ФОРМИРОВАНИЕ МОЗГА ОТ МОМЕНТА ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ДО РОЖДЕНИЯ

Пороки развития головного мозга: виды, диагностика и лечение

Аномалии головного мозга часто образуются во время нахождения человека в утробе матери. При этом проблема может затрагивать как отдельные церебральные области, так и мозг в целом. Клиническая симптоматика нехарактерная. Чаще всего наблюдается задержка в развитии, как психологического, так и умственного, а также формируется эпилептический синдром. То, насколько сильными будут проявления, полностью зависит от тяжести поражения. Диагностика проводится при помощи УЗИ до рождения. После используется ЭЭГ, МРТ мозга и нейросонография. Лечение проводится симптоматическое, так как полностью избавиться от аномалий головного мозга невозможно.

Из всех врожденных болезней проблемы с головным мозгом встречаются в 1/3 случаев. Нередко такая проблема приводит к гибели плода. Выживает лишь четверть всех детей. Также у новорожденных не всегда сразу после родов можно выявить аномалию, поэтому осложнения довольно печальны.

Описание проблемы

Что это такое – порок развития головного мозга у детей? Это заболевание, при котором нарушается анатомическое строение церебральных структур. То, насколько будет симптоматика заметна, во всех случаях зависит от степени поражения. До 75 % всех случаев возникает антенатальная гибель плода. Сроки манифестации всегда различны. Как правило, симптомы аномалий проявляются уже в первые месяцы после рождения. Но из-за того, что мозг формируется до восьмилетнего возраста, большая часть пороков активизируется лишь после года. Нередки ситуации, когда аномалии встречаются с проблемами других органов, например, сращением почек, атрезией пищевода и так далее. На сегодняшний момент медицина стремится к тому, чтобы в 100 % случаев диагностировать проблему до рождения ребенка. Этим занимаются гинекологи и акушеры. В лечении задействованы, как правило, педиатры, неврологи, нейрохирурги и неонатологи.

развитие мозга в утробе

Есть ли у неродившегося младенца душа? Когда она появляется? Эти вопросы издавна интересуют не только родителей, но и философов и теологов. Наука представляет все новые знания о первых фазах жизни младенца, его развития в утробе матери. Намного раньше, чем предполагалось, развиваются ощущения и умения младенца, формируются тончайшие структуры мозга.

Многие вещи о жизни неродившегося человека мы узнали совсем недавно. Ученые, вооружившись электронными микроскопами, ультразвуковой аппаратурой и эндоскопией (непосредственное наблюдение ребенка в утробе через специальную трубочку), сделали ошеломляющие открытия. Это кажется невероятным, но когда величина зародыша человека еще не достигает 2 мм уже функционирует его мозг, управляющий дальнейшим его развитием. А при величине в 3,5 мм, то есть в возрасте 25-ти дней, зародыш человека имеет все важнейшие органы: сердце, кожу, центральную нервную систему, печень, легкие, кишечник и пол. Эти удивительные открытия совершенно меняют наши представления о младенце под сердцем матери. Раньше мы даже не догадывались, как рано в таком невообразимо маленьком мозге уже выделяются тонкие структуры, как рано неродившийся человечек начинает реагировать на внешние раздражители. Словно — «отвечать» движениями, — и как в этих ранних способностях., о которых, между прочим, мы только узнали, раскрывают первые проявления души. Теперь уже можем обоснованно утверждать, что уже в первые месяцы или даже в первые недели после зачатия зарождается духовная связь между матерью и младенцем, созревающим в ее утробе. Жизнь до рождения начинается в тот момент, когда мужская половая клетка соединяется с созревшей женской яйцеклеткой. С этого момента начинается развитие организма, заканчивающееся только смертью. Ни один этап этого процесса не начинается без подготовки и не проходит без последствий. Рождение — это лишь переход в новое состояние. Уже в первые дни образовавшийся после многократного деления клеток молодой зародыш, так называемая бластула, врастает в ткани матки и непосредственно включается в обмен веществ матери. Через питание завязываются первые взаимоотношения между матерью и ребенком — они большей частью определяют будущее развитие организма. 3ародыш участвует во всем, что происходит с матерью. Все то, что она переживает — радость, волнение, страх или озабоченность — влияет на ритм материнского сердца, кровообращение и обмен веществ. Например, кровь по всему телу разносит гормоны, соответствующие переживаемой ситуации, это испытывает и зародыш. Сегодня уже известно, что тело реагирует на духовные переживания. Когда мы пугаемся, сердце начинает быстрее биться. Когда испытываем ужас или страх, выбивает пот. Эти реакции вызывают гормоны, образуемые телом и разносимые кровью при сильном волнении. Маленькое тельце зародыша, конечно, еще не осознанно, принимает сигналы материнского тела о ее чувствах и переживаниях

Формирование головного мозга

Для того чтобы иметь представление о том, какие структуры головного мозга у новорожденного порок затрагивает, нужно понимать, как именно формируется данный орган человека.

