Многие современные психологии личности считают, что существует пять основных личностных характеристик, которые часто упоминают как «Большая пятерка». Пять факторов личности, описанных в теории, – это экстраверсия, доброжелательность, открытость опыту, добросовестность и невротизм.
Фото: Illustration by Joshua Seong. © Verywell, 2020. / FSR
Теории признаков личности уже давно пытаются точно определить, сколько личностных черт существует. В более ранних теориях предлагалось множество возможных черт, в том числе список Гордона Олпорта из 4000 признаков личности, 16 личностных факторов Раймонда Кэттелла и трехфакторную теорию Ханса Эйзенка.
Тем не менее, многие исследователи считали, что теория Кэттелла была слишком сложной, а теория Эйзенка была слишком ограниченной по охвату. В результате появилась пятифакторная теория, описывающая основные черты, которые служат строительными блоками личности.
Большая пятерка личностных качеств, также известная как пятифакторная модель (FFM), является моделью, основанной на общих языковых дескрипторах личности.
Когда факторный анализ (статистический метод) применяется к данным опроса личности, некоторые слова, используемые для описания аспектов личности, часто применяются к одному и тому же человеку.
Например, кто-то, описанный как добросовестный, скорее всего, будет описан как “всегда подготовленный”, а не “грязный”. Поэтому эта теория основана на ассоциации между словами, а не на нейропсихологических экспериментах.
Характерные факторы «Большой пятерки»
Сегодня многие исследователи считают, что это пять основных черт личности. Количество работ, доказывающих эту теорию, растёт в течение многих лет (начиная с исследования DW Fiske (1949), позднее дополнены другими исследователями У. Норман (1967), Л. Голдберг (1981), Р. МакКре и П. Коста (1987) ).
«Большая пятерка» – это широкие категории личностных качеств. Хотя существует значительный объем литературы (работ), поддерживающей эту пятифакторную модель личности, исследователи не всегда соглашаются с точными метками для каждого измерения.
Важно отметить, что каждый из пяти личностных факторов представляет собой диапазон между двумя крайностями. Например, экстраверсия представляет собой непрерывную совокупность (континуум) между экстремальной экстраверсией и экстремальной интроверсией.
В реальном мире большинство людей расположены где-то между двумя полярными краями каждого измерения.
Эта теория использует дескрипторы общего языка и поэтому предлагает пять широких измерений, обычно используемых для описания человеческой личности и психики.
Под каждым предлагаемым глобальным фактором находится ряд взаимосвязанных и более конкретных первичных факторов.
Эти пять категорий обычно описываются следующим образом:
Экстраверсия
(Extraversion) Экстраверсия (исходящая / энергетическая или уединенной / сдержанной). Энергия, положительные эмоции, самоуверенность, разговорчивость, коммуникабельность и склонность искать стимуляцию в обществе других людей.
Высокая степень экстраверсии часто воспринимается как стремление к вниманию и доминирование. Низкая степень экстраверсии вызывает сдержанную, рефлексивную личность, которую можно воспринимать как отчужденную или поглощенную собой.
Экстраверты, как правило, доминируют в социальных условиях, в отличие от интровертов, которые могут действовать более застенчиво и сдержанно.
Характеристики людей с высокой степенью экстраверсии | Характеристики людей с низкой степенью экстраверсии |
|
|
Доброжелательность
(Agreeableness) Доброжелательность (дружелюбный / сострадательный или сложного / отстраненного). Склонность к состраданию и сотрудничеству, а не к подозрительности и антагонистичности по отношению к другим. Это также показатель доверия и полезности, а также того, является ли человек в целом уравновешенным или нет.
Высокая степень доброжелательности часто рассматривается как наивность или покорность. Люди с низкой степенью часто являются конкурентными или сложными людьми, которые могут рассматриваться как спорные или ненадежные.
