнения присоединяется третья фраза: ЭТО АПЕЛЬСИН. ОН КРУГЛЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ. ЕЩЕ ОН СОЧНЫЙ И СЛАДКИЙ. Инструкция: «А теперь мы дальше расскажем об апельсине. Соотнося каждое слово со схемой, экспериментатор произносит три фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох. «Теперь произнесем вместе».

Итак, для наглядности основные этапы, их длительность и задачи отражены в таблице.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]