Дух противоречия присутствует в каждом человеке. Возникает он с самого раннего возраста, когда родители наблюдают за своим ребенком непослушание, противостояние и нежелание подчиняться. Данное поведение лишь корректируется и меняется. При прохождении удачного воспитания человек вырастает законопослушным и полноценным гражданином своей страны. В противном случае может наблюдаться негативизм с соответствующими ему признаками проявления. Интернет-журнал psytheater.com даст понятие негативизму и причины его возникновения.
Если подходить к вопросу философски, то негативизм является естественным поведением человека. Все зависит от последствий негативизма, к которым он приводит. Если по большому счету противостояние общественному не вредит окружающим и самому человеку, тогда подобное поведение можно считать нормальным. Оно может кому-то не нравиться, но это уже чисто личностный вопрос.
Однако бывают случаи такого негативизма, которые не просто ущемляют права и свободу других людей, но и приносят им вред. Если человек своими действиями, которые направлены на противостояние общественному, вредят окружающим, тогда его наказывают. Он не просто ведет себя неправильно, но еще и противозаконно.
Негативизм может проявляться по-разному. Не каждый негативизм плох, но он практически всегда заставляет человека действовать антисоциально.
Что такое негативизм?
Негативизмом называется такое поведение человека, которое направлено на демонстративное противостояние общественному, общепринятому и нормальному. Желая проявлять свое мнение, следовать своим желаниям, жить по своему усмотрению, человек соотносит свое поведение ожидаемому. Если в обществе поведение человека считается ненормальным, неправильным или аморальным, тогда оно не приветствуется. Если человек не желает менять свое поведение и подстраивать его под общественные ожидания, тогда оно называется негативизмом.
Проявляется негативизм с самого раннего детства. И чем дальше взрослеет человек, тем больше вариаций негативизма он пробует и применяет. У детей негативизм часто проявляется в:
- Девиантном поведении.
- Противостоянии авторитетам.
- Непослушании.
- Упрямстве.
- Конфликтности.
Негативизм может быть чертой характера или ситуативным явлением. Это зависит от причин, по которым негативизм проявляется. Человек может в принципе вести себя не так, как того желает от него общество. Однако у индивида могут быть установки упрямствовать или противостоять в определенных ситуациях или в отношениях с конкретными людьми. Негативизм является устойчивым поведением в определенных ситуациях или в отношениях с людьми.
Негативизм изначально был чисто психиатрическим явлением, который проявлялся при постоянном противоборствующем поведении индивида под воздействием аутизма или шизофренического расстройства. Однако вскоре он перешел в психологию, где рассматривается как особенность поведения здоровых людей.
Негативизм проявляется у любого человека. Рано или поздно каждый сталкивается с такими ситуациями, когда приходится выбирать между общественными ожиданиями и собственными потребностями, желаниями. Психология рассматривает негативизм как противостояние внешнему воздействию. Это такая особенность поведения, которая проявляется при воздействии на человека извне и в противоречии его желаниям, интересам, взглядам и эмоциям.
Негативизм является необоснованным, неразумным и беспричинным поведением, которое человек порой не может объяснить. Порой негативизм становится защитным поведением, способом избежать конфликтной ситуации.
Негативизм делят на:
- Активный – прямой отказ от выполнения ожидаемых действий.
- Пассивный – невыполнение просьб вообще.
Обычно негативизм является ситуативным явлением. В определенной ситуации человек начинает протестовать, отстаивать свою позицию перед обществом. Однако при постоянной необходимости проявлять негативизм это становится чертой характера или устойчивым поведением. Человек уже в принципе становится конфликтным, который негативно относится к людям, миру в целом, ситуациям. Он становится неспособным адекватно и спокойно реагировать на окружающую действительность, поэтому всегда готов обороняться, защищаться, набрасываться, агрессивничать и пр.
Негативизм часто проявляется по причине:
- Кризиса возраста.
- Депрессии.
- Аддикции.
- Возрастных изменений.
- Стрессовой жизни.
- Начала развития психических заболеваний.
Негативизм может проявляться на уровне:
- Вербалики. Человек прямо на уровне слов отказывается, агрессирует или демонстрирует нежелание подчиняться внешнему давлению.
- Поведения.
- Внутриличностного протеста. Человек внешне не демонстрирует никакого поведения, а зачастую просто ничего не делает и молчит. Негативизм возникает по причине восприятия человеком окружающего поведения и отношения как нежелание его понимать и принимать.
Негативизм может проявляться в отношении самой жизни. Она воспринимается как проблема, постоянная борьба, конфликт. Если человек воспринимает жизнь как вечную борьбу или проблему, тогда он негативно к ней относится, что естественным образом заставляет его вести себя неподобающим образом, идти наперекор и противостоять.
