Признаками заниженной самооценки являются:
- высокая самокритичность, неудовлетворенность своей деятельностью;
- высокая чувствительность к критике, обидчивость;
- нерешительность и страх совершить ошибку;
- боязнь не оправдать чьи-либо ожидания, желание всем угодить;
- необоснованное чувство вины;
- пессимизм и меланхоличность;
- враждебность и беспричинная защитная позиция к окружающим.
Ребенок с заниженной самооценкой всячески старается получить признание окружающих, считая его критерием оценки собственной личности.
Самооценка: заниженная и адекватная
Все чаще и чаще на консультацию приводят детей, у которых заниженная самооценка Заниженная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для гармоничного развития личности. В психологическом портрете детей с заниженной самооценкой присутствуют: нерешительность, обидчивость, неуверенность в себе, эмоциональная закрытость, чувствительность, необщительность. Многие дети демонстрируют тревожность, страдают от многочисленных страхов, имеют нарушенное общение со сверстниками. Психологическое обследование каждого конкретного запроса выявляет одни и те же тенденции в детско-родительских отношениях: гиперпротекция, эмоциональное отвержение ребенка, воспитательная неуверенность родителей. Внутрисемейный климат индикатор самооценки ребенка. Заниженная самооценка формируется, если: • Родители завышают ожидания в отношении ребенка, принимают за него ответственные решения, лишают его самостоятельности, постоянно опекают и контролируют. Противоречивость требований, авторитаризм сформируют заниженную самооценку, породят сомнения в своих возможностях, тревожность, страх, будут способствовать безынициативности.
• Неприятие ребенка в семье (родился не вовремя или хотели ребенка другого пола, он не соответствует образу «идеального ребенка» в родительских установках), отсутствует эмоциональное принятие ребенка порождают замкнутость, робость, обидчивость, неуверенность в себе.
• Семьи с тревожно-мнительным воспитанием, где преобладающим является «фобия утраты ребенка» (единственного, позднего или часто болеющего) вырастят робких, нерешительных, обидчивых, не уверенных в себе детей.
• Равнодушные родители, уделяющие детям мало внимания, когда они чувствуют себя нелюбимыми, ненужными, лишними, способствуют развитию комплекса собственной неполноценности, преследующего их всю жизнь.
• Беспредельное обожание и восхваление ребенка, где он растет в стиле «кумира семьи», когда удовлетворяется любая прихоть, приводит к тому, что ребенок, твердо веря в свою исключительность, вырастет эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать ничего взамен.
В целом для ребенка-дошкольника свойственна скорее завышенная самооценка, завышенные представления о себе и своих возможностях. Это и есть вариант нормы. Чувство защищенности и осознанная родительская любовью помогает ребенку расти и расцветать, чувствовать себя важным, нужным. Адекватная самооценка помогает детям легко преодолевать трудности и чувствовать себя счастливыми.
Очень важно, чтобы родители выражали уверенность в том, что их ребенок обязательно научится тому, что еще пока не умеет, что у него все получится; что он действительно хороший, умный, добрый, честный. Искренняя теплая семейная атмосфера, в которой царят уважение, доверие, понимание, поддержка, чувство психологической защищенности основные условия формирования позитивной самооценки у ребенка. Последствия негармоничного стиля воспитания — неадекватная самооценка. И как следствие негативные варианты поведения.
Позитивная самооценка как условие гармоничного развития личности формируется, если: • Родители принимают ребенка таким, какой он есть.
• Сравнивают ребенка только с самим собой сегодняшние изменения с вчерашними; успехи и недостатки с его же достижениями и промахами.
• Порицают за конкретные поступки, а не в целом.
• Помнят, что отрицательная оценка враг интереса и творчества.
• Дают посильные задания и поручения, учитывают реальные возможности ребенка.
• Поощряют инициативу, самостоятельность, искренне радуются каждому, даже самому маленькому, успеху. Это вселяет в ребенка уверенность и окрыляет для новых достижений.
• Воспитывают веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: «Я знаю, что ты с этим легко справишься!», «Если ты захочешь, то у тебя все получится!
• Предлагают свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начинает чувствовать безнадежность поиска решения ситуации.
• Учат ребенка уважать себя.
Адекватная самооценка награждает ребенка активностью, любознательностью, общительностью, жизнерадостностью, открытостью и непосредственностью; учит считаться с замечаниями взрослого или сверстника, осознавая их справедливость.
Психологическая помощь — Инесса Смолярчук:
На самооценку ребенка влияет несколько факторов.
- Форма взаимодействия родителей с ребенком может привести к заниженной самооценке. Родители вкладывают в ребенка много собственных ресурсов, формируют свои ожидания, но часто критикуют ребенка. Это делает его уязвимым перед негативными оценками окружающих и сверстников;
- Отсутствие у ребенка опыта и достижений также не способствует формированию нормальной самооценки. Для повышения самооценки хорошо помогает спорт. Он развивает уверенность в своих силах, учит самодисциплине. Сферу, где ребенок сможет проявить себя, необходимо искать, ориентируясь на его таланты. Это может быть физика, декоративные искусства. Главное, чтобы были небольшие достижения, ощущение движения вперед.
В дошкольном возрасте
Самооценка ребенка дошкольного возраста нередко завышена. Это вполне нормально. В начальный период жизни дети учатся оценивать себя и не всегда делают это правильно, особенно если в семье любое их действие сопровождается восторженными комментариями.
При отсутствии перегибов в воспитании (как попустительства и восхваления, так и унижения), завышенная самооценка дошкольника со временем придет в норму. Отсутствие самоуважения у ребенка в этом возрасте более опасно.
Заметив признаки заниженной самооценки нужно пересмотреть воспитательные меры и манеру общения с малышом, так как избавиться от этой проблемы с годами становится намного сложнее. Родители должны помочь поднять самооценку ребенку, сам он с этой задачей не справится.
Предлагаем ознакомиться Антивиагра для мужчин — Все про потенцию
Методы и приемы коррекции заниженной самооценки
- Хвалить ребенка необходимо правильно. Поводом для похвалы могут становиться конкретные достижения, а не красота, здоровье ребенка и его природные способности. Из жалости хвалить ребенка не следует;
- Просите у ребенка совета или помощи как у равного, чтобы он осознал свою значимость;
- Поощряйте инициативность ребенка и поддерживайте его стремление к достижениям;
- Не сравнивайте его с другими людьми. Правильнее будут сравнения его с ним же в прошлом с выделением роста и изменений в лучшую сторону;
В старшем школьном возрасте
Низкая самооценка у ребенка в старших классах – явление распространенное. Этому способствуют первые неудачные влюбленности, страхи, связанные с экзаменами и предстоящим выбором профессии.
Чтобы сохранить нормальный уровень самоуважения у школьников-старшеклассников, лучше воздержаться от критики их внешности, друзей и увлечений. Если основной причиной повышенной тревожности стала учеба, нужно постараться объяснить бесполезность самобичевания и подсказать пути решения проблемы.
Как общаться с людьми с завышенной самооценкой
Общаться с теми, у кого неадекватно завышенное представление о себе, довольно сложно. Они высокомерны, надменны, постоянно стараются казаться лучше, чем есть на самом деле. Но, несмотря на внешнюю самоуверенность, в глубине души они испытывают неудовлетворенность жизнью. У них сложные отношения с собой и окружающими.
В общении с другими людьми они всегда стараются выделиться, всячески подчеркивают свои положительные качества, рассказывают о своих успехах и достижениях. В то же время они могут пренебрежительно отзываться о других людях, считая их ниже себя. Таким образом они самоутверждаются за чужой счет. Конечно, такое положение дел обижает окружающих.
Предлагаем ознакомиться Гинекологический мазок: зачем сдавать анализы?