Характеристики людей с высокой степенью доброжелательности | Характеристики людей с низкой степенью доброжелательности |
|
|
Добросовестность
(Conscientiousness) Добросовестность (эффективность / организованность или легкость / небрежность). Склонность быть организованным и надежным, проявлять самодисциплину, действовать послушно, стремиться к достижению и отдавать предпочтение плановому, а не спонтанному поведению.
Высокая добросовестность часто воспринимается как упрямство и одержимость. Низкая добросовестность связана с гибкостью и спонтанностью, но может также проявляться как неряшливость и ненадежность.
Характеристики людей с высокой степенью добросовестности | Характеристики людей с низкой степенью добросовестности |
|
|
Невротизм (Нейротизм)
(Neuroticism) Невротизм (чувствительный / нервный или безопасного / уверенного). Склонность к психологическому стрессу. Склонность легко испытывать неприятные эмоции, такие как гнев, беспокойство, депрессия и уязвимость.
Невротизм также относится к степени эмоциональной стабильности и импульсного контроля и иногда упоминается его низким полюсом, “эмоциональная стабильность”.
Высокая стабильность проявляется как стабильная и спокойная личность, но может рассматриваться как неискренняя и равнодушная.
Низкая стабильность выражается как реактивная и возбудимая личность, часто очень динамичные люди, но они могут восприниматься как неустойчивые или небезопасные. Кроме того, люди с более высоким уровнем невротизма, как правило, имеют тенденцию к ухудшению психологического благополучия.
Характеристики людей с высокой степенью невротизма | Характеристики людей с низкой степенью невротизма |
|
|
Открытость опыту
(Openness to Experience) Открытость опыту ( изобретательный / любопытный или последовательный / осторожный ). Отражает степень интеллектуального любопытства, творчества и стремления к новизне и разнообразию. Также описывается как степень, в которой человек является образным или независимым.
Высокая открытость может восприниматься как непредсказуемость или отсутствие внимания. Более вероятна склонность к рискованному поведению или употреблению наркотиков.
Люди с высокой открытостью преследуют самореализацию специально пытаясь найти интенсивный, эйфорический опыт. И наоборот, люди с низкой открытостью стремятся реализоваться благодаря упорству и характеризуются как прагматичные и управляемые данными, иногда даже воспринимаемые как догматические и замкнутые.
Сохраняются некоторые разногласия относительно того, как интерпретировать и контекстуализировать коэффициент открытости.
Характеристики людей с высокой степенью открытости опыту | Характеристики людей с низкой степенью открытости опыту |
|
|
Признаки личности
По мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной (1991), ключевыми системообразующими признаками личности
выступают: эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения.
Эмоциональность – совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Активность – характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода. Саморегуляция – системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые. Побуждение– мотивационный компонент характера.
Как отмечалось выше, психологи часто характеризуют людей на основе определенной совокупности (или системы) черт. Черты личности – обобщенные характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков. Описываемый ниже тест Кеттелла основан именно на таком подходе. Можно привести примеры нескольких наиболее фундаментальных черт (или факторов) личности – таких, как: 1) эмоциональность, 2) доминантность, 3) моральность (Мельников, Ямпольский, 1985. С. 18-63).
В психологии широко применяются различные типологии личности
. По доминирующей пространственно-временной ориентации можно определить такие типы личности, как “мемуарист”, “конъюнктурщик”, “прогнозист”. Различия в потребностно-волевых переживаниях позволяют выделить “пессимистов”, “уравновешенных” и “оптимистов”. По содержательным направленностям человек может быть “деловой”, “экстраверт” (в том числе “коллективист”), “игрок”, “интраверт”. По уровню освоения деятельности – “ученик”, “исполнитель”, “любознательный”, “творец”. Типы личности по доминирующим формам реализации деятельности следующие: “преобразователь”, “созерцатель”, “оратор”, “мыслитель” (Фридман, Кулагина, 1991. С. 127).
Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами: познавательным, морально-нравственным, творческим, коммуникативным и эстетическим. Такие потенциалы играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности.