Построение нервной системы начинается уже в первую неделю беременности. Нервная трубка окончательно формируется к 23-му дню гестации. Если ее заращение происходит не до конца, то возникают церебральные аномалии. Передний мозговой пузырь, делящийся на два боковых, составляет основу полушариям мозга. Формируется к 28-му дню беременности. После этого образуется кора, извилины, базальные структуры мозга и так далее.

Разделение нервных клеток на стадии зародыша формирует серое вещество, а также глиальные клетки, которые и составляют мозг человека. Серое вещество отвечает за работу нервной системы. Глиальные клетки составляют белое вещество. Оно отвечает за связь всех церебральных структур. Если ребенок рожден в срок, то уже к моменту родов у него такое же число нейронов, как и у взрослого человека. В последующие три месяца мозг интенсивно развивается.

Формирование мозга у плода — этапы

Нервная система плода формируется через 13 дней после оплодотворения, на 28-й день начинается формирование головного и спинного мозга, если закрытие нервной трубки на данном этапе не происходит, ребенок рождается с анэнцефалией. Чтобы избежать патологии, врачи рекомендуют принимать фолиевую кислоту (витамин В9) ещё во время планирования беременности, витамин снижает развитие дефекта на 70%.

Интенсивный рост мозга начинается с 7 недели беременности, дополнительной поддержкой его здорового развития станет йод. Содержание йода в организме матери зависит от производства гормонов щитовидной железы, его дефицит приводит к нарушению умственных способностей ребенка. Рекомендуемая норма йода в питании беременной 150-200 мкг в день.

Некоторые лекарственные препараты, химические вещества и инфекционные заболевания отрицательно сказываются на развитии серого вещества.

На 17 неделе начинается формирование клеток отвечающих за распознавание внешних раздражителей, таких как вкус, свет, запах, звук или прикосновение, электрические импульсы передаются быстрее, чем раньше. Примерно на 26 неделе беременности появляются важные нервные пути передающие импульсы от глаз, ушей, мышц и кожи к «главному центру» организма, на его поверхности наблюдаются первые борозды. Реакция на свет и звук определяется на 25-28 неделе. Способность чувствовать температуру тела и контролировать дыхание формируется в третьем триместре.

Причины аномалий

Причины порока развития головного мозга могут быть различными. Сбой может произойти на любом этапе формирования органа. Если он состоялся в первые шесть месяцев беременности, то у ребенка происходит гипоплазия отделов мозга, а также сокращается количество выработанных нейронов. Даже если церебральное вещество уже полностью сформировалось, из-за сбоя оно может погибнуть. Чаще всего причиной подобной проблемы считается влияние на беременную и, соответственно, плод вредных веществ, оказывающих тератогенное воздействие. В иных случаях порок развития головного мозга плода встречается в 1 % случаев.

Еще одна влиятельная причина – экзогенная. Многие химические соединения имеют тератогенный эффект. Его оказывает и радиоактивное загрязнение, и некоторые биологические факторы. Пагубно может сказаться проблемная экология, из-за чего в организм беременной женщины поступают вредные вещества. Курение, алкоголизм и наркомания также могут привести к образованию аномалий. К такому же эффекту приводят сахарный диабет, гипертиреоз. Некоторые медикаменты также имеют тератогенное воздействие. Врачи не прописывают беременным такие препараты, но бывают случаи, когда на ранней стадии еще ничего не известно о существовании плода. Достаточно лишь одной дозы для того, чтобы образовался порок. Инфекции, перенесенные беременной, могут привести к аномалиям. Особенно опасными считаются краснуха, цитомегалия и другие.

Как помочь развитию мозга плода.

Каждая мать хочет дать своему ребенку самое лучшее начало в жизни. Но иногда бывает трудно понять, что делать, особенно с таким количеством советов в книгах, журналах и в интернете. Просто слушайте своих врачей и следуйте их советам. Скорее всего, они предложат вам простые советы, помогающие сохранить здоровье как вам, так и вашему ребенку.

Накормите свое тело.

Когда вы едите здоровую пищу, пьете много воды и принимаете пренатальные витамины, вы даете развивающемуся мозгу вашего ребенка питание, которое ему нужно для оптимального роста.

