Психологические особенности детей с дцп: о чем нужно знать родителям

Согласно медицинской статистике, гиперкинетическая форма ДЦП встречается приблизительно в 25% случаев.

Это – особая форма ДЦП, при которой у ребенка наблюдаются непроизвольные мышечные сокращения, именуемые гиперкинезами.

Среди наиболее характерных признаков данной патологии следует выделить поражения центральной нервной системы, нарушения мышечного тонуса, а также определенные речевые расстройства.

Что такое ДЦП?

Детский церебральный паралич — это хроническое заболевание. Оно объединяет в себе целый комплекс проявлений, связанных с расстройством двигательных функций. Чаще всего развивается во время внутриутробного развития плода.

ДЦП имеет непрогрессивный характер. Это значит, что болезнь не распространяется внутри организма, а точечно повреждает отдельные участки мозга. В результате ребенку становится сложно следить за координацией движений.

Выделяют 3 стадии патологического процесса:

  • ранняя;
  • начальная хронически-резидуальная;
  • конечная резидуальная.

Первая стадия продолжается около 4 месяцев. Для нее характерны: учащенная ЧСС, периоды нарушения дыхания, нистагм, судорожный синдром. Двигательные нарушения с трудом различимы.

Следующая стадия продолжается с пятого месяца жизни ребенка до 4 лет. В этот период зарождается стойкий мышечный гипертонус. Поздняя резидуальная стадия характеризуется закреплением двигательных нарушений, образованием контрактур на фоне мышечной атрофии.

Спастическая диплегия

Характерные признаки:

  • мышцы нижних и верхних конечностей в тонусе;
  • нижние конечности поражены в большей степени;
  • руки более активны и координируемы.

Диплегия – очень распространенный вид ДЦП, ее симптомы в определенной мере проявляются уже у новорожденных. Интеллект не затронут, ребенка можно с успехом обучать.

Несмотря на это, исключения все же возможны, существуют отдельные случаи, когда интеллектуальное развитие ниже нормы. Могут наблюдаться незначительные отклонения в психическом или речевом развитии.

Спастическая диплегия возникает чаще всего у недоношенных детей, но основная причина – кровоизлияние в желудочки мозга и разжижение нервной ткани. Поражен отдел мозга, отвечающий за двигательную активность.

Основные причины

Любая разновидность патологии является следствием нарушения питания мозга плода или новорожденного. Причины возникновения ДЦП гиперкинетической формы скрываются в дефектах подкорковых отделов мозга, точнее, стриопаллидарной системы.

Привести к заболеванию могут следующие патологии во время беременности:

  • инфекционное поражение (сифилис, токсоплазмоз и пр.) ;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • продолжительный токсикоз;
  • резус-конфликт;
  • ранняя отслойка плаценты;
  • заболевания, не связанные с беременностью у матери (диабет, пороки сердца, гипотиреоз).

Непосредственно во время родов спровоцировать ДЦП могут:

  • длительный безводный период;
  • родовая травма;
  • затяжные/преждевременные/стремительные роды.

В послеродовой период причиной возникновения ДЦП может стать асфиксия новорожденного вследствие удушения пуповиной или попадания околоплодных вод в легкие.

Гиперкинетическая форма ДЦП (детского церебрального паралича) – причины, симптомы, лечение, прогноз

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание серьезное и непредсказуемое. Оно может развиться еще в первом триместре беременности, а может возникнуть после родов, в результате родовой травмы или гипоксии.
Гиперкинетическая форма детского церебрального паралича (ДЦП) встречается в 25% случаев. Особенностью этой формы ДЦП является преимущественное нарушение тонуса мышц при незначительном нарушении психического развития ребенка.

Гиперкинетическая форма ДЦП отличается от других форм наличием непроизвольных движений или гиперкинезов. Гиперкинезы могут проявляться в различных частях тела, но наиболее часто им подвержены пальцы ног, рук, мышцы лица и шеи.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

При такой форме ДЦП у детей не формируются костные дефекты и контрактуры (ограничение подвижности сустава), но дети склонны к подвывихам мелких суставов рук. Из-за отсутствия точной координации может быть нарушен целенаправленный захват, что делает таких пациентов достаточно уязвимыми в быту.

Прогноз при гиперкинетической форме ДЦП зависит от степени тяжести заболевания, сопутствующей патологии, своевременности, адекватности и беспрерывности лечения и реабилитации. Детский церебральный паралич неизлечим, однако при правильном лечении и восстановлении возможно максимально компенсировать дефекты развития.

При отсутствии судорог болезнь не имеет тенденции к развитию. При легких и умеренных формах, а также адекватном лечении и реабилитации дети с гиперкинетической формой ДЦП могут самостоятельно передвигаться с 5-6 лет.

Несмотря на страшный диагноз, при такой форме ДЦП психическое развитие детей страдает значительно меньше, чем физическое. Это позволяет детям с легкими и умеренными формами ДЦП осваивать общую образовательную программу в школе и получать средне-специальное и высшее образование.

Причины

Любая форма ДЦП возникает вследствие нарушения питания мозга плода или новорожденного. Гиперкинетическая форма возникает из-за дефектов подкорковых отделов головного мозга, а именно стриопаллидарной системы.

Привести к развитию ДЦП у плода могут следующие патологии беременности:

  • инфекции (сифилис, папилломавирусная инфекция, токсоплазмоз и др.);
  • фетоплацентарная недостаточность (нарушения питания плода, в т.ч. гипоксия, вызванная дефектами плаценты матери);
  • тяжелый и продолжительный токсикоз;
  • раннее отслоение плаценты;
  • резус-конфликт;
  • болезни матери, не связанные с беременностью: пороки сердца, гипотиреоз, сахарный диабет и др.

Во время родов фактором риска, приводящим к возникновению или способствующим развитию ДЦП, могут быть:

  • длительный безводный период;
  • затяжные, преждевременные или стремительные роды;
  • родовая травма.

В послеродовый период основными факторами риска возникновения ДЦП являются асфиксия новорожденного (удушение из-за попадания околоплодных вод в легкие или удушение пуповиной).

Одна из центральных причин повреждения подкорковых отделов мозга — билирубиновая энцефалопатия, возникающая как осложнение после желтухи доношенных и недоношенных детей. Эта желтуха возникает при резус-конфликте матери и плода.

Внимательное и корректное ведение беременности, наблюдение за жизненными показателями матери и плода, позволяющие своевременно определить опасные для плода состояния и предотвратить возникновение гипоксии – является лучшей профилактикой ДЦП.

Не менее важное значение имеют выбор оптимального метода родоразрешения и грамотное ведение родов и послеродового периода и наблюдение за жизненными показателями новорожденного.

Симптомы гиперкинетической формы ДЦП

Для гиперкинетического паралича характерны симптомы:

  • Изменчивый мышечный тонус, мышечная дистония, перемежающиеся спазмы, гиперкинезы.
  • Насильственные непроизвольные движения, проявляющиеся при нервном возбуждении или волнении и отсутствующие во сне. Движения таких детей избыточные, неуклюжие, размашистые.
  • Нарушение глотания и расстройство речи. Речь у таких деток невнятная, медленная в 30-50% случаев может развиться нейросенсорная тугоухость.
  • В меньшей степени проявляются вегетативные расстройства и лабильность эмоциональной системы.
Тяжелые формы гиперкинетического параличаВыражаются в непроизвольных движениях уже на первых месяцах жизни, однако у большинства маленьких пациентов проявляются умеренные гиперкинезы в начале второго года жизни и имеют нисходящий характер: от корня языка, лица шеи до туловища и дистальных отделов конечностей.
Легкие формы параличаПроявляются быстрыми, неожиданными спазмами верхней половины туловища. Для тяжелых форм паралича характерны медленные, нарастающие гиперкинезы рук и ног. Покой и сон способствуют снятию спазмов и напротив стресс усиливает и учащает гиперкинезы.

Характерны изменения мышечного тонуса на первых годах жизни ребенка с гиперкинетической формой ДЦП. У новорожденных с синдромом ДЦП, как правило, снижен мышечный тонус в течение первого месяца жизни.

Ко второму месяцу могут проявиться дистонические приступы с резким повышением мышечного тонуса. Сухожильные рефлексы могут быть в норме либо же повышены.

Речевые нарушения проявляются задержкой развития речи, недостаточной артикуляцией и замедленным темпом речи.

Восстановление и реабилитация

Детский церебральный паралич – неизлечимая патология и абсолютного выздоровления при ней достичь невозможно. При своевременном, комплексном и беспрерывном лечении и реабилитации возможно добиться компенсации неврологического дефицита, избежать или уменьшить скелетные деформации и контрактуры, в том числе при гиперкинетической форме ДЦП.

Следует помнить, что до 5 лет у ребенка идет активное формирование психики и интеллекта, обучение навыкам. Также до 4-5 лет формируются и закрепляются двигательные нарушения и контрактуры при всех видах ДЦП. Поэтому лечебно-восстановительные мероприятия в раннем детском возрасте приносят наибольший эффект, а также позволяют привить ребенку основные навыки обращения в быту.

Лечение гиперкинетической формы ДЦП проводится с учетом индивидуальных особенностей заболевания ребенка. При составлении программы лечения учитывается тяжесть поражения мозга, сопутствующие патологии, наличие судорог, эпилептических приступов и др.

Лечение ДЦП подразумевает не только медикаментозную терапию, но и медицинскую реабилитацию, коррекцию речи и психо-педагогическую коррекцию, восстановительную терапию и реабилитацию.

Для медикаментозной терапии используют ряд препаратов, направленных на:

  • нормализацию мышечного тонуса, уменьшение гиперкинезов;
  • антиконвульсанты;
  • нейротрофические препараты и ноотропики для коррекции нервной системы и эмоционального фона;
  • средства для повышения метаболизма нервной системы;
  • витамины группы В.

Важнейшее значение в лечении мышечного спазма имеет массаж, лечебная физкультура (ЛФК) и физиотерапия. Для коррекции дефектов мышечного и костного скелета используются средства, компенсирующие нарушения при ДЦП: специальная обувь, костыли, коляски и т.д.

К более прогрессивным методам лечения ДЦП относится механотерапия, в которой используют различные тренирующие аппараты, костюмы, позволяющие выработать необходимый двигательный стереотип и уменьшить напряжение или обеспечить растяжение мышц.

Логопедическая и психо-педагогическая коррекция заключается в занятиях с дефектологом, психологом, устранении дефектов речи, работе с семьей пациента. Проводится социальная адаптация маленьких пациентов с ДЦП, им прививаются навыки общения, способность к обучению и получению профессии.

Хороший восстановительный эффект дает анималтерапия и реабилитация через спорт. Анималтерапия – это лечение посредством общения с животными. В этих целях используют лошадей и дельфинов.

Читайте тут, как оказать первую помощь при эпилепсии.

Описание эпилептического статуса вы найдете в другой статье.

Источник: https://nerv.hvatit-bolet.ru/giperkineticheskaja-forma-dcp.html

Характерные проявления и расстройства

Основным симптомом нарушения выступает непостоянство мышечного тонуса. Он может быть нормальным, сниженным или повышенным. Если на фоне паралича проявляется спастическая симптоматика, заболевание диагностируется как спастико-гиперкинетическая форма ДЦП.

Привычные движения у детей с таким диагнозом нарушаются: они выглядят неловкими и чуть размашистыми. Именно для данной формы характерно появление гиперкинезов — непроизвольного сокращения мимических мышц, ног и рук.

Выделяют несколько типов гиперкинезов:

  • атетоз;
  • малая хорея;
  • хореоатетоз;
  • торсионная дистония.

Они могут встречаться единично или в совокупности. Часто нарушения двигательного аппарата сочетаются в комплексе со слуховыми и речевыми расстройствами.

У детей с гиперкинетической формой ДЦП не происходит деформация суставов и формирование контрактур. Однако в области мелких суставов верхних конечностей могут образовываться подвывихи. Еще одним характерным признаком выступает нарушение захвата мелких предметов. Трудности возникают и при других движениях, требующих концентрации.

Различают разные степени тяжести патологии. При легком варианте дефекты двигательного аппарата практически незаметны. Такие дети могут посещать общеобразовательные учреждения и справляться без посторонней помощи. Однако у них могут возникать непроизвольные и резкие спазмы мышц, распространяющиеся преимущественно в области верхней части туловища. Подобные симптомы усиливаются после стресса и при депрессивных состояниях.

Для тяжелой степени гиперкинетической формы ДЦП симптомами выступают следующие состояния:

  • непроизвольные движения мышц проявляются в первые месяцы жизни;
  • на втором году жизни возникают умеренные гиперкинезы нисходящего характера;
  • сокращения мышц верхних и нижних конечностей имеют нарастающий характер.

Малыши со средней и тяжелой степенью патологии нуждаются в постоянной всесторонней помощи.

Учеба в обычной школе

Некоторые школы принимают детей с подобными проблемами. Но нужно учесть много «но», прежде чем малыш сядет за парту вместе со всеми.

Здесь все зависит от нескольких факторов:

  • физическая и интеллектуальная способность к обучению;
  • разрешение врача на посещение учебного заведения;
  • минимальная агрессивность ученика;
  • способность школы принять ребенка-инвалида;
  • наличие квалифицированных педагогов в области дефектологии.

К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат. Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно. А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.

Кроме того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно. Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли. Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.

Методы коррекции и восстановления

Полностью побороть заболевание не представляется возможным. Однако существуют разнообразные методики, посредством которых удается скорректировать поведение и движения ребенка. Подбирает их лечащий врач с учетом характеристик гиперкинетической формы ДЦП и индивидуальных особенностей маленького пациента.

Для обеспечения максимально эффективной терапии рекомендуется использовать комплексный подход. Он подразумевает применение следующих методик:

  • медицинская реабилитация;
  • медикаментозное лечение;
  • коррекция речи;
  • восстановительные процедуры;
  • помощь педагогов.

О каждом из методов будет подробно рассказано далее в статье.

Гиперкинетический вид заболевания

Гиперкинетическая форма (дискинетическая форма) ДЦП имеет следующие признаки:

  • непроизвольные движения конечностей;
  • неправильная постановка ног;
  • нарушения правильной позы позвоночника;
  • медленные движения;
  • судороги;
  • нарушение речи.

Статья в тему: Профилактика гипертонической болезни — цели, задачи и виды, рекомендации по образу жизни и питанию

Этот вид ДЦП незначительно отражается на интеллекте ребенка, поэтому малыш может довольно успешно учиться в школе, вполне нормально контактировать с окружающими, успешно адаптироваться в социуме.

Причина – гемолитическая болезнь, осложненная ядерной желтухой. Поражены подкорковые структуры.

Медикаментозная терапия

Начинать реабилитацию рекомендуется с раннего возраста. Лучше приступать к лечению гиперкинетической формы ДЦП в возрасте 4-5 лет. В это время двигательные нарушения, характерные для патологии, минимальны.

Медикаментозная терапия включает прием миорелаксантов для устранения мышечных спазмов, антиконвульсантов для купирования выраженности симптоматики. Чтобы откорректировать эмоциональный фон ребенка и работу ЦНС, требуется помощь нейротрофических медикаментов.

Посредством грамотно назначенной лекарственной терапии удается нормализовать мышечный тонус, уменьшить гиперкинезы. Для ускорения восстановительного периода и улучшения воздействия препаратов дополнительно рекомендуется прием витаминов группы В.

Другие методы лечения

При различных нарушениях на фоне гиперкинетической формы ДЦП рекомендовано применение средств, обеспечивающих их компенсацию. Речь идет о колясках, вертикализаторах, костылях, специальной обуви. На поздних стадиях используются прогрессивные методы, подразумевающие внедрение костюмов и тренирующих аппаратов. С их помощью удается компенсировать напряжение и выработать двигательные навыки.

При необходимости назначается логопедическая и психо-педагогическая коррекция. Работа дефектолога обычно направлена на снижение выраженности речевых дефектов. Психолог сотрудничает не только с ребенком, но и его родителями для обеспечения максимально комфортной обстановки в семье. Ребенка обучают общению со сверстниками.

При ДЦП широко применяется массаж. Процедуры способствуют улучшению кровообращения и обмена веществ. Для получения максимальной эффективности сеансы должен проводить квалифицированный специалист.

Для детей с ДЦП полезна и лечебная физкультура. Упражнения подбираются индивидуально. Практически всем маленьким пациентам рекомендуется плавание. Хорошим эффектом обладают физиотерапевтические процедуры.

Домашнее обучение

Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.

Обучение – это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.

Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.

Особенности иппотерапии при ДЦП

Перечисленные терапевтические мероприятия помогают снизить гипертонии мышц, но обучить ребенка новым навыкам они не способны. Поэтому сегодня в лечении синкинезий при гиперкинетической форме ДЦП широко используется иппотерапия.

Контакт ребенка с лошадью стимулирует функционирование его подкорковых зон мозга, позволяет научиться сложными движениями и улучшить речевые навыки. В процессе занятий снижается гипертонус мышц, выраженность гиперкинезов.

Всадник во время езды начинает непроизвольно повторять все движения лошади, учится удерживать равновесие и работать одновременно двумя ногами. Кроме того, пропадает привычка заваливаться на больную сторону, развивается мелкая моторика. Буквально за несколько занятий нормализуется эмоциональное напряжение на фоне возникшего чувства неполноценности в обществе.

Даже длительные сеансы иппотерапии практически не надоедают детям. Каждый раз они получают новые навыки, опыт и впечатления. Свежий воздух благотворно влияет на состояние всего организма.

Почему обычная школа подходит не всегда

Традиционная массовая школа чаще всего не подходит детям с ОВЗ, и вот основные причины:

  • инфраструктура территории школы и помещений для занятий может быть не приспособлена, например, часто отсутствуют пандусы и лифты;
  • темп учёбы приносит дискомфорт и отбирает много сил, например, в старшей школе ежедневное расписание состоит из 7-8 уроков;
  • формат массовой школы не позволяет ребёнку быть продуктивным — требования программы не коррелируют с возможностями ученика, а детям с ОВЗ может быть сложнее писать от руки, успевать за скоростью речи преподавателя или долго фокусироваться на одной задаче.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ может решить эти проблемы, так как позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным. Онлайн-школа может подстроиться под запросы ребёнка с инвалидностью и обеспечить максимально комфортные условия для занятий.

Прогноз на выздоровление

Прогноз при гиперкинетической форме ДЦП во многом определяется степенью тяжести патологии, наличием сопутствующих проблем со здоровьем, адекватным и своевременным лечением. Заболевание нельзя побороть окончательно. Однако при грамотном подходе и реабилитации можно максимально компенсировать дефекты развития.

При отсутствии судорог болезнь практически не прогрессирует. Дети могут самостоятельно передвигаться с 5-6 лет при легкой или умеренной степени тяжести гиперкинетической форме ДЦП. Психическое развитие у них страдает меньше, нежели физическое. Поэтому в большинстве случаев они осваивают школьную программу, получают среднее или высшее образование.

Характер поведения детей

При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются такие особенности в поведении детей:

  • ребенок руководствуется главным образом эмоциями, связанными с удовольствием;
  • детям с ДЦП присуща эгоцентричность;
  • они не могут целенаправленно работать в коллективе;
  • они не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их людей;
  • в поведении присущи элементы инфантильности;
  • даже в старшем школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм;
  • они чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;
  • поведение также характеризуется нестабильностью эмоций, расторможенностью;
  • дети, как правило, быстро утомляются;
  • они тяжело адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего страх высоты, темноты и проч.;
  • дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.
  • нередки нарушения сна, появление ночных кошмаров, ночной тревожности.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]