Характеристика акустико-мнестической афазии: механизм, симптоматика, ведущие направления восстановительного обучения.

Афазия – это состояние, при котором у человека наблюдаются речевые нарушения. Возникает патология при поражении областей головного мозга, отвечающих за речь.

Акустико-мнестическая афазия представляет собой явление, при котором является неполноценной слухоречевая память. В этом случае человеку становится тяжело повторять словесную цепочку, сложно подбирать подходящие слова при общении.

Болезнь можно диагностировать при прохождении ряда обследований. Для коррекции речевой функции потребуется устранить первопричину болезни, а также пройти общую реабилитацию.

При появлении первых симптомов патологии человеку следует посетить медицинского специалиста для того, чтобы была возможность диагностировать конкретное заболевание.

Характеристика

Особенность акустико-мнестической афазии заключается в том, что человек понимает речь других людей, при этом не может адекватно воспринимать длинные и сложные фразы. Связано это с тем, что гражданин не способен запоминать слова, сказанные всего несколько минут назад. Человеку тяжело поддерживать разговор, а также отвечать на различные вопросы. Также может отсутствовать возможность повторить за врачом несколько слов.

Подобные отклонения имеют прямую связь с нарушениями памяти. В большинстве случаев акустико-мнестическая афазия появляется у человека после перенесённого инсульта или аналогичного нарушения, повреждающего работу височной области головного мозга. Стоит отметить, что человеку сложно повторить цепочку из произнесённых слов. Если назвать ему сразу 5 наименований предметов, то он сможет воспроизвести только первый и последний. При этом остальные названия он забудет.

При акустико-мнестической афазии человеку будет сложно описать, что именно означает конкретный предмет. Объясняется подобное тем, что пациент неспособен воспроизвести в памяти конкретный образ. Если говорить о речи, то может присутствовать перестановка слов. Также может искажаться структура звуков в конкретных наименованиях. Допустим, вместо слова «дерево» человек станет говорить «деворе». Из-за этого значительно усложняется общение с окружающими людьми, тем более что отклонения могут наблюдаться не только в отдельных словах, но и в целых фразах.

Больному следует понимать, что даже лёгкая форма акустико-мнестической афазии является опасной, потому как отсутствует возможность воспринимать тексты, а также утрачивается способность самостоятельно излагать длинные мысли. Нередко человек заменяет в предложении правильные слова на фразы, которые не подходят по смыслу. Из-за этого его могут перестать понимать даже близкие родственники.

Если говорить о чтении и письме, то данные навыки, как правило, не ухудшаются из-за афазии. В редких случаях человек начинает совершать незначительные ошибки, а также пропускает или заменяет слова на неподходящие по смыслу.

Осложнения

Афазия препятствует нормальной коммуникации больного с окружающими, лишает возможности полноценного чтения, письма, выполнения арифметических действий. Указанные изменения неблагоприятно отражаются на качестве жизни, уровне социальной адаптации. Пациентов раздражает неспособность точно донести свои мысли до окружающих. Присоединяются переживания по поводу сопутствующих неврологических нарушений в двигательной сфере, инвалидности. На этой почве возможно развитие невротических расстройств (ипохондрии, депрессии), акцентуация негативных черт характера. Ситуация усугубляется, если акустико-мнестическая афазия принимается врачами и близкими за когнитивное расстройство. Отсутствие специализированного лечения приводит к стойкому закреплению речевой дисфункции.

Причины

Мнестическая афазия является серьёзным отклонением, которое появляется из-за различных заболеваний. При диагностике врач обязательно определяет, что в конкретной ситуации привело к возникновению расстройства памяти и речи. Можно выделить ряд наиболее вероятных причин, которые способны спровоцировать появление неприятного заболевания.

Возможные провоцирующие факторы:

  • Инсульт. Во время него происходит острое нарушение кровотока или возникает кровоизлияние в головной мозг. Значительно страдает функция органа, из-за чего человек сталкивается с осложнениями. Даже при своевременном лечении пациент начинает страдать от негативных последствий заболевания. Например, при ишемическом инсульте афазия появляется из-за того, что был недостаток кровоснабжения, и возникло кислородное голодание определённой коры головного мозга. Если пациенту пришлось столкнуться с геморрагическим инсультом, тогда нарушения появились из-за сдавления височной доли излившейся кровью.
  • Внутримозговые опухоли. Новообразования в височных отделах приводят к речевым расстройствам. Опухоли способны по мере роста оказывать сдавливающее воздействие на церебральные структуры и питающие их сосуды. Как итог, человек не может полноценно запоминать слова, которые были недавно сказаны.
  • Черепно-мозговые травмы. Достаточно распространенная причина, которая приводит к возникновению мнестической афазии. Это может быть ушиб, появление внутримозговой гематомы, которые приводят к гибели нейронов, отвечающих за слухоречевую память. Патологическая зона разрастается из-за того, что начинается воспалительный процесс и появляется отёк после травмы. Состояние требует незамедлительного обследования и лечения, потому как могут возникнуть крайне негативные последствия для человека вплоть до летального исхода.
  • Инфекционные и воспалительные патологии. Ими могут выступить такие болезни, как энцефалит, церебральный абсцесс и менингит. При этом очаги воспалений находятся в мозговой области, отвечающей за речь. К негативным изменениям приводит компрессия, отёк и десметаболизм в области поражения. Из-за этого происходит апоптоз нервных клеток, приводящий к нарушению межнейрональных связей.
  • Прогрессирующие дегенеративные процессы. Проблемы с памятью и речью могут быть вызваны болезнью Альцгеймера, Пика, а также лейкоэнцефалитом Шильдера.

Мнестическая афазия будет проявляться конкретными симптомами, при обнаружении которых человеку следует обратиться к врачу. Важно своевременно начать лечение для того, чтобы можно было приостановить развитие заболевания и улучшить речь.

В иной ситуации болезнь будет прогрессировать, из-за чего человеку придётся столкнуться со значительным ухудшением памяти.

Прогноз и профилактика проблемы

Прогнозы при акустико-мнестическом типе афазии можно ставить, зная генез заболевания и учитывая время, когда было начато лечение.

Нередко после инсультов, черепно-мозговых травм, энцефалита люди восстанавливают речевую функцию. Однако этому предшествует длительный терапевтический период.

Если афазия остается невыявленной, не подвергается коррекционному воздействию, то речевая патология приобретет стойкий характер. Самые неблагоприятные прогнозы даются при афазии, возникшей в результате опухоли или поражения мозговых структур.

Профилактические меры предусматривают своевременно начатое лечение цереброваскулярных заболеваний, выявление онкологического фактора, предупреждение травматизма, укрепление иммунитета.

Акустико-мнестическая форма афатического расстройства не всегда означает окончательный приговор. Если диагноз поставлен правильно и своевременно начато лечение, то больной имеет высокие шансы на сохранение полноценной деятельности.

Основные симптомы заболевания

Людям следует знать, как именно проявляется мнестическая афазия. Безусловно, каждый случай является индивидуальным, поэтому нельзя однозначно сказать, какие симптомы затронут конкретного человека. При этом можно выделить ряд признаков болезни, которые будут наблюдаться у пациентов с мнестической афазией.

Основная симптоматика:

  • Со стороны нарушения понимания. У человека значительно нарушается слухоречевая память, причём данное отклонение характерно для различных форм афазии. При этом у пациента наблюдается повышенная речевая активность, с помощью которой больной пытается компенсировать проблемы с коммуникацией. Достаточно часто пациент не понимает, что именно ему пытаются сказать. Также он может указывать совсем на другой предмет, а не на тот, о котором шла речь. Тяжелее всего пациенту поддерживать общение сразу с несколькими людьми. Объясняется подобное тем, что у него нет возможности проследить за нитью разговора. Если человек страдает от акустико-мнестической афазии, тогда ему сложно слушивать лекцию, музыкальные композиции, а также смотреть телепередачи.
  • Со стороны чтения и письма. Человеку значительно проще писать текст, чем разговаривать. Связано это с тем, что будет больше времени для того, чтобы подобрать нужные слова. При этом записывание фраз под диктовку будет даваться значительно сложнее. Объясняется подобное тем, что человек не сможет в полной мере удерживать в голове сказанные фразы. Больной будет постоянно переспрашивать то, что ему сказали. Отдельно стоит отметить, что в некоторых случаях наблюдаются трудности с пониманием прочитанного текста. Это объясняется тем, что он состоит из длинных предложений, которые не удаётся удерживать в памяти. При этом в любом случае человеку значительно сложнее поддерживать беседу, а письмо и чтение даётся легче.
  • Со стороны экспрессивной речи. При мнестической афазии человеку тяжело произносить экспрессивную речь, потому как сложно подбирать подходящие слова. Из-за этого фразы носят выраженный предикативный характер. Человеку тяжело описать то, что он видит на картинке. При произнесении длинных предложений пациент часто заменяет существительные местоимениями.