Познавательный потенциал
определяется прежде всего объемом и качеством информации, которой располагает личность. Он также включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.
Морально-нравственный потенциал
обусловливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и нравственных моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироотношениях.
Творческий потенциал
личности определяется наличным репертуаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности или общения.
Коммуникативный потенциал
личности оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми. Содержательно-динамически эта способность выражается в богатстве системы и репертуара социальных ролей, которые исполняет личность.
Эстетический потенциал
личности обусловливается уровнем и интенсивностью ее художественных потребностей, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется в творчестве (профессиональном или самодеятельном) и в “потреблении” произведений искусства.
Другими словами, личность определяется тем: 1) что она знает, 2) что она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как она общается, 5) каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет (Каган, 1974. С. 260-262).
Для локальной коррекции и развития важно знать ряд ключевых личностных образований и уметь воздействовать на них. К одним из таких образований относится жизненный план личности
. Он представляет собой систему взаимосвязанных и обобщенных целей, которые ставит перед собой личность, интеграцию и соподчинение ее мотивов, приобретение устойчивого ядра ценностных ориентаций.
Жизненный план – явление одновременно социального и жизненного порядка, связанное с вопросами самоопределения: профессионального (кем быть?) и морального (каким быть?).
Одна из системных характеристик личности, позволяющая прогнозировать ее будущее, – это направленность личности
. Она представляет собой совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного поведения личности.
Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные потребности, взаимосвязанные между собой. Это – потребность быть личностью (потребность персонализации) и потребность самореализации.
Персонализация (от лат.
личность) – процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности.
Потребность персонализации
обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Как и любая потребность, она может иметь многоуровневую реализацию и проявляться в стремлении субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей.
Потребность самореализации
проявляется в стремлении индивида реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности). Подлинной сутью хорошего образования должно являться ознакомление с путями, благодаря которым человек может стать тем, кем он способен стать, т.е. самореализоваться. Частным проявлением указанной потребности выступает самоактуализация как полное переживание жизни, постоянный выбор и реализация своих возможностей.
Интегральной характеристикой личности является ее устойчивость
, которая детерминирует все основные процессы в личности: мотивы, возможность формирования надситуативной активности, целеполагание, принятие решений, фрустрационную и стрессовую пластичность и т.п. В критических ситуациях поведение личности, обладающей устойчивостью, в целом осуществляется по следующей схеме: задача – актуализируемый ею мотив – осуществление действий, ведущих к реализации этого мотива, – осознание трудностей – негативная эмоциональная реакция – поиск способов преодоления трудностей – снижение силы отрицательных эмоций – улучшение функционирования (Фридман, Кулагина, 1991).
Поведение неустойчивой личности отличается неспособностью преодолевать трудности. Для такой личности характерны переоценивание вероятности неудачи и недооценивание возможности получения предметов потребности, благ; общая несбалансированность психофизиологической организации (чаще всего в форме психопатии).
Важным регулятором поведения личности является Я-концепция
– совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его самооценкой. Я-концепция выполняет тройную функцию:
1) способствует достижению внутренней согласованности личности;
2) определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта;
3) служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя (Берне, 1986. С. 30-46). Кроме этого, Я‑концепция осуществляет регуляцию социального поведения личности.
Целью воспитания и развития является формирование в личности таких ценностных ориентаций, отношений, мотивов, которые обеспечивали бы оценку и регулирование поведения в соответствии с морально-нравственными нормами, принятыми в конкретной социально-культурной среде. Такие образования должны предоставлять личности возможность производить посильные изменения окружения в направлении его развития и совершенствования.
Формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности личности. Эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания другого. Она является основой содействия, помощи. Развитие этой способности может осуществляться в специально организованных ситуациях совместных переживаний. Подобные ситуации имеют место в учебных группах, когда учащийся переживает вместе с другими (например, в ходе соревнований).
