- Виды стереотипии
- Причины возникновения стереотипии
- Как уменьшить стереотипию у детей-аутистов
- Как лечить стереотипию у детей с аутизмом
Стереотипиями принято называть любые эпизоды бесцельно повторяющихся действий, движений, слов или отдельных звуков. Альтернативный термин для обозначения стереотипий – самостимуляция или стимминг, стимы (производная от английских слов stimulation, to stimulate – стимуляция, стимулировать).
Те или иные проявления стереотипного поведения свойственны людям любого возраста и психоэмоционального склада. К ним относятся такие привычки, как частое бессознательное облизывание губ, почесывание носа, ритмичный стук по столу пальцами или карандашом, качание ногой, наматывание на палец пряди волос и многое другое. Симптомы детского аутизма проявляются не только в виде стереотепиии, но именно этот признак является максимально наглядным на первых стадиях.
Стереотипия при аутизме характеризуется патологическим усилением такого повторяющегося поведения до такой степени, что оно становится социально неприемлемым и/или начинает вызывать серьезные трудности в быту, общении, обучении, трудовой деятельности и т. д. Именно этим прежде всего и отличается стереотипия у аутистов (аутистическая стереопатия) от «легкого» стереотипного поведения нейротипичных людей.
МКБ-9
В МКБ-9 была рубрика «стереотипные повторяющиеся движения» (307.3307.3)[2]. Как описано в классификации, ключевая особенность этого диагноза — повторяющихся стереотипные движения, которые не связаны с каким-либо психическим или неврологическим заболеванием[2]. Включается раскачивание, вращение, кивание головой, кивательные спазмы, подмаргивание и постукивание пальцами[2]. В основном встречается при умственной отсталости с основным расстройством либо при монотонности окружающей обстановки[2].
Стереотипия: так ли страшен зверь?
Услышав, как на площадке ребенок пяти лет выкрикивает «баобаб» в десятый раз подряд, мы машинально думаем: «С ним явно что-то не так». Действительно, наличие «странных» повторяющихся актов поведения, видов деятельности и специфических интересов является одним из трех главных диагностических признаков аутизма (МКБ-10, DSM-V). В литературе и на практике встречается множество примеров вмешательств, нацеленных именно на эту особенность РАС. Вместе с тем стереотипии также характерны для людей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями, поздней дискинезией, двигательными расстройствами, в том числе для условно здоровых, с точки зрения современной психиатрии, взрослых представителей населения. В ряде исследований обнаружили, что нормотипичные дошкольники на определенном этапе развития (6-24 месяца) склонны демонстрировать так называемые первичные стереотипии: схожее, но не такое частотное и длительное поведение, что и их сверстники с РАС. Также среди взрослых есть те, кто привычно постукивают ногой от нетерпения, щелкают пальцами, чешут затылок или подбрасывают мячик, обдумывая что-либо, наконец грызут ногти или курят, переживая трудные моменты жизни. Поэтому сам факт стереотипии при диагностике не так критичен: важно, насколько это поведение выбивается из возрастных и социальных рамок.
Стереотипия часто формируется еще во младенчестве (до двух лет) и проявляется разнообразными повторяемыми устойчивыми социально нефункциональными движениями, действиями с предметами, позами и издаваемыми звуками, звукосочетаниями, словами и репликами. Обычно возникает в моменты, когда ребенок возбужден, выглядит уставшим, ему больше нечем себя развлечь или он испытывает стресс. Многие это несколько ошибочно именуют «стимингом», полагая, что такое поведение всегда аутостимулятивно и направлено на получение приятных ощущений.
Внешне стереотипия может выражаться довольно просто или, наоборот, выглядеть замысловатым ритуалом.
Примеры:
- Покачивание всем телом;
- Кручение вокруг своей оси;
- Марширование на месте;
- Подпрыгивание;
- Поглаживание себя;
- Царапание собственной кожи;
- Потряхивания, взмахи, хлопки и верчение руками;
- Манипуляция объектами в поле периферийного зрения;
- Хождение на цыпочках;
- Бег по кругу;
- Скрещивание ног;
- Рычание;
- Выстраивание цепочек из объектов;
- Однообразные бессмысленные действия с игрушками;
- Расправление складочек на одежде;
- Немедленная и отложенная эхолалия;
- Подкидывание предметов;
- Покусывание авторучки;
- Удары головой о поверхности;
- Рисование повсюду дорожного знака «проезд закрыт»;
- Заплетание косичек у всех кукол;
- Рассказывание всем подряд состава пены для бритья;
Важно отличать стереотипии от других похожих явлений, например, от моторных тиков. И первые, и вторые возникают с некоторой степенью периодичности и ухудшаются в стрессовых ситуациях и при эмоциональном возбуждении, более того они могут сочетаться друг с другом. Однако тики развиваются в более позднем возрасте (не ранее 5-7 лет), изменчивее в топографии (внешних проявлениях), лишены ритмичности, возникают внезапно и так же неожиданно пропадают, в том числе во сне, часто ассоциируются с дискомфортом. Если от стереотипной активности можно отвлечь с помощью других стимулов, то тики человек пытается подавить сам, в том числе прибегая к медикаментозной терапии. Одно дело, когда ребенок быстро моргает, намеренно глядя на яркий потолочный свет, другое ─ когда у него дергается глаз и он явно пытается это прекратить, сжимая пальцами веко. При малейших подозрениях на последний вариант следует обратиться к профильному врачу (неврологу) в целях дифференциальной диагностики.