В целом только врач сможет однозначно сказать, с какой разновидностью заболевания приходится иметь дело. Для этого пациенту придётся пройти диагностику, по итогам которой будет поставлен диагноз. Не следует ждать, что нарушение речи самостоятельно пройдёт. Без лечения оно может приводить к различным негативным последствиям, в частности, будет значительно нарушаться речевая функция.

Патогенез

Артикуляция речи, фонематический слух в норме. Патогенетической основой данного речевого расстройства является нарушение слухоречевой памяти. Согласно предположениям, у пациентов повышена тормозимость слухоречевых следов. Клинически это выражается забыванием предыдущих услышанных слов при восприятии новых. Другим патогенетическим аспектом данной патологии считается ограниченность объёма слухоречевой памяти. Дефект негативно отражается на способности к письму, счёту, чтению.

В большинстве случаев поражение задневисочных областей (поле 37) сопровождается нарушением их связи с близлежащими оптико-гностическими структурами затылочной доли. В результате возникают затруднения в соотношении словесного обозначения предмета и его зрительного образа, страдает смысловая сторона речи. Следствием являются клинически наблюдаемые сложности восприятия сказанного и трудности подбора необходимых слов в экспрессивной речи.

Методы диагностики

При акустико-мнестической афазии потребуется пройти диагностику для того, чтобы подтвердить конкретное заболевание. Человеку понадобится проконсультироваться с разными специалистами: неврологом, нейропсихологом, психиатром, логопедом и афазиологом. В обязательно порядке понадобится выяснить, что именно привело к нарушению речи. При этом во время лечения необходимо будет устранить первопричину для того, чтобы нормализовать своё самочувствие.

Человеку потребуется ряд обследований:

  • Неврологическое исследование. В неврологическом статусе пациента может быть обнаружен очаговый дефицит: патология черепных нервов, спастический гемипарез. Большое значение имеет оценка когнитивных способностей. Если имеются различные отклонения в психическом статусе, тогда человеку понадобится проконсультироваться с психиатром.
  • МРТ головного мозга. С его помощью можно уточнить морфологический субстрат болезни. С помощью исследования удастся обнаружить новообразования в головном мозге, увидеть очаги воспаления, обнаружить дегенеративные изменения. На снимках можно увидеть зоны ишемии, а также внутричерепные гематомы. Если у человека были травмы, тогда их тоже можно будет обнаружить.
  • Сосудистые исследования. Медицинский специалист может направить человека на дуплексное сканирование, на ангиографию, а также на УЗДГ. Подобные исследования требуются, когда есть подозрения на цереброваскулярную патологию. С их помощью можно оценить состояние кровотока, выявить окклюзии сосудов.
  • Обследование речевой функции. Оно проводится логопедом и афазиологом. Потребуется выявить вербальную парафазию, снижение слухоречевой памяти, дислексию, дисграфию.
  • Люмбальная пункция. Они берётся в той ситуации, когда присутствуют подозрения на нейроинфекцию. При проведении лабораторных исследований будут выявляться воспалительные изменения в организме, удастся определить тип возбудителя болезни. Также можно обнаружить признаки произошедшего кровоизлияния и найти опухолевые клетки.

При подтверждении диагноза врач назначит схему лечения, которая будет подходить конкретному пациенту. Человек должен будет следовать рекомендациям врача для того, чтобы была возможность улучшить своё состояние. Только в этом случае можно будет значительно улучшить память и речевую функцию.

Восстановление речи при афазии

Лечение афазии в обязательном порядке предусматривает воздействие на первопричинные факторы, для чего в зависимости от диагноза может понадобиться помощь невролога или нейрохирурга, консервативное или хирургическое лечение. В некоторых случаях афазия проходит самостоятельно, когда восстанавливается нормальный кровоток в мозговых тканях, но такой благоприятный исход встречается у небольшого числа пострадавших. Зачастую коррекция афазии требует множества усилий со стороны медиков и самого пациента, длительного периода реабилитации.

Кроме того, большое значение для исправления речи имеет понимание и помощь близких, которые при общении с больными должны руководствоваться такими правилами:

  1. Сохранять спокойный тон, нормальный стиль общения, говорить на равных (не как с маленьким ребенком или душевнобольным).
  2. Говорить простыми словами, недлинными предложениями.
  3. Не торопить больного, давать ему время для формулировки своих высказываний.