Нравственному развитию может способствовать хорошо организованная совместная трудовая деятельность. При групповом взаимодействии личностные особенности поддаются изменениям в большей степени, чем при индивидуальном. Наиболее эффективно процедуры таких изменений протекают в группах коррекции и развития личности.
Существует обширный перечень обобщающих теоретических работ, посвященных описанию различных подходов в исследовании личности и ее развития. Знакомство с этими работами позволит практическому психологу расширить профессиональный кругозор, более осмысленно применять различные методики развития и конструировать свои собственные.
Являются ли черты «Большой пятерки» универсальными?
Р. МакКре и его коллеги обнаружили, что черты большой пятерки также удивительно универсальны. Одно из исследований, в котором рассматривались люди более чем из 50 различных культур, установило, что эти пять измерений могут быть использованы для описания личности независимо от культурных ценностей.
Основываясь на этом исследовании многие психологи придерживаются мнения, что пять личностных измерений не только универсальны, но и имеют биологическое происхождение.
Психолог Дэвид Бусс предложил эволюционное объяснение этих пяти основных черт личности, предполагая, что эти черты личности представляют собой наиболее важные качества, формируемые социальной средой.
Какие факторы влияют на большие пять черт?
Исследования показывают, что как биологическое, так и экологическое влияние играет определенную роль в формировании нашей личности. Исследования близнецов показывают, что как природа, так и воспитание играют определенную роль в развитии каждого из пяти личностных факторов.
Одно из исследований генетических и экологических основ этих пяти признаков касалось 123 пар однояйцевых (монозиготных) близнецов и 127 пар многояйцевых (дизиготныех) близнецов. Результаты показали, что наследуемость каждого признака составляла 54% для экстраверсии, 42% для приемлемости, 49% для добросовестности, 48% для невротизма и 57% для открытости.
Долговременные исследования также показывают, что эти большие пять личностных черт, как правило, относительно стабильны в течение взрослой жизни.
Одно исследование, проведенное среди взрослых людей трудоспособного возраста, показало, что личность, как правило, была стабильной в течение четырехлетнего периода и мало изменилась в результате неблагоприятных жизненных событий.
Исследования показали, что взросление может повлиять на пяти признаков. С возрастом люди становятся менее экстравертными, менее невротическими и менее открытыми для переживания. Приемлемость и добросовестность, с другой стороны, имеют тенденцию увеличиваться по мере взросления людей.
Какие выводы можно сделать
Всегда помните, что поведение предполагает взаимодействие между личностью человека и ситуационными переменными. Ситуация, в которой человек оказывается, играет важную роль в том, как он реагирует. Тем не менее, в большинстве случаев, люди предлагают ответы, которые согласуются с их основными чертами личности.
Люди, которые не проявляют явной предрасположенности к одному фактору в каждом измерении выше, считаются адаптируемыми, умеренными и разумными, но они также могут восприниматься как беспринципные, непостижимые и расчетливые.
Эти измерения представляют широкие области личности. Исследования показали, что эти группы характеристик, как правило, встречаются у многих людей вместе. Например, люди, которые общительны, как правило, разговорчивы. Однако эти признаки не всегда встречаются вместе. Личность сложна и разнообразна, и каждый человек может отображать поведение в нескольких из этих измерений.
Источники: ☰
- The Big Five Personality Traits
⚠ [ Все материалы носят ознакомительный характер. Отказ от ответственности krok8.com ]
Понятие личности в философии
Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности.
Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту жизнь, какая его конечная цель и чему он посвящает свою жизнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если его взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.
Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека – это персонализм. Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми. Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.
Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.
Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. В античные времена под личностью понималась особа, которая выполняла какую-то определенную работу, личностью называли маски актеров. Они как бы понимали что-то насчет существования личности, но понятия как такого в обиходе не было, только позже в ранней христианской эпохе начали применять этот термин. Средневековые философы отождествляли личность с Богом. Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.
Понятие личности в философии кратко звучит так – личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.