Моторная (экспрессивная) алалия. Структура дефекта.


ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА

Формирование грамматического строя речи учащихся на уроках развития речи. Преодоление импрессивного и экспрессивного аграмматизма.

Задачами коррекционно-педагогической работы являются: 1) закрепление артикуляционных навыков; 2) преодоление литеральных парафазии; 3) стимулирование экспрессивной речи, преодоление дефектов звуко-буквенного анализа состава слова и литеральных параграфий при записи слов; 4) преодоление экспрессивного и импрессивного аграмматизма: понимания значений и употребления предлогов, передающих пространственное отношение предметов.

аграмматизм экспрессивный — характерен ошибками в грамматическом построении активной речи; 2) аграмматизм импрессивный — характерен

1) аграмматизм экспрессивный — характерен ошибками в грамматическом построении активной речи;

2) аграмматизм импрессивный — характерен затруднениями понимания значения грамматических конструкций, прежде всего — выражающих отношения (связки, предлоги, союзы, порядок слов).

В подготовительном классе развитие речи ( работа над словом).

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения на основе расширения ориентировки детей в окружающей их об­становке, ознакомления с природным окружением, с некоторыми пилениями общественной жизни. Называние предметов, действий, которые дети непосредственно воспринимают в окружающей их действительности. Называние деталей, частей предмета. Правиль­ное понимание значений используемых слов. Точное соотношение их с объектами окружающего мира. Различение сходных предме­тов по существенным признакам.

Понимание и употребление в разговорной речи слов со зна­чением:

уменьшительности-ласкательности (существительные с суффик­сами -ик, -ок, -к: столик, грибок, машинка);

пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда),

а также посредством предлогов в, на, обозначающих местонахождение, направление действия, переме­щения;

признака предмета по цвету, величине, форме, вкусу, состоя­нию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый)

и признака действия
(писать красиво);
временных отношений (сейчас, утром).

Личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот).

Работа над предложением

Составление простых нераспространенных предложений. Выде­ление в предложении слов, обозначающих предмет и действие, по вопросам (кто? что? что делает? что делал?).

Грамматические признаки числа в именах существительных и в глаголах настоящего и прошедшего времени 1-го и 3-го лица мужского и женского рода, в сочетании существительных с числительными один, одна

или местоимениями
мой, моя,
в глаголах прошедшего времени.

Составление простого распространенного (трехчленного) предложения, где третий член относится к глаголу и обозначает переходность действия на предмет (неодушевленное существительное в винительном падеже женского и мужского рода: ест котлету,, рисует дом).

Пространственные отношения, указывающие направления дви­жения, перемещения предметов, отвечающих на вопрос куда? (существительное в винительном падеже с предлогами в, на, под: положил в парту, на парту, под парту).

Местонахождение предметов, отвечающих на вопрос где? (су­ществительное в предложном падеже с предлогами в, на: лежит & парте, на парте).

Усвоение значения предлогов. Умение различать. их и отвечать на вопросы куда? где?

Орудия или средства действия (существительное в творитель­ном падеже мужского и женского рода: рисует карандашом, пилит пилой).

Умение отвечать на вопрос делает чем?

Признаки действия (наречие: Вова пишет красиво).

Распространение трехчленного предложения за счет слов, обо­значающих признаки предмета (прилагательное и существитель­ное женского и мужского рода в именительном падеже).

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими вре­менные отношения.

Глаголы настоящего и прошедшего времени 1-го и 3-го лица. Различение и составление предложений с сочетаниями глаголов, выраженных сложным будущим временем.

Правильное соотнесение вопросов что делает? что делал (а)? что будет делать? со временем действия.

Формирование умения устанавливать связь слов в предложе­нии по вопросам.

I КЛАСС

РАЗВИТИЕ РЕЧИ (128ч)

Работа над словом

Понимание и употребление в речи слов, выражающих поруче­ния, приказания. Слова — названия предметов, действий, призна­ков предметов, признаков действий, время действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с при­родой, общественными явлениями. Понимание обобщающих значе­ний слов. Один предмет в разных ситуациях (щетка — зубная, для чистки одежды, обуви, для подметания полов; складывать — циф­ры, одежду, учебные вещи).

Понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительности-ласкательности, увеличительности (существи­тельные с суффиксами -ик, -ок, -к, -чек, -очк, -ечк, -иц);

слов, обозначающих животных (существительные с суффиксом -онок, енок);

лиц по роду их деятельности (существительные с суффик­сами -ист, -щик, -чик, -ниц(а), -тель, -арь);

движение, признаки предметов по цвету, форме, величине, вкусу, весу, температурным Свойствам, качеству и противоположных им по значению (твер­дый— мягкий);

признаки действия
(быстро, весело, хорошо);
время действия
(утром, вечером, сегодня) :
Выделение и название частей отдельных предметов. Распреде­ление названий предметов по группам. Знание и употребление видовых и родовых обозначений.

Выработка умений пользоваться словом и правильной грамма­тической формой в зависимости от ее значения в составе пред­ложений.

Работа над предложением

Понимание и употребление побудительных предложений, повествовательных нераспространенных и распространенных предло­жений (состоящих из 3—5 членов предложения). Составление предложений по моделям: простое предложение с глаголами в на­стоящем и прошедшем времени в единственном числе. Выделение предмета и действия по вопросам кто? что? что делает? что делал? и различение этих вопросов (о предмете, о действии или состоянии). Различение вопросов кто? что? как вопросов о пред­мете одушевленном или неодушевленном; вопросов что делает? что делал? как вопросов о действии, выраженном в настоящем пли прошедшем времени.

Образование формы множественного числа существительных (с окончанием —ы(-и),

а (-я)и глаголов (настоящего и прошедшего времени).

Составление и употребление простых предложений с существи­тельными и глаголами в единственном и множественном числе.

Выделение грамматических признаков рода существительных в словосочетаниях с числительным и местоимением. Практическое овладение значением и способами употребления в предложения родовыми признаками существительных с глаголами прошедшего времени.

Составление и употребление в речи предложений (трех- пятичленных) со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на предмет (моет чашку, пол).

Различение окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности
(видит мальчика, девочку).
Орудие или средства действия (рисует карандашом, подметает метлой).

Различение окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного. Пространственные отношения в значении направления и места и действия. Словосочетания глагола с существительным в винительном падеже с предлогами в, на, под
(поставил в (на, под) стол, положил в (на, под) книгу);
в предложном падеже с предлогами в, на
(лежит в столе, на столе);
в творительном падеже
с
предлогами под, над, -за
(спрятался под (за) кустом);
в родительном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие
(вышел из дома, сошёл с поезда, отъехал от магазина, стоит около киоска);
в дательном падеже с предло­гом к в значении лица или места, к которому направлено действие
(подошёл к товарищу);
в творительном падеже с предлогом с в значении совместности или сопровождения
(идёт с мамой);
в дательном падеже в значении адресата.

Словосочетание существительного в родительном падеже с

предлогом у, и без предлога в значении принадлежности предмет или его отрицания
(у козы, нет козы).
Выделение из предложений слов, обозначающих признаки предметов, по вопросам. Распространение словосочетаний и предложений по вопросам какой? какая? какое? какие? Согласование прилагательного с существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественого числа.

Практическое усвоение предложений с сочетаниями, обозна­чающими временные отношения (глаголы в настоящем, прошед­шем и будущем времени).

Сочетание местоимений с глаголами 1-го, 2-го лица.

Сочетания числительного с существительным. Количественные отношения и признаки предмета по счету.

II КЛАСС

» ‘ > •

Развитие речи (104 ч)

Работа над словом

Уточнение, обогащение и активизация словаря, обозначающего названия предметов, признаков, действий. Умение ставить вопросы к словам.

Правильное употребление видовых и родовых слов-названий; слов,

обозначающих имена собственные, имеющих только единственное или множественное число
(молоко, сливки),
несклоняемых
(пальто, метро),
объединенных по общности признака, указываю­щих на лиц по роду их деятельности, профессии.

Правильное использование слов, обозначающих признаки пред­метов по»качеству (мягкий, твердый);

по весу
(легкий, тяжелый);
но сезонности
(зимний, осенний);
по материалу, из которого он сделан
(резиновый, металлический);
по принадлежности
(лисий, медвежья);
по степени сравнения качеств предметов
(белый, бе­лее);
по уменьшительно-ласкательному названию качеств предме­тов
(новенький, голубенький).
Правильное употребление слов, обозначающих действия пред­метов, с наиболее распространенными приставками: в-, во-, вы- в значении движения внутри или изнутри; при-,

у-, от-, под- в значе­нии удаления или отсутствия; пере-, про-, до- — в значении пере­мещения; раз-(рас-), с-(со-), за- — в значении направления действия в разные стороны, сближения, соединения; на-, вз- (вс-), с- — и значении движения вниз, вверх, по поверхности предмета; о-(от-) —в значении движения вокруг предмета.