Делайте больше упражнений.

Если вы не занимались спортом до беременности, вы должны поговорить с вашим врачом, прежде чем начать любой режим упражнений. Как правило, прогулки, аквааэробика и пренатальные занятия йогой являются безопасными вариантами физической активности при беременности. Просто убедитесь, что вы не переборщили. Не стоит рисковать травмировать себя или своего развивающегося ребенка.

Избегайте токсинов.

Токсины вредны для всех, включая беременную маму и ее нерожденного ребенка. К счастью, избежать токсинов в окружающей среде довольно легко, если вы не работаете в компании по химчистке, на ферме или на фабрике, и в этом случае вы можете попросить, чтобы вас перевели в менее токсичную область производства.

В целом, вы должны избегать длительного воздействия чистящих средств, обращать внимание на предупреждения о качестве воздуха и избегать загрязняющих веществ от интенсивного автомобильного движения.

Управляйте своим стрессом.

Существует множество исследований, которые связывают высокий уровень стресса во время беременности с неблагоприятным развитием головного мозга плода. Сделайте все возможное, чтобы уменьшить стресс в своей жизни. Облегчите свою рабочую нагрузку и научитесь расслабляться. Один из способов уменьшить стресс – это сосредоточиться на различных техниках релаксации, таких как дыхательные упражнения, ведение дневника и медитация.

Поговорите со своим малышом.

Исследования показывают, что, когда вы разговариваете со своим ребенком в утробе, вы закладываете основу для его социального и эмоционального развития. Эти односторонние беседы также повысят языковые навыки и навыки памяти в будущем. Так что, убедитесь, что вы говорите со своим ребенком на регулярной основе.

Включайте музыку.

Есть много разногласий по поводу того, будет ли музыка Моцарта для вашего нерожденного ребенка повышать IQ, но воспроизведение музыки, в общем, хорошо для вас обоих. Музыка, особенно классическая, может быть не только расслабляющей, но и может помочь вашему нерожденному ребенку научиться новым звукам и тонам.

Откажитесь от алкоголя и курения.

Не курите и не пейте во время беременности!

Например, употребление алкоголя может препятствовать развитию когнитивных клеток головного мозга плода. Употребление алкоголя во время беременности часто приводит к снижению IQ, плохим когнитивным навыкам, дефициту внимания, импульсивному поведению и даже плохой координации. Никотин уменьшает кровоток и питание вашего ребенка, потому что он сужает ваши кровеносные сосуды. Это также влияет на когнитивные клетки головного мозга.

Заключение.

Когда речь заходит о развитии мозга плода, лучшее, что вы можете сделать, чтобы поддержать развитие и рост мозга вашего ребенка – это вести здоровый образ жизни. Это включает в себя правильное питание, физические упражнения, получение большого количества сна и снижение уровня стресса. Если вы обеспокоены своей диетой или уровнем стресса, обратитесь к врачу. Есть вещи, которые вы можете сделать сегодня, чтобы встать на правильный путь и обеспечить рост и развитие мозга вашего ребенка на должном уровне.

Виды аномалий

К сожалению, врожденный порок развития головного мозга имеет большое количество разновидностей. Рассмотрим кратко каждую из них:

  • Анэнцефалия. Представляет собой отсутствие головного мозга и костей черепа. Вместо важного органа у ребенка имеется множество соединительных разрастаний и кист. Бывают случаи, когда «мозг» обнажен или покрыт кожей. Такая патология считается смертельной в любом случае.
  • Гетеротопия. Во время нейронной миграции некоторые нейроны могут задержаться и не дойти до коры. Такие скопления могут быть единичными или же множественными. Форма бывает ленточной и узловой. Отличается от туберозного склероза тем, что контраст не накапливается. Подобный порок развития головного мозга у детей проявляются олигофренией. Выраженность симптомов зависит от размера и числа гетеротопионов. Если скопление единичное, то первые проявления могут появиться после 10 лет.
  • Энцефалоцеле. Патология затрагивает кости черепа, они не соединяются в некоторых местах. При этом наблюдается деформация церебральных тканей и оболочек. Болезнь формируется по средней линии. У некоторых детей встречается асимметричная проблема. Иногда болезнь может имитировать кефалогематому. В таких случаях, чтобы установить точный диагноз, используется рентген. То, какой прогноз, полностью зависит от размеров и содержимого энцефалоцеле. Если выпячивание небольшое, а в полости имеется нервная ткань, то можно использовать оперативное вмешательство.
  • Фокальная корковая дисплазия, или ФКД. Данный порок развития головного мозга сопровождается наличием в органе огромных нейронов и аномальных астроцитов. Как правило, они локализуются в лобных и височных частях черепа. В первое время после развития болезни могут у ребенка наблюдаться демонстративные двигательные феномены. Они имеют форму жестов. Примером считается топтание на месте и так далее.
  • Микроцефалия. Проблема характеризуется снижением объема и массы головного мозга. Происходит это из-за недоразвитости органа. Встречается раз в 5 тыс. новорожденных. У ребенка при этом окружность головы уменьшена, а череп имеет нарушенные пропорции. В 11 % всех больных микроцефалией встречается олигофрения. Иногда развивается идиотия. Помимо этого, ребенок отстает в физическом развитии.
  • Гипоплазия мозолистого тела. Чаще всего сопровождается развитием синдрома Айкарди. В зоне риска девочки. Могут возникать офтальмические пороки, дистрофические очаги и другие проблемы. Обнаружить этот порок развития головного мозга можно при офтальмоскопии.
  • Макроцефалия. Характеризуется увеличением объема головного мозга. Встречается реже микроцефалии. Проявляется умственной отсталостью. У некоторых больных возникает судорожный синдром. Бывает частичная макроцефалия, когда увеличен объем и масса лишь у одного из полушарий мозга. Мозговой отдел черепа ассиметричен.
  • Микрополигирия. На поверхности коры имеется большое количество мелких извилин. В норме слоев коры должно быть 6, у больных – не более четырех. Бывает локальной и диффузной. Последняя проявляется эпилепсией, которая развивается после года, олигофренией, проблемами с глоточными и жевательными мышцами.
  • Кистозная церебральная дисплазия. Этот порок развития головного мозга сопровождается образованием кистозных полостей в органе. Они соединяются с желудочковой системой. Кисты могут быть совершенно различных размеров. В некоторых случаях развиваются лишь на одном полушарии. Появление кист может проявляться эпилепсией, которая не поддается лечению антиконвульсантной терапией. Если кисты единичны, то со временем они рассасываются.
  • Пахигирия. Основные извилины укрепляются, а вот третичные и вторичные полностью отсутствуют. Борозды укорачиваются и начинают выпрямляться.
  • Голопрозэнцефалия. Полушария не разделяются, являясь единой полусферой. Боковые желудочки также считаются одним целым. Форма черепа заметно нарушается, могут быть соматические пороки. Как правило, такие дети либо рождаются мертвыми, либо умирают в течении первых суток.
  • Агирия. Отсутствие извилин или их недоразвитость. Помимо этого, архитектоника коры нарушена. У ребенка наблюдается расстройство психического и моторного развития, а также судороги. Как правило, такие дети умирают на первом году жизни.

Как развивается мозг ребенка: мифы и реальность

На очередной встрече «Клуба для родителей» (18+) газеты «Страна Калининград» мы поговорили с нейрофизиологом, доцентом Института живых систем БФУ им. И. Канта Ириной Ваколюк о том, как развивается мозг ребенка. Родители узнали, что и в каком возрасте способно освоить их чадо, остаются ли у малыша на всю жизнь «травмы», полученные еще до рождения, и что ему дают занятия музыкой. «Слышат» цвет и «видят» звуки

