Антисоциальное поведение на работе – офисное безумие


Описание

Антисоциальность

отличается от
асоциальности
тем, что во втором случае индивид относится к социальным нормам с безразличием и непониманием, и не стремится противодействовать им[4].

А. Л. Венгер о[4].

Разумовская о, а также, что «антисоциальное поведение проявляется не только во внешней поведенческой стороне, но и в изменениях ценностных ориентации и представлений, то есть в деформации системы внутренней регуляции поведения личности»[3].

Насилие на работе

Как отмечают Байс с соавторами (Bies et al.), одна из форм реагирования на субъективно воспринимаемое нарушение организационной справедливости — физическое насилие. В последнее время физическое насилие на работе превращается в эпидемию. До 1980-х гг. таких терминов, как «насилие на работе» и «убийство на почве производственных отношений», вообще не существовало. Министерство юстиции США (1998) приводит данные, согласно которым ежегодно фиксируется 150 тыс. инцидентов, связанных с насилием на работе. Более 1000 людей были убиты на работе. За последнее десятилетие число работников, убивших своих менеджеров, возросло вдвое. Булатао и Ванденбос (Bulatao & VandenBos) сообщают, что убийство является основной причиной смертельных случаев на производстве, в торговле, сфере услуг, менеджменте и конторской деятельности. Представленные статистические показатели по преступности делают эти отчеты несколько сухими и безличными. Ниже приведены конкретные случаи насилия на работе (Mantell.

– Тампа, штат Флорида: мужчина вернулся на прежнюю работу и застрелил трех своих бывших начальников во время их обеденного перерыва. Прежде чем застрелиться самому, он ранил еще двоих.

– Саннивейл, штат Калифорния: сотрудник фирмы, выполняющей военные заказы, застрелил семерых человек в офисе, после того как одна из его коллег не приняла его ухаживания.

– Корона, штат Калифорния: в одной из больниц города женщина открыла огонь из оружия 38-го калибра, ранив одну медсестру и обстреляв детское отделение.

– Вудленд, штат Мэриленд: уволенный автомеханик вернулся в гараж и открыл огонь по группе работников, убив двоих и ранив одного.

Есть соблазн представить эти эпизоды как единичные случаи, несколько искусственно превращенные в сенсации. Но оказывается, что частота и тяжесть насилия на работе возрастают как в США, так и в других странах. Келлеер (Kelleher) следующим образом говорит о масштабах этой проблемы: «Если вы работник бензозаправочной станции, чиновник или продавец, у вас выше риск быть убитыми на работе, чем у вашего районного полицейского. Если вы секретарь или клерк в офисе, у вас выше риск погибнуть на работе, чем у шахтера в Западной Виргинии в результате несчастного случая в угольной шахте». Кроме того, Барлинг (Barling) отмечает, что жертвы насилия на работе могут быть основными и второстепенными — членами семьи основных жертв, их коллегами, которые сами не пострадали, но, поставив себя на место основной жертвы, изменили свои представления, переживания и ожидания.

Исходной точкой для рассмотрения психологии насилия на работе служит проблема агрессии. Кокс и Лизер (Сох & Leather) о. Таким образом, агрессивные действия нередко оказываются ответной мерой, реакцией на предшествующее действие или предшествующие действия агрессора. Поэтому насильственный акт рассматривается как один из этапов в последовательности социальных актов. Ответный агрессивный акт можно рассматривать частично через понятия организационной справедливости.

Лица, совершившие насилие на работе, часто считают себя жертвами несправедливости, имевшей место на работе. Они особенно склонны воспринимать организацию виновной в нарушении принципов процедурной справедливости. Джонсон и Индвик (Johnson & Indvik) утверждают, что нарушение психологического контракта — одна из главных причин насилия на работе. При описании лиц, совершивших насилие на работе, часто используется слово «недовольный» (disgruntled). Ментел (Mantell) отмечает, что актам физического насилия неизменно предшествуют заметные признаки гнева, например словесные угрозы или рассерженный вид. Реальному насилию нередко предшествуют словесные нападки и/или преследование жертвы. Однако в большинстве случаев словесные нападки и преследования не перерастают в убийство. То есть существует континуум насильственных действий на работе, а убийство (или попытка убийства) соответствует крайней точке (Neuman & Baron). Агрессоры, по-видимому, хотят получить от организации больше с точки зрения персональной идентичности и целей, чем организация может предоставить, и поэтому они персонализируют чувство отвержения, когда их потребности не удовлетворяются. Они склонны считать, что их связь (контракт) с организацией была нарушена, и практически не считают себя ответственными за свое поведение. Кроме того, лица, совершившие насилие на работе, часто отличаются дезадаптивностью и имеют конфликтные межличностные отношения в других сферах своей жизни.