Еще раз обозначим, что стереотипии:
Методы коррекции стереотипий у детей
С.С. Морозова предлагает следующие способы коррекции:
- Переключение. Стереотипные действия «переключают» на другие действия. Но только на те, которые нравятся ребенку или хотя бы не вызывают в нем негативных эмоций. Например, если ребенок начал раскачиваться, его осторожно останавливают и предлагают вместо этого поиграть в то, что ему нравится (покатать машинки или собрать пазл). Если у ребенка двигательные стереотипии к примеру, он бессмысленно, но непрестанно теребит пальцы вместо того, чтобы заниматься на уроке, ему можно предложить положить руки на стол, если он не реагирует на слова, то нужно подойти и помочь ему это сделать.
- Замещение. В ходе него ребенку одной стереотипией замещают другую, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. Например, если ребенок раскачивается на месте, у него проявляется синдром навязчивых движений, то можно отвести его покачаться на качелях. Однообразные прыжки двигательных стереотипий можно подменить прыжками на батуте или через скакалку. Одну стереотипию можно замещать разными видами деятельности. Они будут ограничены по времени и более подвластны контролю.
- Трансформация. Это сходно с замещением. По сути это и есть замещение, но только при этом смысл действий меняется. Действия будут более полезными для развития ребенка. Например, если ребенок любит бесцельно манипулировать с мелкими деталями конструктора, его можно научить конструировать целенаправленно – построить дом из конструктора, например.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Как распознать и справиться с психологическим шоком
- Прерывание. Этот метод более кардинальный. Ребенка лишают возможности совершать стереотипные действия или лишают его ритуалов. Например, если он привык, чтобы все двери были закрытыми, постепенно его приучают к тому, что не все двери в помещении могут быть закрытыми и это нормально. Вначале слегка приоткрывают дверь, а потом доводят до полностью открытой. Если ребенок привык есть из одной тарелки, вначале подбирают похожую на нее, например, но немного отличающуюся, постепенно приучая ребенка к новой посуде.
- Наработка гибкости. При этом ребенку вводят новые способы стереотипий, которые взаимодействуют со старыми. Постепенно происходит замена. Этот процесс долгий, который должен быть непрерывным, он способствует лечению. Чтобы ребенок постепенно приспосабливался к новым условиям жизни.
По мнению многих специалистов, стереотипия исчезнуть сама собой у детей не может. При этом требуется не только лекарственное лечение, но и помощь психолога, при нарушении речевой сферы занятия с дефектологом и логопедом. Успеха можно достичь только долгой, медленной и тщательной коррекционной работой. Об этом стоит задуматься родителям, которые надеются, что «само пройдет». Естественно, речь идет о патологических стереотипиях, симптоме болезней. Сами стереотипии не болезни по сути, которые лечат только врачи. Это поведение или действия, которые чаще всего требует психотерапии и психокоррекции, внимательного отношения родителей и педагогов.
Рекомендации и предупреждения
Первым делом проводится анализ чувств, которые аутист пытается простимулировать, только в таком случае можно правильно подобрать альтернативу стимулирующему поведению.
Стимминг можно заменить следующими вариантами самостимуляции:
- визуальной: мультфильмы, образовательные программы, глобус, калейдоскоп, лазерные указки, яркие шары и т.д.;
- звуковой: мультфильмов и программ, игра или прослушивание музыки на планшете, музыкальные игрушки;
- сенсорной: применение тканей с разными текстурами (тканевый массаж ног, рук, спины), игра с песком/глиной/пластилином, мягкие текстурные игрушки, душ (желательно с массажем);
- двигательной: батут, карусели, гамаки, фитболы, игрушки-качалки;
- запах: арома-свечи, аромамасла, ручки/карандаши с запахом, иные ароматизированные товары;
- оральной: жевательные конфеты, коктейли с соломинкой, продукты с кислым/сладким или горячим/холодным контрастом.