Для лечения могут применяться такие методики:

  • медикаментозная терапия;
  • логопедических занятия;
  • физиотерапия (электромиостимуляция, магнитотерапия);
  • психотерапия.

Терапия

Для коррекции речевого дефекта человеку обязательно нужно устранить первопричину. Именно поэтому врач назначит лечение для борьбы с заболеванием, которое вызвало нарушение речи. Вполне возможно, что потребуется операция, если консервативные методы не помогут избавиться от болезни. Например, хирургическое вмешательство необходимо при опухолях и гематомах.

Врач назначит человеку специальные препараты, которые будут стимулировать обменные процессы в головном мозге. Потребуется восстанавливать утраченные нейронные связи и функции. Могут быть назначены сосудистые препараты, ноотропные средства, нейрометаболические медикаменты. Для устранения афазии достаточно часто врачи прописывают Мемантин.

Человека направят на занятия с логопедом, при этом основная задача врача – расширить объём оперативной слухоречевой памяти. Важно с первых дней после возникновения заболевания посещать логопедический кабинет. Поначалу задания выполняются с опорой на зрительное восприятие, затем проводятся лёгкие слуховые диктанты. Пациентам рекомендуется заучивать стихи, песни, а также речевые ряды.

Афазия может быть: сенсорномоторной, семантической, моторная, общей, тотальной и еще много других видов. Это заболевание может возникнуть даже у детей. Не оставляйте симптомы без внимания, обращайтесь к врачу.

Прогноз во многом зависит от того, по какой причине появилось заболевания, а также насколько быстро было начато лечение. По этой причине сложно однозначно сказать, удастся ли полностью восстановить речевую функцию. Если человек не хочет столкнуться с афазией, тогда ему нужно вовремя лечить инфекционные болезни, а также проводить профилактику инсульта. Если патологии избежать не удалось, понадобится в обязательном порядке обратиться к медицинскому специалисту.

Как проявляется

Амнестическую форму афазии бывает достаточно трудно распознать и диагностировать при первичном осмотре больного. У таких людей нет нарушения диалоговой речи, в том числе спонтанной, они строят фразы правильно, без грамматических ошибок, однако в их разговоре превалируют глаголы и практически отсутствуют существительные.

Характерными также являются следующие речевые особенности:

  • множественные повторения одних и тех же слов в спонтанной речи;
  • затрудненный поиск нужного названия предмета или события;
  • замена слова описанием его внешнего вида и функций;
  • отсутствие моторных нарушений (нет трудностей с произношением звуков), правильная артикуляция;
  • сохранение навыков чтения и письменной речи (правильно называет нужное слово, если видит его графическое изображение);
  • есть феномен отчуждения смысловой нагрузки слова при его правильном повторении.

Чаще всего амнестическая афазия является симптомом какого-то грозного заболевания или состояния, поэтому в клинике могут присутствовать и другие неврологические проявления, например, сопутствующий гемипарез.

Выраженность клинических признаков может иметь разную тяжесть в зависимости от таких факторов, как:

  • локализация очага поражения и его размеры;
  • причина заболевания (например, инсульт характеризуется более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз сосудов);
  • возраст пациента (у молодых людей больше возможностей для скорого и полного восстановления речи);
  • наличие сопутствующих тяжелых заболеваний;
  • особенности компенсаторных возможностей организма.

Амнестическая афазия в чистом виде встречается реже смешанных форм, например, сочетания сенсорной и моторной афазий на фоне забывчивости слов при опухолях мозга или сосудистых заболеваниях.

Типы нарушения

Можно выделить 4 основных типа расстройства, хотя их различают несколько больше. Стоит отметить, что в некоторых случаях симптомы весьма похожи и даже совпадают. Эта классификация основана на том какая часть головного мозга и какие последствия это вызывает.

Итак, есть 4 типа афазии:

  1. Cенсорная (возникает при поражении центра Вернике). Человек слышит слова и может их повторять, но не понимает их значения);
  2. Моторная (поражен центр Брока). Страдает произношение, грамматика высказывания, речь бессвязная, человеку тяжело переключиться с одного слова на другое);
  3. Сенсомоторная. Глобальное поражение обоих речевых центров, человек не понимает устную речь других и практически ничего не может сказать сам).
  4. Амнестическая (поражена теменно-высочная область). Тяжело называть предметы, хотя пациент понимает их значение и может произнести это слово).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]