перейти наверх
Кризис подросткового возраста в психологии
› Развитие личности › Самопознание
Подростковый кризис начинает и завершает один из самых трудных периодов в жизни человека, а именно время между детством и взрослой жизнью. Но давайте не будем бояться этого слова.
Слово «кризис» греческое, означает решение, поворотный пункт, исход. Возрастные кризисы это не нарушение и не болезнь, а именно поворотный пункт в развитии человека. Они связаны с переходом от одного этапа жизни к другому.
Они завершают один период и помогают адаптироваться к следующему.
Возрастные кризисы
Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский говорил о том, что развитие не идет равномерно. Более спокойные и длительные стабильные стадии сменяют относительно короткие и бурные кризисные периоды.
По мнению Выготского, «кризис – время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития». То есть, это нормальное и нужное явление.
4 отличия кризисного периода от стабильного:
- В поведении ребенка произошли резкие изменения. Буквально вчера он был еще милым и послушным, а сегодня его как подменили.
- Начало и конец этого времени имеют размытые границы. Нельзя четко сказать, что кризис подросткового возраста начинается в одиннадцать или двенадцать лет, а заканчивается в пятнадцать.
- Ребенок постоянно конфликтует с родителями и другими людьми, спорит, не воспринимает уговоры.
- Регресс в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский Л.С.).
Возрастные кризисы у детей:
- Новорожденность. Это самый яркий и неоспоримый кризис в развитии ребенка. Это переход от одной среды к другой, из утробной во внешний мир.
- 1 год. Он связан с переходом малыша от горизонтального положения к вертикальному. Он встает на ножки, отделяется от рук взрослых, появляется осмысленная речь.
- 3 года. Его еще называют кризисом «Я сам». В этом возрасте ребенок разделяет себя и мать на разных людей. Появляется местоимение «Я». Кроха осваивает пространство, учится манипулировать с предметами по назначению.
- 7 лет. Он определен переходом от дошкольного детства к школьному. От игры к обучению. Меняется способ мышления.
- 11-13 лет. Собственно подростковый или пубертатный кризис. (Пубертат – половое созревание). Отличительная черта подросткового кризиса от других – более длительное протекание этого периода. В это время дети меняются не только физиологически. Происходят изменения мышления, поведения, общения.
- 15-17 лет. Кризис юности, когда предстоит выбор профессии. Часто он вытекает из предыдущего этапа.
Почти все кризисы возрастного развития имеют похожие проявления. Особенно тяжело протекают они в три года и у подростков.
Характерные признаки кризисного периода:
- негативизм;
- упрямство;
- грубость;
- непослушание;
- своеволие;
- строптивость;
- обесценивание;
- деспотизм.
Особенности подросткового кризиса
Да, детство – непростое время. Целых шесть кризисных периодов. И самый, пожалуй, сложный из них — кризис подросткового возраста. Мы уже писали выше, что это самый длительный из кризисов. По сути это два кризиса, вытекающих один из другого, часто без стабильного промежутка между ними.
Как и любой другой, подростковый кризис не имеет явных границ. У одних детей его проявления могут быть уже в 9-10 лет, у других только к 13-14 годам. У девочек обычно раньше начинается этот период, но протекает спокойнее. У мальчиков созревание, как правило, стартует позже, но зато проявляется очень бурно.
Л.С. Выготский выделает 3 фазы подросткового кризиса:
- Негативная фаза или предкризисная. Первые признаки могут быть уже в 9-10 лет. Старая система ценностей отмирает. Происходит ломка стереотипов. Начинаются проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Появляются первые признаки полового созревания.
- Собственно сам кризис. 13-15 лет. Эта фаза может протекать по-разному: от выраженного негатива по отношению ко всем сферам жизни, до спокойного перехода к овладению новыми навыками. Появляются новые интересы, возможности, способы мышления. Дети всеми силами отстаивают свою индивидуальность и отделяются от родителей.
- Позитивная фаза или посткризисная. Она наступает у всех по-разному, обычно завершает пубертатный кризис. Это достаточно спокойное время, когда формируются жизненные ценности и уже определен дальнейший путь, а половое созревание почти закончено.
Кризис подросткового возраста в психологии имеет два направления:
- Зависимость от взрослых. Ребенок не хочет расти, не хочет быть взрослым, брать на себя ответственность. Происходит регресс в развитии. Возвращение к детским способам поведения.
- Независимость. Отрицание авторитета взрослого, бунтарство, негативизм, упрямство. В этом случае ребенок отстаивает не только свои права, но и личное пространство, требует равноправия.
Важно помнить, что чаще всего в поведении тинейджеров проявляются обе эти направленности. Наш подросший малыш будет с пеной у рта доказывать, что он прав, что ему хорошо и «не трогайте меня вообще». Но на самом деле в этот момент ему будет больше всего хотеться, чтобы вы подошли и обняли его, защитили, как в детстве.
Характеристика кризиса подросткового возраста с медицинской точки зрения
Время полового созревания это период роста и развития организма, который протекает скачкообразно, неравномерно и очень активно. Идет интенсивный рост и изменение тела. Детские фигуры постепенно приобретают признаки гендерной принадлежности.
Усиленно работают железы внутренней секреции. Совершенствуется мускулатура, идет процесс окостенения скелета. Сердечно-сосудистая система также развивается неравномерно.
Нервная система не успевает подстроиться под эти изменения, поэтому часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.
Такие изменения в организме могут привести к временным нарушениям:
- перепадам давления;
- тахикардии(учащенное серцебиение);
- головокружениям;
- обморокам;
- повышенной возбудимости.
Эти проявления непосредственно влияют на состояние здоровья и поведения. Они приводят к раздражительности, нервозности, нарушениям сна. Подростки быстро утомляются, становятся невнимательны на уроках, страдает успеваемость. Таким образом, можно выделить следующие.
Причины подросткового кризиса
- Быстрый темп физического и умственного развития приводит к образованию новых потребностей. Но они не могут быть полностью удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости. Другими словами, школьник ощущает себя самостоятельным и независимым. Но пока еще не может вести образ жизни взрослого человека.
- Ведущей деятельностью теперь выступает общение со сверстниками, а не учебная деятельность. Поэтому успеваемость снижается, а мнение взрослых перестает быть значимым.
- Развитие когнитивных функций ведет к новым знаниям. Мышление переходит от образного к абстрактному. Оно теперь работает, учитывая свой собственный опыт. Ребенок использует свои знания, память, дедукцию, свое мнение. Это ведет и к осознанию своей индивидуальности, неповторимости. Размышления о своем предназначении. Страх, вызванный этими размышлениями. Формируются взгляды на жизнь.
- Подросток постоянно испытывает внутреннее противоречие между желаниями и возможностями. Он способен реально и чаще всего критически оценивать свои умения. Но еще по-детски переживает, если не получает то, чего хочет.
- Часто причиной кризиса подросткового возраста является острый конфликт с родителями. Многие взрослые не знают или не понимают, что поведение их чада в период подросткового кризиса естественно. Оно обусловлено всеми выше перечисленными причинами. Но мамы и папы продолжают использовать старый подход к своему взрослеющему отпрыску.
Источник: //lifemotivation.ru/samopoznanie/krizis-podrostkovogo-vozrasta
Причины негативизма
Психологи выделяют следующие причины возникновения негативизма:
- Психические заболевания.
- Особенности характера.
- Неправильное воспитание родителями.
- Разрушение ценностей.
- Кризисы возраста.
- Психотравмирующие ситуации.
Негативизм развивается, когда человек не уверен в себе, беспомощен, не обладает достаточными знаниями и умениями, чтобы решать возникающие ситуации. Это приводит к инфантильности, когда индивид не способен выходить из конфликтов, решать проблемы, аргументировать свою позицию, защищать личные границы, справляться с неудачами. Здесь возникает противоречие, где человек выбирает отказаться от необходимости достигать целей. Ему легче отказаться, нежели осознать проблему и решить ее.
Вполне нормален негативизм, который проявляется в начале возникновения конфликтной или проблемной ситуации. Человек пока еще не обладает нужными знаниями, навыками или опытом, поэтому реагирует рефлексивно. Однако по мере решения проблемы и преодоления трудностей он возвращает свое стабильное состояние.
Такое возможно в кризисные возрастные периоды, когда человек меняет свою жизнь и пока еще набирается нового опыта, который связан с изменениями. Вполне нормально проявлять негативизм по мере решения проблем. Однако если человек выбирает бегство от проблем, тогда он развивает в себе устойчивое негативное поведение в подобных ситуациях.
В детском возрасте негативизм может проявляться еще и по следующим причинам:
- Гиперопека родителей.
- Отсутствие самостоятельности у ребенка в преодолении своих жизненных проблем.
перейти наверх
Статья Детский негативизм и причины его проявления
Составил учитель начальных классов
Проданова Анна Владимировна
2015
Проблема детского непослушания становится все более острой для родителей и педагогов, которые задаются вопросами: в чем же причина подобного поведения ребенка? Что побуждает его, еще недавно послушного и покладистого малыша, так активно протестовать против знакомых и привычных для взрослых правил, просьб и воспитательных воздействий. Негативные реакции начинают проявляться уже на самом раннем этапе развития ребенка: от рождения до 3 лет. Именно этот возрастной период характеризуется становлением личности ребенка и содержит в себе ряд возрастных кризисов. Поэтому очень важно в раннем возрасте своевременно распознать признаки негативизма ребенка, осознавая его причины, для преодоления личностных проблем общения взрослых с детьми в поведении и проявлении личности в будущем. Первые акты протеста, по мнению Л. С. Выготского, возникают уже в период кризиса первого года жизни, когда формируются первые представления ребенка о себе и появляются зачатки самосознания, как интуитивного чувствования Образа–Я, когда ребенок протестует против насильственной социализации и навязывания социальных установок и норм, к выполнению которых он, может быть, еще не готов (а это все чаще не чувствуют и не понимают родители и педагоги), или когда чувствует свое призвание, а поэтому проявляет свои желания и намерения в других, возможно в смежных, областях деятельности, но не в тех, которые предлагаются ему взрослыми. И тогда настойчивые требования взрослых являются здесь чаще всего провокацией естественного сопротивления тем действиям, которые оказываются не востребованными самим ребенком. Так, уже к концу первого года жизни у ребенка впервые проявляются «аффекты собственной личности» – первая ступень развития воли.
Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет выявить научное определение понятия «детский негативизм», а также описания особенностей его проявления. Большинство авторов определяют детский негативизм как немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях, противоположных требованиям, ожиданиям, предложениям со стороны других субъектов взаимодействия (близких взрослых, воспитателей, сверстников. На основании анализа определений, кото- рые составляют методическую базу для исследования детского негативизма, можно вывести более глубокое и содержательное понятие негативизма детей. Под детским негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или свер- стников.
Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенная потребность в учете его желаний в самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное (то есть неадекватное особенностям его роста, развития и психоэмоциональных склонностей) влияние со стороны близкого. Признаками детского негативизма в зависимости от типа темперамента будут являться упрямство, которое при рассогласованном типе воспитания перерастает в агрессию, и капризность, которая в таком случае преобразуется в уныние и депрессию. Под каприз- ностью мы подразумеваем такую форму поведения детей, которая выражается в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании . Под упрямством мы понимаем форму поведения ребенка, обусловлен- ную мотивом самоутверждения.
Особенности проявления негативизма обусловлены типом темперамента. Для слабого типа темперамента характерны менее интенсивные и аффективные негативные проявления ребенка, такие как капризы: плач, замкнутость, отчужденность, избегание. Для сильного типа темперамента характерно упрямство, то есть более интенсивные и аффективные негативные проявления ребенка: грубость, импульсивно активное отрицание, стремление действовать вопреки, истерические реакции, агрессивность. Проявляться детский негативизм будет не только во взаимодействии со взрослыми или сверстниками, но и в обычных социально нормативных режимных ситуациях.
Можно выделить две основные причины негативных проявлений в деятельности ребенка: во-первых, рассогласованность в способах воспитания взрослых, ответственных за педагогический процесс; во-вторых, невнимательность к конструктивно-созидательным потребностям ребенка, в том числе психолого-педагогическая некомпетентность взрослых как препятствие его самоутверждения и самостоятельности.
Рассмотрим подробнее причины возникновения негативных проявлений в поведении ребенка.
В каждой семье объективно складывается определенный комплекс воспитания, который далеко не всегда осознается взрослыми членами семьи, что проявляется в отсутствии осознанного целеполагания, формулировки задач, адекватности и согласованности применения конкретных способов и приемов воспитания, учета личных и типологических психологических особенностей ребенка.
Сам ребенок, как правило, вынужден лавировать, хитрить и приспосабливаться к противоречивым требованиям взрослых, и, как следствие, появляются негативные признаки развития личности ребенка: негативное эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок при беспредметном и случайном общении с близкими взрослыми; недостаточная сформированность социальных установок в результате некомпетентной психолого-педагогической позиции родителей; негативное поведение ребенка как средство привлечения внимания к собственным персоне; формирование упрямства как негативной черты личности, являющейся средством манипулирования родительскими установками; протестное поведение как реакция при эмоциональной травме; соматические недомогания, депрессия или агрессия.
Другая причина возникновения негативных проявлений в поведении ребенка – невнимательность значимых для ребенка (педагогов и родителей) к его конструктивно-созидательным потребностям. Психолого-педагогическая некомпетентность взрослых сегодня становится реальным скрытым препятствием его самоутверждения и самостоятельности, что неизбежно приводит к неудовлетворенным потребностям социального характера: потребности в общении, эмоционально теплом, доброжелательном контакте, самоутверждении, удовлетворении познавательных потребностей. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция здесь выполняет функцию компенсации и защитной реакции. Она помогает ребенку преодолеть трудную для него жизненную ситуацию но закрепляет деструктивный опыт социализации. Вопрос состоит в том, чтобы осознать принципиальные возможности ребенка этого возраста (от рождения до 3 лет), его потенции поступать мотивированно, то есть осознавать свои непроизвольные побуждения, желания, потребности, в чем взрослые – родители и педагоги – и должны оказывать ему помощь. Наши наблюдения показывают, что при недостаточности рефлексивных способностях родителей и ситуативной рефлексии педагогов в осознании переживаний ребенка «здесь и сейчас» развитие мотивированных действий детей невозможно либо затруднено. Другими словами, если взрослый не пытается вербализовать ситуативные переживания (как основу желаний и намерений) ребенка, то ребенок вынужден реагировать негативно при столкновении своих потребностей и требований взрослого, защищая свои истинные и пока еще трудно осознаваемые намерения и желания. При этом взрослый чаще всего не допускает даже мысли о том, что желания ребенка могут быть истинными в силу интуитивного влечения его к выполнению собственного предназначения, а социально-нормативные требования взрослого в такой ситуации могут быть чуждыми, а в некоторых случаях даже вредными (несмотря на их социальную нормативность) для духовно-интеллектуального развития ребенка.
Так, например, до сих пор современные исследователи с позиций традиционной педагогики и психологии рассматривают действия педагогов как всегда однозначно верные, что позволяет им вводить в заблуждение родительскую общественность в том, что негативизм ребенка якобы необходимо всегда преодолевать, настойчиво требуя исполнения социальных норм и правил поведения. Такой подход, по сути, является бихевиоральным, то есть ориентированным только на поведенческие, внешние реакции, без учета внутреннего механизма их проявления. Однако авторитарные методы педагогической работы не должны быть исключены: они уместны, на наш взгляд, но только в случаях, когда жизни или здоровью ребенка грозит опасность. Во всех других случаях ребенок ставит взрослого в творческую ситуацию, о которой говорили и говорят выдающиеся отечественные психологи: Д. И. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, М. И. Лиси- на, В. С. Мухина, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Никольская. От взрослого требуется реализовать свой творческий потенциал в поиске оригинальных, нетрадиционных способов решения проблемных ситуаций, обеспечивающих на основе «детско-взрослой взаимности» решение трех задач:
1) обеспечение социальных условий реализации своего предназначения ребенком;
2) накопление индивидуального опыта самотворения (творческих способностей) и, как следствие;
3) содействие конструктивной социализации личности.
В традиционной же практике образования преследуют лишь последнюю задачу, пренебрегая двумя предыдущими, требующими от педагогов и родителей развитых креативных способностей.
Вместе с тем вне зависимости от причин возникновения негативное поведение ребенка является сигналом к анализу взрослыми своих воспитательных воздействий, так как, проявившись в разных ситуациях несколько раз, негативизм может закрепиться и стать устойчивой чертой характера. Если проявления негативизма не будут конструктивно преодолены к младшему школьному возрасту, то они примут необратимую тенденцию развития либо в аутоагрессию вплоть до суицидальных попыток, либо в депрессию вплоть до асоциального образа жизни как оппозиции за длительное отсутствие любви к нему ближних (родителей, педагогов, сверстников).
В психолого-педагогической литературе можно найти значительное количество определений детского негативизма, однако диагностический инструментарий достаточно беден, невелик выбор методик для определения детско-родительских отношений, самооценки ребенка раннего возраста и регистрации анализа негативных проявлений такого ребенка. Диагностические методики для исследования детского негативизма Взаимодействие родителя с ребенком (М. И. Марковская) Выявляет стиль семейного воспитания каждого родителя Тест для определения особенностей поведения в конфликтных ситуациях (К. Томас) Выявляет психологические особенности родителей и их взаимоотношений в конфликтных ситуациях. Методика самооценки личности (Будасси). Выявляет особенности самооценки родителя и, как следствие подражания родителю, самооценки ребенка Тест для определения типа темперамента. Выявляет ведущий тип темперамента ребенка
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
Во-первых, под детским негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или сверстников. Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенная потребность в учете его желаний и самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное воздействие со стороны близкого взрослого. Признаками детского негативизма в зависимости от типа темперамента будут являться упрямство и капризность.
Во-вторых, причины проявления негативизма не могут находиться внутри ребенка, они всегда являются извне: в силу психолого-педагогической некомпетентности воспитательных воздействий ответственных за воспитание взрослых. В-третьих, специального диагностического инструментария для определения детского негативизма не обнаружено. Нами разрабатывается диагностический комплекс методик, направленных на выявление признаков негативизма. Мы считаем, что желательно обнаружить такие признаки своевременно – в раннем возрасте.
Источники
1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко – Санкт-Петербург : ЕВРОЗНАК, 2005. – 632 с.
2. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск : Современная школа, 2010. – 928 с.
3. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Рос- соха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 808 с.
4. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Корпулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова ; под общей ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 640 с.
5. Психологический словарь для родителей / С. С. Степанов. – Москва : Академия, 1996. – 160 с.
6. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев– Москва : ТК Велби, Проспект, 2006. – 560 с.
Признаки негативизма
Негативизм становится распространенным явлением, поэтому его достаточно легко распознать по:
- Грубости.
- Упрямству.
- Нежеланию слушаться.
- Демонстративному игнорированию просьб.
- Замкнутости.
- Жалостливым, страдальческим, угнетенным, агрессивным высказываниям в отношении вещей или ценностей собеседников или общества в целом.
- Игнорированию мнений авторитетов.
- Искажению чужих слов.
- Негативному восприятию окружающего мира.
- Критике в адрес людей, которые не высказываются негативно.
Негативизм всегда отмечается резкостью, грубостью, агрессивностью и быстротой реакции. Человек обычно не способен игнорировать, спокойно обсуждать или воспринимать слова, с которыми не согласен.
Дети проявляют негативизм через капризность или отказы выполнять просьбы. В более старшем возрасте к этому списку добавляется попытка аргументировать свое поведение неправильностью или неразумностью происходящего.
перейти наверх
Симптомы негативизма
К признакам негативизма можно отнести
- Замкнутость;
- Грубость;
- Упрямство;
- Демонстративное поведение;
- Игнорирование просьб.
Если один человек говорит: «Это черное», то человек, у которого выражены проявления негативизма, тут же возразит: «Нет, белое».
Часто люди склонны подозревать негативизм, видя у человека незашоренный, свежий взгляд на устоявшиеся явления. Это не совсем правильно, так настоящее отклонение предполагает возражения даже там, где не может быть сомнений или споря с самим же собой. Например, человек любит молоко и пьет его каждый день.
- Коля любит молоко, – сообщают о нем кому-то.
- Неправда, терпеть его не могу, – следует ответ.
Негативизм у детей
Детским негативизмом называется неосознанное поведение детей, при котором они демонстративно противостоят директивному поведению окружающего мира, взрослых или общества. Выделяют два возрастных кризиса, при котором негативизм становится явным:
- Кризис 3-х лет, когда ребенок начинает осознавать самого себя, у него развивается самостоятельность, он часто употребляет выражение «я сам(а)». На данном этапе ребенок начинает отдаляться от родителей, меньше в них нуждаться. Обычно ребенок быстро трансформируется и привыкает к новой жизни, а вот для самих родителей это может стать шоком. Еще ранее нуждающийся в них ребенок теперь не требует их внимания и заботы. Если родители не смогут перестроиться, тогда они начнут подавлять личность ребенка, что приведет к пассивности, несамостоятельности, слабой воле и зависимому поведению.
- Кризис 11-13 лет, когда ребенок становится подростком, постепенно осознает свое взросление и необходимость отделяться от родителей на всех уровнях. Данный период подкрепляется гормональными перестройками, которые происходят как у мальчиков, так и у девочек. Если ребенок начнет вписываться в социальную жизнь, тогда он пройдет кризис. Если у него не получится, тогда это станет его моделью поведения.
Обычно дети упрямствуют или капризничают, когда возникает феномен негативизма. Это проявляется в плаче, криках, падании на пол, замкнутости и пр. Негативизм у детей связан с противостоянием желаний взрослых и желаний ребенка либо их интересов. Если ребенок хочет играть, а взрослые ему запрещают, это приведет к негативизму, поскольку ребенок желает делать то, что ему хочется, а не родителям.
перейти наверх
Негативизм подростков
По большей части подростковый негативизм можно охарактеризовать одной фразой: «Не хочу и не буду!». Это чаще всего не упрямство, а просто демонастративность – когда дети желают не только отделиться от взрослых, но сравняться с ними. Хотя реальных предпосылок для подобного равенства нет никаких: ни в интеллектуальном, социальном или финансовом плане.
И тогда подросток вооружается упрямством, он начинает бунтовать, поскольку из этого поединка он стремится выйти победителем. Поэтому без гонора и хамства исход такого соревнования предрешен. А выигрыш так важен для самоутверждения, так желаем! И здесь должен разумно поступить взрослый человек, проявив строгость.
Бунт подростков неизбежен, но лучше, если он будет оставаться «местным» бунтом, а не превратится в «мировую революцию».
Почему это происходит?
Может показаться, что логичной реакцией будет — пойти навстречу ребенку, дать ему проявить самостоятельность по максимуму, постараться снять практически все запреты.
Но, как ни парадоксально, эта свобода действий только подольет масла в огонь, поэтому он начнет разгораться еще сильнее. Если расширить зону влияния подростка, ему захочется делать это до бесконечности.
