I. Методы восстановления счета при оптической акалькулии.

Акалькулия является обобщающим понятием, включающим в себя нарушения, из-за которых человек испытывает сложности в понимании чисел и совершении различных математических действий. При данной патологии нет зрительного и слухового узнавания чисел, а также отсутствуют понимание математических операций, восприятие числового ряда и возможность последовательно выполнять математические действия.

Диагноз ставится по результатам обследования, которое включает неврологический и психиатрический осмотры, а также консультации ЛОР-врача и окулиста. Для больного обязательно проводится арифметический тест.

  • 1.Общая характеристика нарушения 1.1.Описание
  • 1.2.Акалькулия и дискалькулия: отличия
  • 2.Виды акалькулии
  • 3.Причины
  • 4.Симптоматика
      4.1.Признаки
  • 4.2.Акалькулия у подростков, школьников 4.2.1.Примеры
  • 4.3.Акалькулия у взрослых
  • 5.Лечение и профилактика
      5.1.Лечение, коррекция
  • 5.2.Как избавиться?
  • 5.3.Профилактика
  • 6.Главное об акалькулии
    • Деменция — что это за болезнь?
    • Очень просто о подсознании
    • Шизоид и Шизоидность: Признаки и Причины
    • Парафренный синдром при шизофрении. Клиническая картина
    • Психолог — что это за специалист? Узнаём подробнее

    Происхождение заболевания

    К развитию патологии приводят:

    • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
    • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
    • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.

    Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

    • нарушение в обработке зрительной информации;
    • пониженная концентрация внимания;
    • нарушение логического мышления;
    • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

    Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

    Акалькулия, как правило, является симптомом какого-либо психического заболевания, но иногда выступает и в качестве самостоятельной патологии.Исходя из основной причины, болезнь разделяют на первичную и вторичную формы. Первичная акалькулия возникает из-за поражения теменной, затылочной или височной доли левого полушария коры головного мозга.

    Вторичная акалькулия включена в структуру нейропсихологического синдрома. Это значит, что она может сформироваться при общем нарушенном развитии интеллекта и на фоне иных психических расстройств. Данная форма болезни развивается при вовлечении в патологический процесс височной или затылочной доли коры головного мозга, а также ее префронтальных отделов в результате травм или органических патологий.

    Акалькулия – это приобретенное заболевание, которое развивается из-за поражения отдельных участков головного мозга. Причиной могут стать травмы, развитие новообразований. Очень часто акалькулия развивается на фоне психического расстройства.

    Поражение головного мозга, при котором развивается заболевание, сконцентрировано в теменной, затылочной и височной коре головного мозга. Причинами таких поражений могут быть:

    • Наследственность.
    • Различные неврологические нарушения в перинатальный период.
    • Опухоли в головном мозге.
    • Интоксикации различной степени интенсивности.
    • Поражение головного мозга на фоне развития инфекционных заболеваний.
    • Негативное воздействие социальной среды.
    • Черепно-мозговые травмы.
    • Цереброваскулярные заболевания.

    Как правило, это симптом какого-либо психического заболевания, но акалькулия может выступать и как самостоятельная патология.

    В школьном возрасте около 5 процентов детей страдают дискалькулией. Это непонимание принципа счета, невозможность различать арифметические действия. Акалькулия идискалькулия взаимосвязанные между собой заболевания.

    Об акалькулии речь идет в том случае, если ребенок был умственно развит, но утратил способность в результате травмы или заболевания. При дискакалькулии у ребенка теряется возможность обучаться любым арифметическим действием, а часто это сочетается с проблемой невозможности распознавания букв.

    Дискалькулия у детей начинает развиваться с раннего возраста. Она выражается в том, что такого ребенка просто невозможно обучить каким-либо арифметическим действиям. Его мозг полностью отказывается воспринимать данную информацию. Чаще всего такое заболевание встречается у детей с генетической предрасположенностью. В итоге заболевание перетекает в умственную отсталость.

    Разновидности болезни

    В зависимости от проявления различают множество видов акалькулии.

    Вербальная

    Характеризуется трудностями обозначения математический терминов, понятий и операций словесным способом. Вполне возможно, что пациент при этом прекрасно владеет арифметикой, но озвучить это не может.

    Апраксическая

    Личность не в состоянии самостоятельно определить число предметов, которые находятся рядом.

    Дислектиксическая

    Проявляется в том, что больной терпит поражения в попытках прочесть какой-то арифметический знак или символ. Считается, что данный вид расстройства способен передаваться на генетическом уровне.

    Графическая

    В этом случае название говорит само за себя, графическая акалькулия лишает личность возможности отображать математические операции в письменном виде. Такой человек не сможет даже начертить элементарную геометрическую фигуру.

    Операционная

    Во время операционного типа расстройства для пациента будет практически невозможным произвести арифметические действия: прибавлять, вычитать, делить и множить. Возможно, это проявится частично. К примеру, человек прекрасно справляется с вычитанием чисел, но никак не может их умножить.

    Первичная

    Ученые считают, что заболевания первичной акалькулии не имеет связи с нарушениями других психических функций. Она появляется из-за повреждения левого полушария разных зон коры головного мозга: лобной или теменной.

    Лобная

    Нарушение функционирования лобных долей мозга приводит к потере сознательной деятельности человека. Таким образом, личность не может производить точных математических операций.

    Теменная

    Возникает как потеря пространственного мышления. Соответственно, пациент не может осознать понятие «чисел» и все, что с ними связанно.

    Вторичная

    Это часть нейропсихического синдрома, уже существующего в личности. Она появляется в результате отсутствия способностей к целенаправленным умственным функциям. Вторичная акалькулия имеет несколько подвидов.

    Оптическая

    Разновидность, которая появляется из-за проблем с рецепторами зрения. Больной буквально не может отличить одну цифру от другой.

    Как часто встречается дискалькулия?

    По разным данными приблизительно 5-6 процентов учащихся младших классов испытывают сложности с счетными операциями. Данная статистика не может претендовать на полную объективность, поскольку диагностика дискалькулии производится лишь в некоторых случаях. В большинстве ситуаций тот факт, что ребенок плохо считает, родители не склонны связывать с каким-либо отклонением. Как правило, такого ребенка определяют как “гуманитария” и концентрируются на его способностях к другим наукам.

    На первые признаки дискалькулии психологи советуют обращать внимание в 5-6 лет ребенка. Именно в этот возрастной период ребенок начинает активно учиться и знакомиться с числовыми символами и действиями, производимыми с ними.

    • Графическая дискалькулия. Человек испытывает сложности в написании чисел и других символов. В этом же случае наблюдаются сложности в восприятии геометрических фигур.
    • Практогностическая. Абстрактные математические понятия не могут быть переведены в реальные примеры. В результате ухудшается восприятия арифметических вычислений и человек испытывает сложности в их применении на практике.
    • Лексическая. Ребенок может воспринимать информацию о правилах и числах от учителей или родителей, но не может заниматься самостоятельно, поскольку не может воспринимать математические знаки с помощью чтения.
    • Вербальная. Числа и математические понятия не воспринимаются или недостаточно хорошо воспринимаются на слух. При этом сохраняется способность выполнять письменные задания.

    Отдельные типы дискалькулии могут сочетаться друг с другом, затрудняя диагностику и последующее лечение.

    Аспекты синдрома

    Впервые сведения о таком заболевании, как акалькулия появились в 1919 году. По итогам исследований патология была разделена на первичную и вторичную. Первичная форма развивается при поражении височной, теменной и затылочной части коры головного мозга. При таком развитии у больного нарушается возможность произведения анализа и синтеза пространственных представлений.

    Пациент не может различить цифры, произвести какие-либо действия с ними. Врачами был установлен факт, что сложность возникает из-за отсутствия понимания у человека «лево, право, вверх, вниз».

    Наибольшую сложность эти нарушения вызывают у детей. У ребенка может не наступить понимание пространства к периоду начала обучения в школе. Это приведет к невозможности освоения арифметических цифр.

    Симптомами первичной акалькулии являются:

    • Отсутствие разницы между цифрами. Например, больной не понимает, чем отличается 545 от 455.
    • Невозможность провести различия между разрядами чисел.
    • Полное отсутствие понятия числа.
    • Непонимание пространственных координат.
    • Сложность в проведении любых видов арифметических действий.

    Ссылки[ | ]

    Для улучшения этой статьи желательно:
    • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
    • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
    • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

    Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

    Это заготовка статьи по неврологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

    Почему появляется дискалькулия?

    Различают три причины возникновения:

    • Психогенную
    • Органическую
    • Генетическую

    В некоторых случаях несколько причин могут сочетаться между собой. Родителям следует помнить, что без четкого выявления признаков и причин дискалькулии, подобрать грамотные меры для устранения недуга практически невозможно.

    Психогенные нарушения характеризуются отрицательным или вовсе негативные отношением ребенка к арифметическим операциям. С чем это может быть связано? Например, с давлением от родителей и учителей в процессе обучения азам. Физические наказания за плохие оценки, конфликты между учителем и ребенком тоже можно отнести к психогенным причинам.

    Генетические причины дискалькулии встречаются у младших школьников и дошкольников, у родителей которых встречались аналогичные сложности с арифметическими действиями. К сожалению, ученым пока не удалось отыскать ген, который отвечает за способности к сложению, вычитанию, умножению и делению. Но ряд специалистов все чаще говорят о генетической природе данного расстройства и ведут активные исследования в этом направлении.

    Органические причины дискалькулии связаны с определенными нарушениями в строении и работе некоторых участков головного мозга. В данном случае речь идет об областях мозга, которые отвечают за способность воспринимать и анализировать полученную информацию. Как могут возникнуть такие причины дискалькулии?

    Какие осложнения может спровоцировать синдром

    Проявление синдрома акалькулии существенно тормозит развитие личности. Она становиться плохо обучаемой, ведь хуже воспринимает материал. Специалист с таким синдромом быстро теряет свою квалификацию. К тому же, имея подобное заболевание, многие чувствуют себя неполноценными. Отсюда появляются психические расстройства.

    Как любое расстройство, причиной которого являются нарушения структуры мозга, акалькулия очень опасна, но не отчаивайтесь. В подавляющем большинстве случаев полная реабилитация больного возможна.

    Видео к материалу

    Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Тестовые задания для диагностики

    Дискалькулию у детей родители способны увидеть сами, при проявлении патологии необходимо сразу обращаться к врачу. Конкретный вид заболевания устанавливается после консультации с логопедом, неврологом, психологом.

    При беседе ребёнка с врачами, ему предлагают посчитать, совершить простое действие в арифметике, расположить карточки с цифрами в порядке уменьшения или увеличения. В зависимости от выявленных нарушений в процессе выполнения заданий, будет установлен вид заболевания.

    Виды дискалькулии выделяются следующие:

    • Графическая – ребёнок не может записать цифры, математические символы. У него возникает сложность при изображении геометрических фигур.
    • Вербальная – пациент испытывает трудность перед просьбой назвать арифметическое действие.
    • Дислексическая – такая форма заболевания проявляется в отсутствии возможности прочитать математические символы.
    • Операциональная – невозможность сделать арифметическое действие.

    Установление вида патологии позволяет максимально эффективно провести коррекциюдискалькулии.

    Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

    Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

    • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
    • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
    • сравнить два числа;
    • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
    • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
    • проанализировать схему тела человека;
    • определить направление вправо-влево.

    После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

    Симптомы акалькулии

    Клинические проявления варьируют в зависимости от формы патологии. Первичная акалькулия характеризуется отсутствием понимания понятия число, числовых разрядов (например, пациенты не видят разницы между числами 152 и 125), невозможностью сравнения чисел, проведения простейших арифметических вычислений. Сочетается с возникающей при поражении теменной области пространственной агнозией, проявляющейся нарушением ориентации «право-лево», «верх-низ», восприятия системы координат и т. п.

    Вторичная акалькулия выявляется в сочетании с прочими расстройствами когнитивной сферы: агнозией, апраксией, афазией, амнезией. Оптическая форма проявляется отсутствием или ошибками узнавания изображённых чисел. Больные не могут назвать увиденное число, путают схожие по рисунку цифры (7 и 1, 9 и 6). Сохранено понятие числа, восприятие чисел на слух, способность производить счётные операции в уме. Типична симптоматика зрительной агнозии — неузнавание букв, лиц, изображений предметов. Отмечается дисграфия, дислексия.

    Дискалькулия и мозг

    Вне зависимости от того, что явилось причиной данного расстройства, у человека, страдающего дискалькулией наблюдается нейронная дисфункция в области теменной коры больших полушарий. Нарушения отчетливо наблюдаются в области внутритеменной борозды. Именно здесь располагается центр, который отвечает за восприятие символов и способность к счету.

    Если у ребенка выявлена дискалькулия, то чаще всего можно обнаружить, что одновременно с этим, у него также наблюдаются сниженные способности к познанию и анализу полученной информации. Как правило, это можно объяснить недостаточной скоростью обработки поступающих данных и недостаточной концентрацией.

    Лечение и профилактика

    Акалькулия поддается лечению, но для полной ликвидации симптомов, необходимо устранить причину патологии, то заболевание, которое стало причиной нарушений. Другая ситуация возникает с дискалькулией. Так как это заболевание не приобретенное, а врожденное, лечение предполагает только коррекцию и меры профилактики.

    Методики лечения акалькулии будут зависеть от возраста пациента и степени тяжести заболевания. Если болен взрослый человек, то терапия будет проводиться со специалистами с применением различных компьютерных программ. Больного постепенно приводят к осознанию понятия числа. После этого начинается обучение математическим действиям от простых до более сложных.

    У детей лечение построено на игре. Чаще всего для этого используются картинки с изображением цифр. Ребенка визуально приучают различать цифры.

    Коррекцией дискалькулии должен заниматься врач-логопед. При необходимости к раьоте с пациентом может быть привлечен психолог и невролог. Для коррекции разрабатываются специальные методики. Занятия могут проходить в любом комфортном для ребенка месте. Методика состоит из целого комплекса игровых упражнений, которые обучают счету. Также занятия должны быть направлены на развитие речи, мышления, изобразительных способностей ребенка.

    Для устранения дискалькулии очень важно развить грамотную и связную речь. Коррекция должна быть основана на расширении словарного запаса у ребенка с одновременным изучением математических терминов. в самом начале должно вводится понимание больше, меньше, название геометрических фигур, признаки предмета.

    Следующим этапом вводится обучение порядковому счету, употребление цифр в речи. Ребенка учат сравнивать цифры, предметы, их количество, качественные характеристики. У ребенка формируют связь между цифрой и ее визуальным выражением на письме. Развивается сразу и мелкая моторика, и мышление.

    Как только будут достигнуты устойчивые достижения в счете, преподаватель переходит к простейшим арифметическим действиям. Цель показать ребенку логику решения.

    Акалькулия требует терапии, основанной на устранение основной причины. Форма синдрома напрямую влияет на то, как будет осуществляться восстановление вычислительных способностей. Ответственность за это несут клинические психологи, дефектологи, специалисты нейропсихологии и психиатры.

    В данном случае ключевая цель представлена восстановление понимания чисел и их разрядной структуры. Среди наиболее эффективных методов следующие:

    • метод понимания разрядов;
    • метод действия с числами;
    • визуальный метод.

    Специальные методики, в основе которых лежит визуальная память, принято использовать в тяжелых формах болезни. Это могут быть выложенные перед пациентом в ряд карточки с изображением количества предметов и соответствующими числами.

    Игровая форма в случае с детьми приносит более ощутимый эффект. Например, под цифрой 4 на карточке будет изображено 4 книги.

    Цветовая гамма предметов должна быть яркой и разнообразной, поскольку в процессе запоминания и восприятия цвет играет немаловажную роль.

    Суть метода действия с числами заключается в необходимости пациента разбить любое число на максимум возможных вариаций. Палочки отлично подходят для выполнения данного упражнения. Например, пациенту предлагают разбить на возможные вариации число 7.

    Все выполненные действия необходимо записать в дневник. Со временем можно избавиться от палочек и заменить их вербальным комментированием арифметической операции, если пациент будет делать успехи. Все счетные операции необходимо будет проговорить вслух, далее можно переходить на шепот и в результате человек учится считать в уме.

    Если неспособность анализировать разряды чисел сопровождается нарушением их названия, актуально проговаривать все числа до 100, а работе дефектолога будет заключаться в появлении разницы между единицами и десятками.

    Не менее эффективно упражнение, когда пациенту необходимо написать наименование числа под его названием. Например, под надписью триста сорок семь пациент должен написать 347.

    Только первые 2-3 занятия проводятся в наглядно-образном стиле, после чего актуален постепенный переход на голосовое озвучивание процессов. У взрослых акалькулия легкой стадии корректируется более эффективно, нежели у детей.

    При вторичной форме локация поражения головного мозга напрямую влияет на характер восстановления числового понятия и счета.

    1. Затылочные поражения требуют коррекции правильного написания и визуального восприятия. Наиболее эффективные методики – упражнение с двигательным бразом числа, манипулирование с задачами и числами, а также предметный счет. Не менее эффективен метод озвучивания, когда в уме пациент представляет число. Результат возможен при хорошо развитой зрительной памяти, воображения, а также при сохранном слуховом восприятии.
    2. Проблемы со слуховым восприятием чисел характерны при поражении височных зон. Специализированное терапевтическое восстановление в данном случае не актуально, поскольку нарушение несущественное.
    3. Префронтальные поражения требуют обучения пациентов простому пониманию чисел, постепенно вводятся арифметические операции, где в роли предметов выступают цифры. На завершающем этапе дефектолог вводит арифметические операции с последовательными действиями.

    Пациент будет анализировать арифметические действия и за счет объективно-разрядного понимания числа, и за счет привычной предметной характеристики, если вводить манипулирование предметами наравне с числами.

    От первичной предметной оценки к разрядной, пространственной характеристике можно перейти за счет переключения на внутреннюю программу сознания от внешних действий. Постепенно арифметические манипуляции восстанавливаются, как и их понимание.

    Акалькулия может поддаваться терапии, но для полного устранения синдрома необходимо, прежде всего, лечение основного заболевания. При первичной форме расстройства на первый план выходит необходимость возобновления понятия чисел и их разрядов. Для восстановления таких больных в современной медицинской практике успешно применяется визуальный метод, а также метод действий с числами и понимания их разрядов.

    Существую специализированные методики, применение которых может помочь в наиболее тяжелых случаях. В их основе лежит визуальная память человека. Тренинг может проходить таким образом: перед пациентом раскладываются карточки с изображениями чисел и предметами аналогичного количества. Данный метод может применяться как для взрослых, так и для детей в игровой форме.

    Вторичная акалькулия несколько сложнее в плане лечения. Возможность восстановления пациента зависит, в первую очередь, от локализации поражения в головном мозге. Коррекция может быть направлена на визуальные особенности чисел, обучение простому пониманию чисел, выполнения устного счета и арифметических действий и т.д.

    В клинической практике активно используется метод манипулирования с предметами и числами. Это позволяет больным самостоятельно проводить анализ математических операций с объективно-разрядным пониманием числа.

    Что касается профилактики акалькулии, то она должна заключаться в предупреждении черепно-мозговых травм и сосудистых заболеваний головного мозга. Любые патологии требуют своевременной диагностики и лечения, особенно это касается опухолевых новообразований в коре мозга.

    Способы профилактики

    Профилактические меры нарушения будут зависеть от того, какой вид патологии у пациента:

    • Графический – профилактика такого вида нарушения возможна с помощью упражнений для развития зрительных образов, мелкой моторики, координацией между движениями рук и зрением.
    • Вербальное нарушение можно предупредить, обучая ребенка названиям математических действий и их сущности. Дети должны уметь правильно использовать понятия в своей речи. Происходит развитие всех функций памяти, ребенок приобретает понимание формы, цвета и размера.
    • Практогностический вид предупреждается при помощи обучения навыкам счета в математике, арифметические действия должны выполняться с их последовательным проговариванием. Важно, чтобы в слух проговаривался полученный результат. Должны развиваться зрительное восприятие, координация движения, возможность соотносить реальный предмет и его изображение.
    • Дислексический вариант предупреждается развитием зрительного восприятия у ребенка. Он должен иметь представление о форме, цвете, правильно распознавать и называть математические символы, понимать смысл знаков, развивать память и логическое мышление.

    Все меры профилактики направлены на развитие устойчивого восприятия зрительно математических символов, а затем грамотное их применение в арифметических расчетах.

    Своевременное обнаружение проблемы поможет искоренить ее в самом начале и повысить успеваемость ребенка в школе.

    Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

    Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий.

    Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму.

    Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

    Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

    Как диагностировать симптомы дискалькулии?

    Каждое отклонение имеет свои признаки. Если вы заметили у ребенка один из вышеописанных признаков, попробуйте обратиться к логопеду или психологу. Только специалист может увидеть признаки дискалькулии, провести необходимые тесты и установить верный диагноз. Постановка диагноза занимает некоторое время.

    Помимо сбора анамнеза, специалист обязательно проведет несколько тестов на восприятие и применение на практике абстрактных чисел, изучит неврологические функции человека, проведет оценку способностей к математике. Иногда к постановке диагноза подключают специальную технику: человеку с подозрением на дискалькулию могут провести электроэнцефалографию или МРТ.

    Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

    Симптомы дискалькулии:

    • сложности с различением и написанием цифр;
    • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
    • нарушения координации тонких движений;
    • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
    • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
    • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
    • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
    • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

    Именно у детей первичная форма рассматриваемой патологии проявляется наиболее ярко. К моменту поступления в школу у маленького пациента могут не успеть сформироваться отделы мозга, отвечающие за понимание пространственных явлений. Результатом является проблема понимания арифметических операций и значения цифр на первом году обучения. Также наблюдаются следующие симптомы.