Если в вашем окружении есть человек с завышенной самооценкой, то вы знаете, как нелегко бывает с ним общаться. Чтобы избежать ненужных конфликтов, психологи советуют делать следующее:
- не поддавайтесь на манипуляции. Люди с завышенной самооценкой – хорошие манипуляторы. Они виртуозно умеют перекладывать вину за происходящее на других, а их заслуги приписывать себе. Научитесь вовремя распознавать эти манипуляции;
- если человек обвиняет вас, не оправдывайтесь. На все претензии отвечайте «нет», не пытаясь что-то доказывать или объяснять;
- не хвалите человека. Самовлюбленные люди очень нуждаются в похвале и признании своих достоинств. Если вы не будете удовлетворять этого желания, человек сам не будет навязывать вам общение;
- не спорьте и не грубите. Общайтесь с таким человеком спокойно, без грубости. Помните, что он болезненно реагирует на критику и обвинения, поэтому обязательно начнет с вами спорить и может устроить скандал;
- не доверяйте ему личную информацию и тайны. Поскольку самовлюбленный человек эгоистичен и считается только со своими интересами, он может использовать доверенные ему тайны в своих целях и тем самым навредить вам;
- не ждите от него сочувствия и раскаяния. Такие люди не сочувствуют другим и не признают своих ошибок, поэтому бороться и ждать от них подобного поведения бесполезно;
- не пытайтесь его перевоспитать. Человека с завышенной самооценкой переделать невозможно. Если вам не нравится подобный индивид в вашем окружении, просто избавьтесь от него или хотя бы сведите общение к минимуму.
Признаки завышенной самооценки
Как уже было упомянуто выше, в психологии выделяют три уровня самооценки: адекватную, заниженную и завышенную. Для ее определения существуют различные психологические тесты, которые можно пройти в кабинете психолога или дома. В тестах имеются вопросы, касающиеся разных сфер жизни – работы, отношений с окружающими, эмоций. После подсчета набранных баллов можно понять, насколько адекватно человек оценивает себя.
Предлагаем ознакомиться Химические ожоги классификация
Повышенную самооценку можно распознать по следующим признакам:
- человек всегда считает себя правым. Если у него что-то не ладится, он начинает обвинять в этом кого угодно, только не себя;
- для такого человека существует только одна правильная точка зрения – его собственная. Он считает, что все должно происходить так, как задумал он. Мнение других игнорируется или не принимается в расчет;
- в любой ситуации он стремится оставлять последнее слово за собой;
- такой человек не умеет признавать свою неправоту и просить прощения. Он скорее поссорится и испортит отношения со своим оппонентом, чем признает себя неправым;
- если он работает в команде и случается неудача, то он считает, что виноваты другие, а если успех, то заслуги приписывает себе;
- он считает себя лучшим во всех отношениях – в работе, в любовной или семейной сфере и т. д.;
- у него выражены лидерские качества, он стремится всегда и во всем быть первым, даже не имея для этого особых талантов;
- в любом обществе высказывает свое мнение, даже если его никто не спрашивает. Он уверен, что его мысли интересны всем без исключения;
- в случае неудач испытывает раздражение, негодование, ищет виновных, на которых можно свалить ответственность;
- негативно воспринимает любую, даже самую конструктивную критику;
- часто берется за сложные дела, не пытаясь адекватно оценить свои силы и возможные риски;
- никогда не показывает своих слабостей, боясь навредить собственному имиджу;
- очень эгоистичен, не считается с другими людьми, личные интересы для него всегда важнее чужих;
- в компании любит много говорить, встревает в чужие разговоры, стремясь всегда находиться в центре внимания;
- часто ведет себя излишне высокомерно, считая других ниже себя. Высокомерие прослеживается и в речи, и в поведении такого человека;
- постоянно учит других жить, дает советы, о которых его никто не просит.
Высокая самооценка имеет свои плюсы, поскольку позволяет человеку чувствовать себя достойным лучшего и упорно стремиться к достижению своих целей. Однако если она чрезмерно завышена, то это ведет к неудовлетворенности жизнью и плохим отношениям с окружающими.