Иногда вам будет казаться, что ребенок осознанно нарывается на запрет. К примеру, вы разрешили дочери подкрасить губы, а она тут же воткнула три серьги в бровь и выкрасила волосы в угольный цвет.
Вы расширили границы владений подростка, поэтому он возжелал завоевывать очередную новую территорию. Вы разрешили сыну поехать одному к бабушке с ночевкой в деревню, а он через неделю начнет требовать отпустить его с ребятами на море.
Поэтому необходимо сразу понять одно: подросток все равно взорвется и начнет бунтовать, это неизбежно, потому что так он стремится возвыситься над взрослыми, а не просто получить что-то.
Поэтому взрослые не должны уступать в мелочах, чтобы гарантировать защиту своего ребенка. Эти просто и впоследствии вы это прочувствуете, в какой-то степени обезопасив свое чадо от возможного бунта.
Не уступая своему ребенку и проявляя строгость в своих решениях, вы как бы надеваете латы, броню, которые защитят не вас, а ваше дитя.
За примерами можно далеко не ходить. В советские времена подростки в школе были обязаны носить форму, под запретом было ношение золотых колец и серег, нельзя было также краситься и курить.
Хотя девочки могли надеть в школу юбки и свитера, а мальчишки — покурить на заднем дворике или в туалете, и при этом они ощущали себя настоящими героями, самыми смелыми! Так они реализовывали свою потребность самоутвердиться. Остальные же ребята подражали им в своих мечтах.
В те времена бунтарскую потребность можно было насытить скромными средствами, «малой кровью»! А благодарить за это надо ханжеские и, казалось бы, абсурдные строгости «застойной» школы.
И к чему мы пришли? Школьная форма в прошлом – ходи, в чем пожелаешь: мини-юбки, брюки, лосины (за которые 20 лет тому назад девочка наверняка была бы выдворена из школы!), а волосы можно выкрасить в самый невероятный цвет.
И неизбежный подростковый бунт теперь выливается в другие формы – наркоманию и проституцию, раннюю половую жизнь, аборты, преступления, сексуальные извращения. Потребность в бунте всегда ищет своего выражения, подростку просто необходимо протестовать, чтобы самоутвердиться.
Это школьное попустительство толкает его на негативное поведение, сейчас дети, бунтуя, прибегают к помощи не таких невинных средств, как раньше. Сегодняшняя тенденция вполне определена, что не внушает оптимизма.
Как реагировать?
Значит ли это, что подростку нужно все запрещать, превратить его жизнь в тюрьму? Но все же разумные границы присутствовать должны во всем, поэтому не торопитесь назвать традиционные ограничения глупыми и абсурдными. Запрещать кое-что подросткам даже важнее, чем детям помладше.
Иное дело, что запреты не должны превращаться в казарменный, жестокий режим, кроме случаев, когда ваше чадо действительно подвержено серьезной опасности. Разумеется, это только родителям решать, позволить или нет накрасить двенадцатилетней дочери помадой губы и налить или нет рюмку сухого вина сыну-восьмикласснику.
Однако не стоит забывать, что за первым шагом неотвратимо последуют остальные. Причем намного скорее, чем вы думали.
Помните: чем раньше вы установите запрет, тем его нарушение будет более безопасным для подростка. Если вы будете побаиваться оказать давление (сейчас стало модно этого бояться), ребенок и вовсе пойдет вразнос.
Ведь для него-то важно — вызвать бурную реакцию педагогов и родителей, насладиться их бессилием и своей победой. А реакции-то нет! Делай что хочешь, вот тебе, пожалуйста, все разрешено и можно. И получается, что своим попустительством родители толкают ребенка на асоциальное поведение.
И как их еще пронять? Девочка может разве что пойти на панель, а мальчик — ограбить банк!
Рассмотрим еще несколько примеров. Ваша дочь собирается к подруге на день рождения к подруге и красит губы слишком яркой помадой. Вы требуете срочно вытереть губы. И тогда девочка все же накрасит их, но бледненько-розовой помадой.
Или сын сообщает, что погуляет с ребятами и будет дома к двенадцати. Если вы не прореагируете и согласитесь с этим, то подросток для того, чтобы рассердить вас, явится вообще под утро или не придет вовсе ночевать.
А если вы ограничите его прогулку до десяти, то можете не сомневаться, что к двенадцати ребенок вернется – он реализует свою потребность в бунтарстве, и вам это обойдется довольно дешево – вы минуете бессонную ночь! И вы будете довольны, что выспитесь, и ребенок будет удовлетворен, что нарушил требование родителей и воплотил свой вожделенный протест. Принцип ясен?..
Источник: https://www.psyportal.net/4375/negativizm-podrostkov/
Итог
Негативизм является нормальным развитием любого человека, который постепенно осознает самого себя, свои желания и потребности. Начинается все с 2-3 лет и продолжается всю жизнь. Негативизм может ярко проявляться в проблемные или стрессовые периоды в жизни, а также при возрастных кризисах. В остальное время он становится либо ситуативным, либо постоянным явлением, что зависит уже от развития самого индивида.
К негативизму следует относиться снисходительно, поскольку он зачастую выражается в ситуациях нежелания человеком следовать общественным правилам или желаниям. Вместе с тем важны последствия. Если негативизм затрагивает свободу и желания других людей, тогда он становится вредным. Если же негативизм никому не вредит и не ущемляет, тогда можно позволить ему проявляться.
Не всегда человек должен идти за обществом. Окружение предлагает условия, в которых человек может жить и спокойно существовать. Подчинение общественным правилам позволяет каждому жить в мире и стабильности. Однако не всегда общественное соответствует личному. Многое зависит от того, насколько будут затронуты права и свобода окружающих. Можно вести себя негативно, если никому это не вредит. Тогда и общество будет снисходительно воспринимать негативизм подобного проявления.
Оригинальный подход
Вот несколько нестандартных способов борьбы с детскими капризами. 1) Помощь друга. Когда ваши обращения малыш игнорирует, попробуйте действовать через подставное лицо. Возьмите его любимую игрушку (это может быть как мягкая зверушка, так и машинка) и с ее помощью «заговорите» с ним: «Привет! Мне очень грустно. Пойдем гулять?» 2) Театр абсурда. Если на кроху накатил приступ негативизма и вы знаете, что любую вашу просьбу он вывернет наизнанку, действуйте методом от противного. Хотите накормить кроху рыбой? Скажите, что ему ее ну никак нельзя! На улице надо повернуть направо? Говорите, что идете налево. 3) Праздник непослушания. Быть всегда правильным и послушным — трудное занятие. В течение дня устраивайте «нехочухе» один или несколько «праздничных» часов, когда он сможет делать все, что обычно запрещается (в разумных пределах, конечно). Не хочешь одеваться? Пожалуйста! Конфеты вместо супа? На здоровье! Обязательное условие — все остальное время карапуз должен вас слушаться. 4) С юмором. Если ситуация безвыходная (хочешь не хочешь, а надо к врачу), поборите детские негативные эмоции в прямом смысле. Предложите малышу шуточный бой, используя в качестве подручных средств все, что есть под рукой: мягкие игрушки, подушки, свернутые «дубинками» газеты. Это позволит ему выплеснуть агрессию, и неприятный эпизод будет забыт.
Стратегии по преодолению негативизма
Благодарность
Сосредоточиться на хорошем — самый эффективный способ справиться с негативизмом. Сколько хорошего мы видим в окружающем мире? Большинство людей замечают и запоминают утренние пробки, а не солнечное утро.
Однако у многих день проходит совсем не плохо, а в темные цвета он окрашивается из-за негативных событий, которые мы замечаем.
Два ежедневных действия помогут замечать больше хорошего в жизни:
- Ведение дневника.
Начните регулярно составлять список дел, которые принесли наслаждения и приятные чувства. Главное — конкретика. - Подчеркивание восхищения.
Договориться с кем-нибудь из близких и каждые полгода задавать друг другу два вопроса: «Какое самое захватывающее событие произошло за последние полгода?» и «Чего вы ожидаете в следующие полгода?».
Искать бриллианты
Поймав себя на негативных мыслях— остановитесь. Важно не позволять им задерживаться в голове, а начать искать что-то хорошее в произошедшем. Главное — всегда стремиться найти хоть одну вещь, которая будет нравиться.
Нечего сказать — лучше промолчать
Негативизм начнет исчезать, если воздерживаться от негативных высказываний. Если вы не можете сказать ничего хорошего, продуктивного или полезного — не говорите ничего. Важно, говоря что-то негативное, учитывать свои намерения и подумать об эффекте, которое последует за высказыванием.
Внутренний диалог
Если все же решили высказаться — прокрутите диалог в голове. И если заметили, что он выстраивается в негативном ключе, то постарайтесь перестроить его в позитивное русло или хотя-бы в нейтральное.
Избегать «черных дыр»
Негативно настроенные люди — как черные дыры. Они как магнит притягивают все отрицательное. Вокруг них всегда будут жалобы и недовольства. Даже если вы не склонны к негативизму, нахождение рядом с ними может направить вас не в ту сторону. Главное, не поддаваться их влиянию и не давать погаснуть факелу оптимизма внутри нас.
Найти позитив
Лучшее лекарство от негативизма — хорошая порция позитива, а лучший источник позитива — другой человек.
Позитивные люди поощряют действовать и преследовать цели, задавать вопросы и искать решения. Они заряжают энергией и мотивируют на великие свершения. Ищите таких людей и старайтесь с ними больше общаться.