    Проявления первичной формы:

    • понятие больше — меньше относительно арифметических действий нарушено;
    • понятие чисел отсутствует;
    • арифметические операции осуществляются проблематично;
    • понятие пространственных координат нарушено;
    • различие разрядных строений чисел отсутствует;
    • понимание разницы между числами отсутствует, если поражена теменная область;
    • сложности в оценке арифметических объектов с цифрой ноль в составе;
    • образное восприятие цифры в виде предмета, например, 50 роз, 10 гривен;
    • изредка остается возможность сложения;
    • серьезные проблемы в процессе вычитания, особенно если приходится работать с числами через десяток;
    • редко акалькулия в данной форме сочетается с речевыми нарушениями.

    Если данная патология является результатом поражения лобной части головного мозга, пациент понимает принцип числовых разрядов, ему доступны элементарные арифметические вычисления. Более сложные действия и манипуляции вызывают серьезные затруднения.

    Симптомы вторичной формы

    Вторичная форма вызвана поражениями префронтального, височного или затылочного отделов головного мозга.

    1. Проблемы в затылочной зоне приводят к нарушению визуального восприятия цифр. В качестве основного заболевания может выступать оптическая агнозия или алексия. Схожие по написанию числа пациент может не отличать визуально, сохраняется разрядное понимание чисел. Нередко такие проблемы сопровождает амнезия на названия чисел.
    2. Дефект слухового понимания чисел наблюдается при поражении височной зоны коры. В качестве основного заболевания выступает сенсорная или акустико-мнестическая афазия.
    3. Проблемы в префронтальной зоне приводят к нарушению понимания арифметических операций. Чаще всего поражается доминирующее полушарие. У правшей – это левое полушарие, а у левшей – правое.

    Разновидности и формы заболевания

    Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:

    1. Вербальная – отклонения в словесном обозначении понятий математики. Пациент может успешно выполнять математические операции, но не может вербально обозначить название чисел, символов, не в состоянии обозначить количество предметов.
    2. Апраксическая – человек не возможность исчислять предметы. Пациент не может совершить счет предметов, и выделить их количественные характеристики.
    3. Дислектиксическая – отсутствие способности прочесть математические символы, выразить количественные термины.
    4. Графическая – неспособность записывать математические символы и знаки, а также корректно изображать геометрические фигуры.
    5. Операциональная – утрата способности к выполнению математических операций.

    Также случаи акалькулии могут быть подразделены по признаку первичности и вторичности.

    Первичная (специфическая) – вызвана поражениями участков коры головного мозга, выделяют следующие ее виды:

    1. Лобная – вызвана нарушениями функционирования лобной доли головного мозга, которая отвечает за контроль, регуляцию всех психических функций человека. Способность к счету нарушается вследствие отклонений в организации сознательной деятельности.
    2. Теменная (теменно-затылочная) – возникает при поражении теменно-затылочных участков головного мозга. У пациента нарушено понятие «числа», понимание сути счетных операций, восприятие пространственных координат.

    Вторичная (неспецифическая) – возникает по причине нейропсихического заболевания, выделяют такие виды:

    1. Оптическая – возникает при патологиях долей головного мозга, отвечающих за зрительный анализатор. При оптической акалькулии нарушено зрительное восприятие чисел и математических знаков. Пациент не способен различить похожие арифметические символы, распознать римские цифры.
    2. Сенсорная – развивается при поражении участков головного мозга, участвующих в акустическом восприятии речи. Проявляется в затруднениях при устном счете и проведении счетных операций на слух.
    3. Акустико-мнемоническая – также связана с акустическим восприятием речи. Отличие состоит в том, что у пациента нарушена слухоречевая память и снижен объем слухового восприятия.

    Как лечить дискалькулию?

    Схема лечения зависит от типа дискалькулии или их комбинации. В лечение могут быть включены специальные упражнения на вычисления, упражнения на ориентацию в собственном теле и пространстве, заучивание стихов. В некоторых случаях невролог или психолог может назначить антиоксиданты или ноотропы. Если использовать комплексный подход к лечению и грамотно выполнять все рекомендации специалиста, то можно с уверенностью говорить о том, что дискалькулия может легко поддаваться лечению не только у детей, но и у взрослых.

    Улучшить способности к счету можно и с помощью специальных тренажеров. Сложение, вычитание, умножение и деление — если регулярно тренироваться, все эти математические операции можно выполнять в уме.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]