О работе мозга существует масса мифов. Например, что, если не вложить ребенку основные навыки до трех лет, потом будет поздно. А к десяти годам мозг сформирован практически как у взрослого. И что свой мыслительный аппарат мы используем не на полную, а лишь на какие-то 10%. Чтобы отличить правду от вымысла, нужно разбираться в физиологии. И тут открывается много любопытного. Когда нам буквально две недели с момента зачатия, у человека уже закладывается мозг. Сначала это нервная трубка, на которой на 25-й день появляются три мозговых пузыря. Из них все потом и вырастет. Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха. Затем приходит время зон языковых навыков и познавательных функций. – Младенцы – синестетики: они «слышат» цвета и «видят» звуки, потому что имеют связи между слуховой и зрительной зонами коры, а также между сетчаткой и той частью таламуса (структура мозга, в которой происходит обработка и интеграция всех сигналов), в которую поступает информация о звуках. Такая особенность остается и у некоторых взрослых, но если для малышей это норма, то в старшем возрасте – уже отклонение, – поясняет нейрофизиолог.
Каждому периоду – свое
В разных возрастах активно работают совершенно разные области головного мозга. У детей главную роль играет мозговой ствол. Он контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Отвечает за пробуждение и сон, чувство аппетита и насыщения. У взрослых важнейшими зонами становятся лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоции и движения. Кора головного мозга в ответе за мышление и осмысленное поведение, планирование. – Новые связи формируются у младенцев с потрясающей скоростью, она максимальна к шести годам. У новорожденных появляются автоматические и моторные функции, пять чувств. Бессознательная память позволяет узнавать мать и других членов семьи. В возрасте от года до трех лет развивается сознательная память, закладываются способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию. Для периода от четырех до десяти лет характерна высокая активность мозга (больше, чем у взрослого). Идет формирование логических способностей, – говорит эксперт.
Используй или теряй
Важный период наступает в 6–7 лет: в этом возрасте запускается процесс прунинга — чистки, прореживания связей в нервной системе. Ненужное — то, что уже не используется, обрезается. И этот период так же важен для развития мозга, как и период роста. Когда-то вам было важно научиться ходить — чтобы справиться с задачей, появлялось огромное количество новых связей. Но вы все выполнили – и в них больше нет необходимости. Связи обрезаются – так освобождается место для новых навыков и знаний. – В подростковом возрасте мозг теряет 1% своего серого вещества каждый год. И в этом его развитие. Действует принцип «используй или теряй»: если вы что-то не используете, оно уходит, – поясняет Ваколюк. А вот к 18 годам у нас уже формируется некая база личности — биологическая основа психических процессов. – Процесс формирования мозга продолжится до 30 лет. Но если, к примеру, подросток привык методично делать какую-то мелкую работу, потом он может заниматься чем угодно, но склонность к этому останется, – поясняет эксперт. – Впрочем, и время после тридцати – еще не финал. Дальше тоже будут возникать новые клетки мозга: нейрогенез продолжается на протяжении всей жизни. Мозг будет по-прежнему способен к обучению, но станет менее пластичным. Так что он будет отлично справляться со сложными функциями, но вот к переменам или непредвиденным обстоятельствам адаптироваться начнет хуже.
Эмбрион все помнит
Чтобы еще лучше разбираться в развитии мозга ребенка, важно понимать, за что отвечают и как работают такие отделы мозга, как гиппокамп и миндалина. Миндалина формируется еще до рождения и отвечает за эмоции. У подростков она вырастает прежде, чем все остальные структуры, поэтому эмоции, такие как радость и печаль, в этом возрасте зашкаливают. Гиппокамп – структура, которой мы «помним». До 2,5–3 лет он дозревает, и наша память формируется плохо: именно поэтому нет и не может быть воспоминаний о себе до этого возраста. – Воспоминаний и правда нет. Однако, согласно последним исследованиям, оказалось, что психологические травмы записываются в нейронных сетях на уровне миндалины. То есть помнить о том, как мама кричала на вас в 6-месячном возрасте или оставила на долгое время в одиночестве, в полном понимании слова вы действительно не будете. Но это может повлиять на поведение уже во взрослом возрасте и вылезти в критических ситуациях, – говорит нейрофизиолог. – Развитие же гиппокампа, по последним данным, сильно зависит от контакта матери с ребенком до рождения и сразу после него. В зависимости от состояния спокойствия или стресса иначе функционирует гормональная система, и она меняет работу мозга. Ученые наблюдали за тремя группами детей – обычными малышами из полных семей; детьми, которые хоть и находились вдалеке от биологических родителей, но все же получали внимание и любовь от других взрослых (приемные семьи, детские дома и т. д.); и брошенными детьми, у которых, может, и были родные, но они не проявляли к ним интереса. С помощью ФМРТ выяснилось, что размер гиппокампа у них разный. У тех, о ком заботились, он рос значительно быстрее, чем у второй и тем более третьей группы. Потом эти дети лучше социализировались, успешнее учились и т. д. Еще одно открытие последних лет — пренатальные психологические травмы. Казалось бы, ребенок еще в животике, разве могут быть проблемы у эмбриона? – Исследования доказывают, что могут, и этому есть физиологическое обоснование. Если у беременной будущей мамы сложности, она переживает и нервничает, то психологические травмы могут быть и у ребенка. Дело в том, что в таком состоянии у женщины повышается уровень кортизола и кортикостероидов. Это меняет и гормональный фон ребенка. Позже такие «мелочи» проявляются в недоверии к миру, в тревожности и сложностях с формированием привязанности, – комментирует эксперт.
Возраст и развитиеНоворожденные:

  • Развиваются автоматические функции, моторные;

– формируется 5 чувств; – мозг растет в объеме; – бессознательная память позволяет узнавать мать и членов семьи.
От 1 года до 3 лет:

  • Мозг растет и развивается сознательная память.
  • Закладываются способности к обучению, социальному
  • взаимодействию и эмоциональному реагированию.