При попытке выявить систематические паттерны среди лиц, совершивших насилие на работе, было обнаружено устойчивое сочетание индивидуальных характеристик. Недостатком этого «профильного» подхода является то, что хотя он и описывает преступников, выявленные характеристики могут также описывать и многих других людей. Это означает, что многие работники могут соответствовать профилю, но фактически не совершать насильственных действий на работе. Например, большинство сокращенных работников испытывают чувство отверженности и несправедливости, но тем не менее не совершают насильственных действий. Рассуждения после свершившегося факта могут создать впечатление, что агрессоры были явными кандидатами на совершение преступления и поэтому должны были быть выявлены, а их действия — предотвращены. Фолгер и Бэрон (Folger & Baron) называют процесс выявления лиц, наиболее склонных к насилию на работе, «моделью поп-корна». Они утверждают: «Работник, выходящий из себя и стреляющий в своего начальника, похож на первое “взорвавшееся” кукурузное зернышко. Очевидно, наблюдатель может попытаться объяснить, почему именно это зернышко лопнуло прежде других. Хотя все лопнувшие зерна выглядят одинаково, исследование под микроскопом или химический анализ могли бы помочь в определении меры уникальности каждого зерна. Аналогично этому тщательное исследование лиц в определенной трудовой обстановке может выявить важные различия в отношении разных личностных характеристик, которые, как было ранее установлено, связаны с агрессией». Несмотря на распространенность насилия на работе, оно все же достаточно редкое явление в общей популяции профессионально занятых лиц. Поэтому точно прогнозировать подобные события значительно труднее, чем находить их причины по факту.

Агрессия — это результат действия как индивидуальных, так и ситуационных факторов. Среди выявленных ситуационных факторов следует отметить плотность населения, шум, жару и употребление алкоголя. И лабораторные, и полевые исследования (например, Geen) свидетельствуют о том, что в субъективно воспринимаемых условиях скученности, неконтролируемого шума и высокой температуры окружающей среды ее вероятность возрастает. Но наиболее показательны исследования связи между употреблением алкоголя и агрессией (Greenberg & Barling). Пернанен (Pernanen) утверждает, что употребление алкоголя полностью изменяет способность человека понимать социальные ситуации. Употребление алкоголя приводит к сужению возникшей ситуации и снижению интеллектуальных и вербальных способностей; к переоценке собственных возможностей, власти и влияния на окружающий мир. Агрессию человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, может вызвать неправильное истолкование ситуации и повышенная уверенность в своей способности справиться с проблемой, применив физическую силу (Сох & Leather). Было обнаружено, что многие лица, совершившие насилие на работе, употребляли перед инцидентом алкоголь.

Некоторые исследователи считают, что насилие на работе — это лишь часть более широкой категории психосоциальных опасностей, на которые должна реагировать организация. Лизер (Leather) выделяет три типа стратегий, которые организациям следует использовать, если они сталкиваются с такими сложными видами психосоциальных опасностей, как насилие на работе:

– Превентивные стратегии(например, обучение работников) устраняют опасность либо уменьшают ее влияние на работников или вероятность ее возникновения.

– Реактивные стратегии (например, официальные организационные планы реагирования на чрезвычайные ситуации) улучшают способность организации распознавать возникающие проблемы и реагировать на них.

– Реабилитационные стратегии (например, консультирование) помогают работникам справиться с существующими проблемами или восстановить душевные силы после них.

Николетти и Спунер (Niciletti & Spooner) ратуют за обращение организаций к командам по оценке угрозы/насилия, которые обучали бы менеджеров распознавать насильственное поведение и реагировать на него, а также осуществляли бы организованные процессы информирования об угрозах и реагирования на них. Рут и Зиска (Root & Ziska) считают, что потребность в подобных мероприятиях особенно остра при проведении организационного сокращения.

Компании неохотно участвуют в исследованиях, посвященных насилию на работе, поскольку это довольно щекотливая и «взрывоопасная» тема. Фокс и Спектор (Fox & Spector) описывают исследование насилия на работе, от участия в котором многие компании отказались. Авторы сообщают: «Основной причиной, которую указывали компании, отказываясь от участия в исследовании, было то, что они не хотят “выбивать из колеи” своих работников. Работники именно таких компаний, вероятно, могли бы предоставить наиболее полную информацию о контрпродуктивных поведенческих реакциях на неблагоприятные условия труда». Антисоциальное поведение на работе — комплексный феномен. Бэрон, Хоффман и Меррил (Baron, Hoffman & Merrill) проводят параллель между насилием на работе и насилием в сферах жизнедеятельности, не связанных с работой.