Особые рекомендации по распорядку дня
Аутичные дети с кожным вектором часто гиперактивны и крайне неусидчивы. Такая расторможенность приводит к чрезмерному возбуждению нервной системы, особенно к концу дня. Многие родители таких детей жалуются, что установить нормальный режим никак не получается.
Между тем, это первое, что надо сделать в такой ситуации. Даже здоровый ребенок с кожным вектором испытывает потребность в наличии правил, распорядка дня и действий, системы. Аутисты – не исключение. Но задать им правила и режим требует намного больше сил и последовательности от родителей.
Все режимные моменты (кормление, прогулка, занятия, сон) должны проходить строго в одно и то же время каждый день. Поначалу, может казаться, что вы своими руками строите ребенку казарму, но это совсем не так. Поначалу он может протестовать, но затем уже будет подчиняться повторяющимся правилам, и лучше чувствовать себя в рамках заданной структуры времени. Наладится и вечернее засыпание.
Система запретов и ограничений обязательно должна соблюдаться всеми без исключения членами семьи. При необходимости дайте прочесть эту статью сердобольным бабушкам. Соберитесь и единожды обсудите, что ребенку разрешается, а что – нет, и в каких случаях возможны варианты.
Далее, система правил и ограничений должна одинаково работать и у папы, и у мамы, и у других членов семьи. Если ребенку категорически запрещено трогать лекарства, то это не разрешает никто. И неважно, что вовсе неопасно пошуршать пустой упаковкой.
Учитывая полевое поведение ребенка, пространство также должно быть структурировано по зонам. Такому ребенку нельзя и кушать и заниматься в одном и том же месте. Как бы ни мала была квартира, постарайтесь разбить ее на зоны: это уголок для игры, это стол для занятий, а кушаем – только на кухне.
Как уменьшить стереотипии
Вот несколько идей о том, как можно уменьшить время, посвященное стереотипиям, и одновременно развивать навыки общения:
— Медицинское обследование, чтобы исключить физические причины стереотипий, например, ушные инфекции, хронические боли, мигрени, отслоение сетчатки.
— Улучшение сенсорной и эмоциональной обстановки, чтобы ребенку было комфортнее и потребность в самоутешении уменьшилась.
— Спорт, физические упражнения и другие интенсивные физические нагрузки уменьшают стереотипии. Возможно, это связано с тем, что при физических нагрузках освобождаются бета-эндорфины, как и в результате стереотипий.
— Продолжайте общение, даже если возникли стереотипии. Джеймс МакДональд предполагает, что люди с аутизмом воспринимают окружающий мир скорее через ощущения и действия, а нейротипики скорее через мысли и язык. Если понять это различие, то стереотипии становятся более осмысленными. МакДональд рекомендует выполнение различных занятий по очереди, при этом не надо пытаться остановить стереотипии ребенка, достаточно просто вовлекать его в занятие. Постепенно совместное занятие станет для ребенка более привычным и привлекательным, и это естественным образом уменьшит стереотипию.
— Создание положительной ассоциации между стереотипией и социальным взаимодействием. Один из способов использовать стереотипию для процесса обучения — это разрешать стереотипии как поощрение или награду после короткого периода совместной игры или работы. Джулия Мур считает, что если выделять запланированное время на стимминг после общения, то это позволит ребенку быть собой, мотивирует его чаще общаться, и при этом общее время, которое он проводит за стереотипиями, уменьшится.
— Присоединитесь к стереотипии! В некоторых подходах взрослым предлагается присоединиться к самостимулирующему поведению, чтобы инициировать общение. Например, если ребенок вращает тарелки, начните тоже вращать тарелки. Если ребенок раскачивается, начните тоже раскачиваться рядом с ним. Мой сын «стимился», поднимая руку и разговаривая с ней, как будто смотрелся в зеркало. Он был в восторге, когда я начинала делать это вместе с ним!
Затем вы можете добавлять к вашему взаимодействию что-то новое, например, жесты, с помощью которых ребенок сможет попросить то, чего он хочет. Основной принцип в том, чтобы предложить ребенку опыт, который вызовет похожие на стереотипию ощущения, но который является более функциональным и будет способствовать большей саморегуляции.
Другими словами, чтобы уменьшить стереотипии, предложите замену, которая будет более привлекательной!
Диагностика
Диагностическая программа включает в себя следующие мероприятия:
- визуальный осмотр ребенка;
- выяснение текущей клинической картины, сбор личного и семейного анамнеза;
- изучение истории болезни пациента.
Кроме этого, дополнительно могут потребоваться лабораторные и инструментальные методы исследования:
- общий и биохимический анализ крови;
- КТ, МРТ головного мозга;
- психиатрические тесты.
Проведение компьютерной томографии ребенку
Может понадобиться консультация невролога, офтальмолога, отоларинголога, детского психолога, логопеда.