От 4 до 10 лет:

  • Высокая активность мозга (больше, чем у взрослого).
  • Формирование логических способностей.

От 11 лет и старше:

  • Процесс вызревания нервных связей.

Правда ли, что:1. Существует правополушарное рисование.
Любое решение мозга, а значит, и ваше действие не происходит только в одной из частей мозга. Сигнал действительно поступает из конкретной точки коры, но вы видите рисунок, кисточку, бумагу – и задействуется затылочная доля коры головного мозга. Осознаете процесс – включается префронтальная кора. С помощью гиппокампа вспоминаете, что и как делать. Через миндалину возникает эмоция, связанная с рисованием, и так далее. Так что при рисовании задействованы обе половины мозга.

2. Занятия музыкой развивают серое вещество.

Чтобы мы совершали действия и делали их осознанно, нужно, чтобы левая и правая половины мозга «дружили» друг с другом. Для этого нужно хорошо развитое мозолистое тело (оно их соединяет). Большое исследование показало, что музыка способствует его росту. Причем это зависит и от инструмента. У тех, кто играет на фортепиано, мозолистое тело на 25% мощнее, чем у тех, кто выбрал духовые или скрипку. Ну и значительно крупнее, чем у тех, кто не занимается музыкой вообще.

3. Мозг ленив и не хочет учиться.

Это не так. Мозг всегда готов к обучению, потому что не может существовать иначе. Это его физиологическая потребность. Вопрос лишь в том, чему: разговаривать, различать цвета и температуру, говорить на иностранных языках и т. п.

4. Обнимашки важны.

Действительно, при тактильном контакте (объятия, поглаживания) возбуждаются те структуры мозга, где выделяется оксид азота. Он срабатывает как успокоительный сигнал. Так что у всех социальных животных записана программа, по которой они, если видят или слышат страдание сородича, начинают его вылизывать, поглаживать, согревать. Это происходит бессознательно.

Важное на разных этапах

  • Новые связи формируются у младенцев с потрясающей скоростью, она максимальна к шести годам.
  • После 6–7 лет начинается процесс прунинга – прореживания и удаления ненужных связей в нервной системе. Он так же важен для развития мозга, как и период роста.
  • Мозг подростка в возрасте от 13 до 18 лет теряет 1% своего серого вещества каждый год, но это – его развитие.
  • Основное формирование мозга завершается к 30 годам, но новые клетки возникают в нем на протяжении всей жизни и способность к обучению сохраняется.

Очаги активности

  • У детей – ствол мозга и средний мозг: контроль работы сердца, сосудов, легких, желудка, давления и температуры тела; пробуждение/сон, аппетит, ориентация в пространстве,
  • У взрослых – лимбическая система и кора головного мозга: эмоции, двигательная активность, секс, контроль действий, мышление, планирование.

Что мешает, а что помогает

  • Физическая нагрузка работу мозга стимулирует.
  • Скука «тормозит» мозг (он не обращает внимания на скучное).
  • Чтобы лучше понять и запомнить информацию, необходимо задействовать несколько чувств восприятия.
  • Хороший сон способствует мышлению.
  • Хронический стресс подавляет способность мозга учиться.

Нейрофизиолог Ирина Ваколюк аргументированно развенчала расхожие выдумки о развитии нервной системы человека

На встрече читатели нашей газеты узнали от специалиста о том, на что нужно обращать внимание в конкретном возрасте ребенка

В возрасте от 4 до 10 лет у мозга очень высокая активность – больше, чем у взрослого. В этот период идет формирование логических способностей
Наш проект «Клуб для родителей»
Это возможность для читателей газеты «Страна Калининград» встретиться с экспертами и задать им свои вопросы. Психологи, медики, педагоги и другие специалисты дают открытые лекции и дискутируют с участниками на площадке газеты. Следующая встреча состоится в 2020 году, следите за анонсами в нашей газете и записывайтесь – участие в «Клубе для родителей» (18+) бесплатное!

цитата ,
: , :

До 2,5–3 лет память формируется плохо: именно поэтому нет и не может быть воспоминаний о себе до этого возраста. Однако все психологические травмы записываются в наших нейронных сетях

поделиться Facebook

ОК

теги клуб для родителей мозг ребенок нейрофизиолог Ирина Ваколюк Калининград

Дополнительные виды

Помимо этого, встречаются филонтогенетически обусловленные пороки развития головного мозга человека. Им характерно отсутствие разделения полушарий. В некоторых случаях передний мозг вовсе или частично не делится на полушарии. Еще один такой тип болезни – правильное развитие черепа, но отсутствие больших полушарий.