Качества антисоциального поведения

Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева согласно DSM-IV выделяют следующие отрицательные качества лиц с антисоциальным поведением[5]:

  1. частые уходы из дома с невозвращением на ночь;
  2. склонность к физическому насилию, драчливость с более слабыми сверстниками;
  3. жестокость по отношению к другим и издевательство над животными;
  4. сознательное повреждение собственности, принадлежащей другим;
  5. целенаправленные поджоги;
  6. частое враньё, вызываемое разнообразными причинами;
  7. склонность к кражам и грабежам
  8. стремление к вовлечению лиц противоположного пола в насильственную сексуальную активность.

После 15-летнего возраста у носителей антисоциальных расстройств проявляются следующие признаки[5]:

  1. трудности в учёбе, связанные с неподготовкой домашних заданий;
  2. трудности в производственной деятельности, связанные с тем, что такие лица часто не работают даже в тех случаях, когда работа доступна для них;
  3. частые, необоснованные отсутствия в школе и на работе;
  4. частые уходы с работы без реальных планов, связанных с дальнейшим трудоустройством;
  5. несоответствие социальным нормам, антисоциальные действия, носящие уголовно-наказуемый характер;
  6. раздражительность, агрессивность, проявляющиеся как по отношению к членам семьи (избиение собственных детей), так и по отношению к окружающим;
  7. невыполнение своих финансовых обязательств (не отдают долги, не оказывают финансовой помощи нуждающимся родственникам);
  8. отсутствие планирования своей жизни;
  9. импульсивность, выражающаяся в переездах с места на место без ясной цели;
  10. лживость;
  11. отсутствие лояльности к окружающим со стремлением «свалить» вину на других, подвергнуть риску других, например, оставляя открытой электропроводку, опасную для жизни. Несоблюдение правил техники безопасности при работе, сопряженной с риском для жизни. Стремление к рискованному автовождению с подверганием риску других.
  12. отсутствие активностей, связанных с заботой о собственных детях. Частые разводы.
  13. отсутствие угрызений совести по поводу ущерба, нанесенного другим.
  14. не представлены тревога и страх, поэтому они не боятся последствий своих действии.

Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева отмечают, что стремление взрослых наказать лиц с антисоциальным поведением «сопровождается невыполняемыми обещаниями не повторять такого поведения»[5].

Понятие профилактики асоциального поведения

Определение 1
Под профилактикой или превенцией понимается обоснованная научно своевременная деятельность, которая направлена на предотвращение асоциального поведения.

Профилактика асоциального поведения заключается в следующих направлениях:

  • выявлении и пресечении инцидентов жестокого обращения с человеком, особенно, если речь касается ребенка или подростка;
  • оказании помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации;
  • в обеспечении и защите конституционных прав гражданина;
  • в превентивной работе с семьями и ближайшим окружением человека.

Профилактика может быть:

  • превентивной, то есть предупреждающей, направленной на избежание возможностей или нивелирование уже существующих для совершения противоправного или асоциального поступка;
  • интервентивной, то есть происходящей непосредственно в момент или сразу после совершения такого поступка; такая профилактика связана с недопущением повторных случаев проявления асоциального поведения и работа над самосознанием человека;
  • поствентивной, то есть происходящей после совершения какого-либо асоцаильного поступка или связанной с работой человека, направляя его на социально одобряемый курс поведения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Профилактика асоциального поведения 400 руб.
  • Реферат Профилактика асоциального поведения 230 руб.
  • Контрольная работа Профилактика асоциального поведения 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Литература

  • Венгер А.Л.
    Словарь терминов // Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1.. — М.: Генезис, 2001. — 160 с. — ISBN 5-85297-031-X. (недоступная ссылка).
  • Венгер А.Л.
    Словарь терминов // Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с..
  • Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В.
    Качества антисоциального поведения // Социодинамическая психиатрия.. — М., Екатеринбург: Академический проект, Деловая книга, 2000. — 460 с. — ISBN 5-8291-0015-0. (недоступная ссылка)
  • Разумовская П. Е.
    Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением / Н. Л. Нагибина. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М.: МосГУ, 2009. — 26 с. — 100 экз.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]