Понимание смысловых оттенков слов. Сопоставление слов, обо­значающих незавершенное действие и завершенное (глаголы с при­ставками на-, вы-, по-, с-). Соотнесение слов-действий с одушев­ленными и неодушевленными предметами. —

Употребление возвратных глаголов, притяжательных местоиме­ний. Правильное употребление слова в различных контекстах (идти

куда? где? в чем? с кем? (с чем?).

Сопоставление и группировка слов с ‘общим корнем, пристав­кой, суффиксом, близких и противоположных по смыслу. Различе­ние простейших случаев многозначности слов.

Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выра­жающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами.

Работа над предложением

Совершенствование речевых умений, полученных детьми в I классе. Использование в ответах предложений со словосочета­ниями, имеющими значение; принадлежности (без предлога и с предлогом у по вопросам кого? ч его?) (книга брата, сестры; у козы козленок)

; отрицания или отсутствия
(нет книги, товарища)
; от­сутствия совместности или сопровождения
(хлеб без сыра, пришел без брата);
количества или качества целого
(килограмм хлеба, литр молока);
обозначающими косвенный объект
(чай без сахара);
целевую направленность с предлогом для
(книга для товарища);
временные отношения с предлогами до, после, в, через
(зашел до (после) обеда, собрания);
пространственные отношения с предло­гами у, от, с, со, из-за, из-под
(лодка у берега, отплыл от берега, снял с вешалки, со стены, выехал из-за угла, выполз из-под шка­фа);
наличие совместности или сопровождения с предлогом с по вопросам с кем? с чем?
(пришёл-с братом,, хлеб с маслом),
целевой направленности с предлогом за
(пришёл за братом, за книгой),
пространственных отношений с предлогами за, в, перед, между
(стоит за (перед) деревом, лежит между шкафом и столом!
и без предлогов; характеризующими предмет по материалам и по назначению
(кружка из дерева, папка для бумаги);
обозначающими причинные отношения с предлогами от, из-за
(дрожал от ветра, не пришёл из-за дождя).
Практическое овладение всеми падежными формами прилагательных, согласование их с существительными в роде, числе, паде­же и с личными местоимениями без предлогов и с предлогами (её, к ней, от неё

и т.д.). Функция и место прилагательных в предложении.

Правильное выражение временных отношений, использование в речи глаголов совершенного и несовершенного вида во всех вре­менных формах с существительными и местоимениями (1, 2, 3-го; лица единственного и множественного числа).

Установление связи слов в предложении и анализ предложений по вопросам в соответствии с его составом. Расширение предло­жений за счет вопросов.

Класс

Работа над предложением

Употребление в речи простого распространенного предложения. Использование предложений со словосочетаниями, состоящими из существительного в роли подлежащего и прилагательного в роли определения (увлекательная игра);

из глагола в роли сказуемого и существительных в косвенных падежах в роли дополнения (нарисовать дом, сделать из бумаги);

из глагола в роли сказуемого и существительного в роли об­стоятельства (выехал из Москвы, приехал в деревню)

;

из глагола в роли сказуемого и наречия в роли обстоятельства действия, места, времени (написал аккуратно, бежит направо, пой­дем вечером);

из существительного в роли обстоятельства и согласованного с Ним прилагательного в роли определения (с большим аппетитом).

Практическое овладение грамматическими формами слов в за­висимости от их значения в составе предложения.

Выделение из предложения слов, связанных по смыслу и грам­матически'(словосочетания с предлогами и без предлогов). Связь слов в словосочетании, в предложении по вопросам.

Распространение предложений за счет слов, относящихся к глаголам, и постановка к ним вопросов.

Уточнение грамматического понятия слов, обозначающих пред­меты, группировка слов по вопросам кто? что? Обобщение зна­ний о словах, обозначающих предметы.

Определение рода имен существительных по начальной форме. Различение единственного и множественного числа, окончаний имен существительных во всех падежных формах. Нахождение на­чальной формы существительных, употребляемых в любой падеж­ной форме.

Формирование грамматического понятия «глагол». Уточнение его смыслового значения. Изменение глаголов по числам и воп­росам.

Распознавание настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов по вопросам что’ делает? что делают? что делал? Что делали? что будет делать? что сделает? Что сделают?

Образование временных форм глаголов совершенного и несовершенного вида.

Общее практическое знакомство со сложными предложениями, состоящими из двух простых.

Предыдущая13Следующая


Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]