Имеется такое понятие, как филогенетически обусловленные пороки развития головного мозга человека. Если говорить кратко, то это те аномалии, которые в современных условиях уже не встречаются, но были присущи предкам. Существует три вида таких пороков. Первый связан с недоразвитостью органов. Если говорить лишь о головном мозге, то это отсутствие извилин, коры, неразделение полушарий. Иногда встречается небольшое количество утолщенных извилин. Второй тип связан с сохранением эмбриональных структур, которые ранее были характерны для предков. Третьему типа характеры атавистические пороки, из-за которых органы находятся не в том месте, где должны быть, а там, где ранее находились в нормальных условиях у предков.

Методы диагностики

Если речь идет о тяжелых пороках развития головного мозга, то в качестве диагностики будет достаточно внешнего осмотра. В остальных случаях нужно обратить внимание на состояние ребенка на первом году жизни. Могут возникать судороги, гипотония мышц. Чтобы исключить гипоксический или же травматический характер поражения, необходимо рассматривать анамнез. Как правило, если не было асфиксии у ребенка при рождении, гипоксии плода или травмы во время родов, то скорее всего патология врожденная. Во время беременности диагностика проводится при помощи УЗИ. Уже в первом триместре при помощи этого метода можно предупредить рождение ребенка, у которого имеется тяжелая церебральная аномалия.

Как диагностируется

Незрелость коры головного мозга у ребенка, и возможные функциональные нарушения, исследуют при помощи различных методик. У новорожденных первым диагностическим тестом является суммарная оценка (от о до 10 баллов) состояния в первые минуты жизни – шкала Апгар.

Низкий балл (5 или менее) предполагает более тщательное наблюдение за ребенком и дополнительные методы диагностики.

Незрелость мозга и повреждение ЦНС может проявиться в более позднем возрасте, для детей от 3 лет и старше, показанием для диагностики являются различные отклонения в развитии (речевое, психическое, физическое).

Методы диагностики

  1. ЭЭГ – регистрирует активность мозговых структур и позволяет проанализировать степень зрелости нейронов, учитывая возрастные особенности. Для детей до 1 года, данный метод позволяет оценить все участки мозга и выявить патологию (через большой родничок);
  2. МРТ – позволяет оценить общее состояние тканей, функциональные нарушения и локализацию патологии;
  3. Нейросонография – ультразвуковые волны позволяют визуализировать мозговые структуры и сосудистую сеть. Возможно, выявить патологию на ранней стадии и врожденные аномалии.

Выявление дисфункции мозга на ранней стадии позволяет своевременно провести необходимую терапию и избежать тяжелых последствий.

Дополнительные методы диагностики

Еще один вид диагностики – нейросонография. Она осуществляется через родничок. После рождения можно делать МРТ головного мозга. Оно позволит на все 100 % изучить проблему, понять, какой характер заболевания, где находится аномалия, имеются ли кисты, какого размеры и так далее. Если имеется судорожный синдром, то подбор терапии осуществляется после ЭЭГ. В том случае, если речь идет о семейных случаях церебральных аномалиях, то перед и во время беременности нужно наблюдаться у генетика. Делается при этом ДНК-анализ и генеалогическое обследование. Для того чтобы выявит проблемы с другими органами, делается УЗИ, рентген и так далее.

Лечение

Терапия в основном направлена на снижение симптомов. При врожденном пороке развития головного мозга (по МКБ-10 присвоен код Q04) ребенок должен наблюдаться у педиатра, неонатолога, невролога и эпилептолога. Если имеется судорожный синдром, то необходимо назначать антиконвульсантную терапию. Большая часть аномалий мозга сопровождается развитием эпилепсии. Она не поддается лечению противосудорожной монотерапии. Поэтому используют сразу два препарата, например, «Леветирацетам» и «Ламотриджин». Если возникла гидроцефалия, то врач проводит дегидратационную терапию. При необходимости проводится шунтирующая операция. Чтобы улучшить метаболизм организма, а также вернуть мозговым тканям нормальную функциональность, необходимо принимать витамины группы В, глицин и так далее. Ноотропные средства разрешены только в том случае, если отсутствует эписиндром.

Прогноз

Прогноз, как правило, неблагоприятный, но зависит еще и от степени порока. Если в младшем возрасте развивается эпилепсия, которая не поддается стандартной терапии, то такой симптом врачи считают неблагоприятным. Порок головного мозга вместе с соматическими проблемами также не дает высоких шансов на длительное продолжение жизни. Поэтому важно еще до рождения ребенка понять, что у него имеются проблемы с развитием головного мозга.

