Наглядно-действенное мышление и роль сенсорно-перцептивных процессов в его становлении. статья по теме

Нагля́дно-о́бразное мышле́ние

— совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета, например, узнать в постаревшем лице школьного товарища. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. Функции образного мышления связаны с представливанием ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. [1].

За наглядно-образное мышление отвечает правое полушарие

мозга. Наглядно-образное мышление приводит к
мгновенному
получению результата.

Вид мышления, развивающийся у ребенка в 2-3 года и составляющий доминанту его поведения до 6-7 лет, где основной единицей является образ. Как и действие, образ у ребенка характеризуется синкретичностью, обилием частных связей, случайностью в выборе признаков, большой долей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов. В тесте Выготского — Сахарова, когда ребенку предлагают коллекцию разнообразных по цвету, размеру и форме фигурок и просят разделить ее на несколько более однородных групп, ребенок идет на поводу у самых броских поверхностных признаков, например собирает фигурки одного цвета или одной формы, что является ошибкой классификации. Жан Пиаже, долгие годы занимавшийся детским мышлением, обнаружил у детей одну специфическую особенность, которую даже назвали позже эффектом Пиаже. Если ребенку показать шарик, слепленный из пластилина, затем на глазах у него превратить этот шарик в лепешку и спросить, где больше пластилина, то ребенок укажет на лепешку, так как она занимает большее пространство. Это как раз демонстрация того, что у ребенка еще отсутствует способность к абстрагированию от первичных признаков и переход к более высокому обобщению. Наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления объединены в группу допонятийного мышления, так как оперирование понятиями здесь носит случайный неосознанный характер, и основу составляет непосредственное и конкретное отражение действительности. Это своего рода связующее звено между перцептивными процессами и абстрактными мыслительными, опосредованными знаками и символами. Наглядно-образное мышление доступно для психологического исследования по различным методам, где ведущую роль играют перцептивные элементы: цвет, форма, адекватность изображения какого либо предмета или явления. Наиболее распространенные методы: использование кубиков Косса, прогрессивных матриц Равена, исключение лишнего на картинках, классификация картинок, пиктограмма. Критерии развития наглядно-образного мышления могут быть различными — от правильности выполнения задания и скорости до степени оригинальности и абстрактности. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. [2]. Это зависит от вида профессиональной деятельности, личностных и индивидуально психологических особенностей. [3].

Около 30 % учащихся с 4-го по 6-й класс пользуются преимущественно образным мышлением для запоминания правил и решения задач, около 25 % — преимущественно последовательно-логическим, 45 % — используют оба полушария[4].

Особенности у детей

  • Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
  • Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
  • Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
  • Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.

Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.

Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.

Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.

На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.

Мужское

Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.

Женское

Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации. Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать.

Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою консультацию, и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.

Позитивное

Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.

Негативное

Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.

Стратегическое

Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.

Идеалистическое

Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.

Иррациональное

Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.

Рациональное

В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.

Аналитическое

Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.

Синтезирующее

Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены. Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые.

Образное мышление – основной вид у детей.

Дошкольный возраст

Развитие способности мыслить образами происходит у детей в возрасте 4-5-ти лет.

Они рисуют схематичные изображения, фантазируют и сочиняют.

Образное мышление вырабатывает отклик на произведения искусства, помогает определить нематериальные ценности. В этот период преобладает эмоциональный компонент.

В 5-6 лет появляется способность преобразовать в уме объект и пространство. Дошкольник может представить мир в трехмерном изображении.

В предшкольном возрасте развиваются первые представления о жизненном опыте и попытки использовать его.

В начальной школе развитое образное мышление помогает ребенку решать задачи, опираясь на схемы и рисунки. Характерной особенностью младших школьников является умение управлять мышлением. Школьники начинают интересоваться явлениями и предметами, выделяя наиболее яркие признаки и наделяя ими воображаемые предметы.

Средние классы

В этот школьный период продолжается развитие образно-чувственного мышления, повышается любознательность.

Подростки

Чувства выходят на первое место, воплощаясь в образах и подростки начинают рисовать, сочинять стихи. Для них становится важной понятийная образная сфера, он погружен в образно-символический мир, а реальность отходит на второй план. Мыслительные процессы тесно связаны с восприятием. Отсутствие жизненного опыта мешает сопоставить воображаемую систему образов с действительностью.

Предлагаем ознакомиться Салицилово-цинковая паста. Инструкция по применению при экземе, воспалении родинки, от прыщей, пигментных пятен, черных точек, потливости подмышек

Абстрактно-логический тип

Абстрактное мышление оперирует не только образами, но и отвлечёнными понятиями. Человек, у которого развился данный тип умственной деятельности, способен систематизировать информацию и целенаправленно её искать, планировать свои занятия. Считается высшей степенью развития мозговой деятельности, характерно только для человека.

Начало формирования абстрактного мышления приходится на 5-7 лет. Поздний дошкольный и ранний школьный период. Полностью способность оперировать абстрактными понятиями формируется у подростков и сохраняется всю жизнь.

Признаки того, что у дошкольника начало развиваться логическое мышление:

  1. осмысленное использование отвлечённых понятий в речи,
  2. появление навыка подробного планирования своей деятельности,
  3. понимание причинно-следственных связей в действиях окружающих.

Все эти операции происходят без непосредственного контакта с предметами.

Нарушение мозговой деятельности проявляются в неспособности обобщать, выделять главное, понимать переносный смысл слов и выражений. Для выявления подобных расстройств используются тесты, в которых нужно интерпретировать пословицу или поговорку, выявить принципиальное сходство между разными объектами.

Особенности

Этот тип мышления пользуется сложными логическими операциями. У подростков и взрослых людей он основной. Благодаря ему человек способен планировать, ставить перед собой задачи и оценивать их выполнимость, давать оценку собственным действиям и действиям окружающих, делать выводы и учиться на основе собственного и чужого опыта. Характерно глубокое внимание к деталям, понимание контекста, низкая эмоциональная вовлечённость.

Операции мышления

  • Сравнение – сопоставление предметов или явлений, поиск у них сходств и различий.
  • Анализ – выявление в объекте конкретных характеристик и свойств.
  • Синтез – объединение ряда элементов в целое.
  • Абстракция – отвлечение от общего и выделение одной стороны.
  • Обобщение – умение группировать подобные признаки.
  • Операции – это своеобразные единицы измерения мышления. За их счёт и осуществляется мыслительная деятельность. Они присутствуют на любом этапе развития интеллектуальных способностей, но проявляются в разных формах.
  • Сравнение — это поиск различий и сходств между объектами. На основании сравнения объекты могут объединяться в группе по схожести.
  • Анализ — разделение объекта на составляющие. На простейшем этапе сопровождается физическим разделением объекта (ребёнок ломает игрушки).
  • Синтез — операция, противоположная анализу – воссоздание вида целого объекта из его частей.
  • Абстракция — выделение существенных признаков объекта, игнорирование несущественных.
  • Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию – выявление конкретных характеристик объекта, восприятие его многообразия.
  • Индукция — выведение умозаключения от частного к общему, распространение знаний о конкретном объекте на всю группу похожих объектов.
  • Дедукция — операция, противоположная индукции – выведение умозаключения от общего к частному, распространение знаний о группе объектов на каждый объект их этой группы.
  • Классификация — разделение объектов по их различию. Выполняется на основе сравнения.
  • Обобщение — выявление общих признаков для разных объектов. Эта операция выполняется на основе сравнения.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление — это, как уже видно из названия, практические действия с реальными предметами, в результате которых человек развивается, учится, решает задачи, познает окружающий мир, его явления, устанавливает взаимосвязи между предметами.

Наглядно-действенное мышление является самым первичным звеном в формировании мышления человека, запускает работу головного мозга. Активно развивается в первый этап его жизни с 0 до 3 лет. В этом процессе участвуют все органы чувств ребенка: обоняние, осязание, зрение, слух и вкус. Поэтому так важно, чтобы ребенок мял, рвал бумагу; знакомился с предметами разной формы, структуры, вкуса и запаха; кидал, ломал, пробовал на зуб, строил и т.д. Это все не баловство, а необходимая работа по развитию человека. Рядом обязательно должны быть взрослые, чтобы показать, удивить или остановить при малейшей опасности.

Но и после трех лет развитие наглядно-действенного мышления не останавливается, а лишь усиливает сильные стороны личности:

  • умение наблюдать;
  • ставить опыты, эксперименты;
  • анализировать результаты.

У взрослых людей данная форма мышления приобрела новое звучание — ручное мышление. Умелые руки способны сотворить шедевр, из хлама воссоздать вещь, подарить человеку вторую жизнь или просто сделать качественный ремонт. Без такого «простого» мышления не обойтись в своей деятельности хирургам, изобретателям, ученым, слесарям, строителям и людям многих других профессий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]