Факторы, влияющие на развитие головного мозга плода.

Есть много факторов, которые могут повлиять на развитие мозга плода, но большинству здоровых женщин не нужно радикально менять свою жизнь, чтобы способствовать здоровому развитию мозга ребенка.

Наиболее важным фактором оптимального роста мозга является здоровый образ жизни, который включает в себя здоровое питание и физические упражнения. Также очень важно исключить алкоголь и сигареты, потому что эти вещества могут ухудшить образование и клеток головного мозга плода.

Инфекции.

В целом, инфекции представляют наибольший риск для растущего и развивающегося ребенка. Но большинство мам обладают иммунитетом к самым опасным из них, к которым относятся ветрянка и корь. Однако токсоплазмоз, некоторые заболевания, передающиеся половым путем, и цитомегаловирус также вызывают беспокойство и должны быть обсуждены с вашим врачом.

Стресс.

Итак, как насчет других факторов в вашей жизни, таких как стресс? Влияют ли они на развитие мозга плода? Некоторые исследователи считают, что стресс может влиять на рост и развитие мозга ребенка. Одно исследование показало, что стресс матери во время беременности изменяет нейронные связи в мозге ее нерожденного ребенка.

Мозжечок наиболее уязвим к воздействию раннего жизненного стресса.

Холин.

Холин – необходимое питательное вещество, найденное в яйцах, говядине, и печени, может помочь предотвратить проблемы с развитием мозга плода, даже когда беременные мамы страдают от болезни, такой как грипп.

Кроме того, исследователи обнаружили, что в возрасте одного года дети, чьи мамы перенесли инфекцию и имели более низкий уровень холина, имели детей с резко сниженной способностью обращать внимание, тихо играть и обниматься со своими родителями. Ни одного из этих эффектов не было замечено, когда мама имела более высокий уровень холина в организме.

Интересно, что пренатальные витамины обычно не содержат холина. В результате исследователи пришли к выводу, что добавки, которые рекомендуются беременным женщинам, могут помочь будущим матерям достичь высокого уровня холина, необходимого их детям. Как с любыми добавками, их применение необходимо обсудить с врачом.

Итоги

В качестве заключения нужно подчеркнуть, что описанную проблему вылечить не получится. Любая терапия направлена на то, чтобы снять симптоматику. Большая часть больных детей умирают в течении первых 3 лет жизни. Причем до этого срока дотягивает малый процент пораженных. Чаще всего дети либо рождаются мертвыми, либо умирают в первые сутки или первый год.

К сожалению, выявить все причины возникновения сбоев в организме, которые приводят к порокам мозга, невозможно. Но нужно отметить, что беременной женщине нужно максимально тщательно следить за своим здоровьем и избавиться от всех вредных привычек. Нет никакой гарантии, что, казалось бы, обычное курение не спровоцирует сбой в формировании мозга плода.

Те дети, которые рождаются и доживают хотя бы до 10 лет, всю жизнь пьют таблетки. Им сложно ходить, самостоятельно делать какие-то вещи, говорить. Конечно, все зависит от степени разрушенности головного мозга. Есть те дети, которые имеют небольшое отклонение. Важная задача родителя: проводить все время с ребенком и развивать его. Небольшой процент детей способны отлично вливаться в общество и спокойно существовать самостоятельно. Шанс небольшой, но он имеется.

Возможные нарушения и причины

Нейрофизиологическая незрелость, часто наблюдается у недоношенных детей, УЗ исследование фиксирует недоразвитость мозговых структур. Нарушения и задержка в развитии зависят от степени недоношенности и индивидуальных компенсаторных возможностей организма.

Врожденные аномалии мозга не связаны с возрастными особенностями и приводят к умственной отсталости, или нарушению интеллектуальных возможностей ребенка.

Причины дисфункции:

  • Патологическая беременность – инфекционные заболевания во время вынашивания поражают мозговые клетки, вызывая энцефалит, что приводит к задержке психического развития и умственной отсталости;
  • Хроническая внутриутробная гипоксия плода или острая, вследствие тяжелых родов – приводит к функциональным нарушениям мозга и неврологическим расстройствам. Длительная нехватка кислорода опасна появлением очагов некроза в мозговых структурах;
  • Травмы черепа в родах – повреждение тканей приводит к кровоизлиянию, нарушения мозговой деятельности зависит от тяжести травмы.

Морфофункциональная незрелость коры присуща всем новорожденным, вследствие чего наблюдается повышенная возбудимость и тонус мышц. При отсутствии патологий, возбудимость ко второму месяцу жизни становится как у взрослого человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: