Возможных патологий в развитии детей множество. Благо, они редки. Но это, одновременно, уменьшает шансы на обнаружение вовремя.
Если ребенок в дошкольном возрасте плохо ориентируется в числах, не стоит ждать, что он перерастет и всему свое время. Возможно, причиной арифметических промахов выступает дискалькулия.
Данный термин определяет отклонение, которое характеризуется отсутствием способности изучать и понимать арифметические операции. Человек не умеет оперировать цифрами и числами.
Насколько серьезно расстройство? Редакция estet-portal.com предлагает рассмотреть причины, признаки и варианты коррекции патологии.
1. Где и когда искать причину дискалькулии 2. Какие симптомы указывают на дискалькулию 3. Дискалькулия: как и когда ставят диагноз 4. Суть лечения и коррекции дискалькулии 5. Как родители могут помочь преодолеть дискалькулию
Где и когда искать причину дискалькулии
Заподозрив у своего ребенка отклонения в умении считать, не спешите винить себя.
Главная причина проявления заболевания – недостаточное развитие теменной доли головного мозга, которое может появиться в результате:
● развития осложнений в период вынашивания ребенка и во время родов (асфиксия, длительный токсикоз, рождение недоношенного малыша);
● влияния генетической предрасположенности или наследственного заболевания;
● неправильного режима питания;
● получения травмы головы на этапе раннего развития ребенка;
● наличие опухоли в головном мозге;
● перенесения нейроинфекции. Непосредственное влияние на развитие расстройства оказывает страх арифметики как предмета и возможного наказания, плохое социальное окружение ребенка (неблагополучная семья).
Лечение акалькулии
Вследствие сочетаемости симптоматики акалькулии с иными расстройствами когнитивных функций, часто выявить синдром акалькулии довольно сложно. Его могут просто не заметить на фоне ведущей когнитивной дисфункции. Однако обнаружение описываемого нарушения является важной работой, поскольку система коррекционных мероприятий обусловлена симптоматикой. Дабы подтвердить наличие сбоя в произведении вычислительных операций и причислить к определенной категории проводится нейропсихологическое тестирование для определения расстройства счета, дефектов речи, нарушения написания и чтения, отклонений в пространственном ориентировании.
Акалькулия коррекции поддается. Однако для успешной и полной ликвидации симптоматики необходимо, в первый черед, лечение недуга, спровоцировавшего акалькулию. Первичная форма дисфункции предполагает необходимость возобновления понимания значения цифр и их разрядного строения. К таким пациентам в нынешней медицинской практике для реставрации утраченной функции благополучно применяется визуальный метод, методика операций с числами и восприятия их разрядов.
Дабы победить рассматриваемый недуг нейропсихолог совместно с логопедом осуществляют трудоемкую и продолжительную работу. Терапевт сотрудничает с иными докторами, самим пациентом, а также с родней больного. При вторичной форме описываемого нарушения параллельно следует корректировать и иные утраченные познавательные функции. Следует соблюдать ниже приведенные принципы успешной терапии: комплексность (сочетание педагогического воздействия с медико-психологическими методами коррекции), системность подхода (восстановление навыка вычислительных действий одновременно с этиологической терапией), непрерывность.
Успешность коррекции акалькулии обусловлена временем начала адекватной терапии, прогноз восстановления, определяемый размером поврежденного сегмента – ранним выявлением и своевременным проведением лечебных мероприятий. Помимо того, успешность и продолжительность терапии обусловлена возрастом индивида, степенью речевых расстройств. Лучшую динамику демонстрируют пациенты, находящиеся на более раннем возрастном этапе. При этом если недуг зародился в детстве, то в дальнейшем могут отмечаться грубые нарушения в формировании речи.
Характеризуется нарушением счетных операций. В основе акалькулии могут лежать разные механизмы, характер которых зависит от локализации очага поражения. Нарушения, возни- кающие при поражений затылочно-теменных областей левого полушария, либо при двусторонних очагах, относятся к, так называемой, первичной акалькулии.
а) При поражений затылочной области нарушается пред- ставление о числе, распадается оптический образ цифры; числа перестают быть знаками, отражающими известное количество. Цифры начинают смешиваться, плохо узнаваться, особенно близкие по начертанию (6 и 9). Эти нарушения носят опти- ко-гностический характер и сходны с оптической алексией (часто они сочетаются).
б) В основе другого типа акалькулии лежит нарушение представления и восприятия пространственного расположения цифр, составляющих разрядное число. Многозначные числа читаются отдельными цифрами, числа с одинаковыми, но рас- положенными в другой последовательности цифрами, воспри- нимаются как идентичные (187 и 781). Особенно затруднено узнавание и оценка расположения элементов в римских циф- рах. Больные не могут определить разницу в цифрах IV и VI, IX и XI, оценивая их неверно, либо смешивая. Аналогичные ошибки возникают при записи римских чисел. В основе таких проявлений акалькулии лежат, по мнению А. Р. Лурия, более общие апрактоагностические расстройства, характерные для поражения теменной доли левого полушария.
в) Третий тип акалькулии связан с нарушением счетных операций, которые могут быть аналогичными описанным вы- ше феноменам, но могут возникать при сохранном значении простых числовых символов. Больные утрачивают способность выполнять простые арифметические действия: сложение, вы- читание, умножение, деление, затрудняются в устном счете с однозначными числами. Особенно грубо нарушаются счетные операций с переходом через десятки. Грубо нарушается также осознание величины многозначных чисел по отдельным, вхо- дящим в него значениям (например, число 178 воспринима- ется большим, чем 201), часто полностью распадается разряд- ное строение числа — больной не знает, где в числе находятся
десятки, сотни, единицы. Забывается последовательность пись- менного счета в вертикальном способе вычисления (в «стол- бик»), недоступны операций с дробями.
Первичная акалькулия, как правило, сочетается с семанти- ческой афазией и другими левополушарными теменными син- дромами, входя в комплексный синдром Герстмана, являясь результатом поражения угловой извилины теменной доли ле- вого полушария.
Вторичная акалькулия может выявляться при разных фор- мах афазий. Механизм этих нарушений тесно связан с меха- низмом речевых расстройств. Например, нарушения номина- ции цифр могут быть связаны с общими амнестическими на- рушениями при акустико-мнестической афазий, отчуждение на значение названного числа — с нарушением акустико-гности- ческого звена при сенсорной афазий. Нарушение счетных опе- раций при моторной афазий — с нарушением внутренней речи, инертностью мозговых процессов, дезавтоматизацией (при по- ражений премоторных отделов речевой зоны).
Описания акалькулии приведены в работах Н. Head (1926), А. Р. Лурия (1962, 1969), А. Р. Лурия, С. В. Цветковой (1966) и др. авторов.
3.3.8. Синдром Герстмана
В этот синдром входят пальцевая агнозия, сочетающаяся с «чистой» аграфией, нарушением ориентировки в правом и ле- вом, а часто и с нарушениями счета — акалькулией. Герстман расценивал это сочетание как отдельный особый синдром, в основе которого лежит невыраженная аутотопагнозия. Указан- ный синдром известен в настоящее время как синдром Гер- стмана (по имени автора, описавшего его). По данным автора, при этом синдроме очаг поражения локализован в теменно- затылочной области левого полушария (угловая и вторая за- тылочная извилины левого полушария у правшей).
3.3.9. Амузия
Нарушение музыкальных способностей. Наблюдается в тех случаях, когда jth способности существовали до болезни. Опи- сывают случаи амузии при локальных поражениях мозга у профессиональных музыкантов, но нарушение узнавания или воспроизведсния хорошо знакомых мелодии может выявляться
у больных, специально не обучавшихся музыке, но способных правильно спеть и узнать знакомую мелодию.
а) Сенсорная амузия
Характеризуется нарушением узнавания хорошо знакомых мелодии. Больные затрудняются в идентификации двух предъ- являемых последовательно коротких мелодических отрывков, принимают разные мелодии за одинаковые и, наоборот, за- трудняются в сопоставлении двух тонов по высоте. Професси- ональные музыканты не могут оценить величину интервала меж- ду двумя музыкальными тонами, что приводит к невозмож- ности нотной записи коротких мелодии. Часто сенсорная амузия сопровождается нарушением чтения hot — музыкальной алексией.
Сенсорная амузия может выступать как самостоятельное расстройство или сочетаться с нарушениями слухового гнозиса - «чистой» речеслуховой агнозией, при которой нарушается уз- навание не только мелодии, но и других окружающих звуков и шумов (голосов животных и птиц; шума, производимого ветром, движением поезда и т. п.).
б) Моторная амузия
Нарушение способности петь и играть на музыкальных ин- струментах. Мелодии знакомых песен воспроизводятся неточ- но, искажение, нарушается последовательность музыкальных звуков, мелодический рисунок. У профессиональных музыкан- тов нарушается воспроизведение новых, незпакомых мелодии, повторение заданного музыкального тона, воспроизведение рит- мического рисунка мелодии. Больные, которые могли играть на музыкальных инструментах, теряют эту возможность. Они не только затрудняются в игре по нотам, но часто не могут воспроизвести хорошо выученные музыкальные произведения.
Следует сказать, что нарушение музыкальных способностей никак не сказывается на речи больных, не изменяет ее ипто- национно-мелодическую и ритмическую структуру. Моторная амузия выявляется лишь при пении. У больных с эфферент- ной моторной афазией в случаях грубого распада экспрессив- ной речи (эмболофазия) в большинстве случаев сохраняется правильное воспроизведение хорошо знакомых мелодии, а пе- ние со словами часто способствует растормаживаншо речи.
Описание сенсорной и моторной амузии содержится в пуб- ликациях ряда авторов: Е. Feuchtwanger (1930), К. Kleist (1928), R. Brain (1963), И. М. Тонконогого (1973).
Амузия возникает чаще при поражений правого полушария. При сенсорной амузии очаг поражения расположен в нередне- средних отделах височной области, а при моторной — в задних отделах второй лобной извилины.
Акалькулия относится к заболеваниям, возникшим в результате поражения тех или иных участков коры головного мозга. Особенностью заболевания является нарушение способности к вычислительным действиям, отсутствие понимания разрядного строения чисел, арифметических операций.
Больные часто путают визуально близкие числа, например, 416 и 614, испытывают трудности при счёте. В зависимости от вида, заболевание может выступать как единичным симптомом, так и входить в структуру нейропсихологических синдромов. Зачастую болезнь развивается по причине черепно-мозговых травм.
Какие симптомы указывают на дискалькулию
Заметить проблему у ребенка Вы сможете и самостоятельно по следующим симптомам:
● неумение распознать по внешним показателям количество предметов, когда предлагают ребенку пересчитать их по одному;
● неспособность правильно воспринимать понятия «больше» и «меньше»;
● неправильная координация движений;
● трудности в вычислениях;
● неспособность абстрактно просчитать время;
● отсутствие понимания в решении простейших арифметических задач;
● неумения выполнять действия на логику и абстрактность. Наличие даже одного, а тем более нескольких симптомов у Вашего ребенка должно Вас насторожить.
Для распознания патологии лучше всего посетить специалиста, чтобы развеять все сомнения и не перепутать с какой-то другой малоизвестной патологией, к примеру, синдромом Туретта.
Причины развития дискалькулии связаны в подавляющем большинстве случаев с деформациями в головном мозге, а основные симптомы заметны уже в дошкольном возрасте.
Разновидности болезни
В зависимости от проявления различают множество видов акалькулии.
Вербальная
Характеризуется трудностями обозначения математический терминов, понятий и операций словесным способом. Вполне возможно, что пациент при этом прекрасно владеет арифметикой, но озвучить это не может.
Апраксическая
Личность не в состоянии самостоятельно определить число предметов, которые находятся рядом.
Дислектиксическая
Проявляется в том, что больной терпит поражения в попытках прочесть какой-то арифметический знак или символ. Считается, что данный вид расстройства способен передаваться на генетическом уровне.
Графическая
В этом случае название говорит само за себя, графическая акалькулия лишает личность возможности отображать математические операции в письменном виде. Такой человек не сможет даже начертить элементарную геометрическую фигуру.
Операционная
Во время операционного типа расстройства для пациента будет практически невозможным произвести арифметические действия: прибавлять, вычитать, делить и множить. Возможно, это проявится частично. К примеру, человек прекрасно справляется с вычитанием чисел, но никак не может их умножить.
Первичная
Ученые считают, что заболевания первичной акалькулии не имеет связи с нарушениями других психических функций. Она появляется из-за повреждения левого полушария разных зон коры головного мозга: лобной или теменной.
Лобная
Нарушение функционирования лобных долей мозга приводит к потере сознательной деятельности человека. Таким образом, личность не может производить точных математических операций.
Теменная
Возникает как потеря пространственного мышления. Соответственно, пациент не может осознать понятие «чисел» и все, что с ними связанно.
Вторичная
Это часть нейропсихического синдрома, уже существующего в личности. Она появляется в результате отсутствия способностей к целенаправленным умственным функциям. Вторичная акалькулия имеет несколько подвидов.
Оптическая
Разновидность, которая появляется из-за проблем с рецепторами зрения. Больной буквально не может отличить одну цифру от другой.
Сенсорная
Как следствие проблем с височными участками коры головного мозга развивается сенсорная акалькулия. По ее причине пациент теряет возможность устного счета.
Акустико-мнемоническая
Если поражены префронтальные зоны мозга, то может начаться акустико-мнемоническая разновидность расстройства. Она выражена в том, что личность не может воспринимать любые арифметические термины или команды на слух.
Дискалькулия: как и когда ставят диагноз
Когда можно выявить патологию?
Первые симптомы будут заметны в возрасте до 6 лет, ведь у детей появляется потребность проводить элементарные подсчеты.
Установить точный диагноз можно, если обратиться за помощью к детскому психологу или логопеду. Диагностика производится с помощью обследования ребенка и применения методов дифференциального диагностирования.
Ребенку дают на выполнение следующие тестовые задания:
● подсчитать числа с 10 до 20 (ведь счет до 10 может быть в норме даже при наличии патологии);
● назвать и распределить по цветовым показателям разные фигуры;
● указать числа в нарастающем порядке, а затем в убывающем;
● решить легкие математические задания.
Акалькулия у детей
Рассматриваемая дисфункция является приобретенным недугом, проявляющимся в сбое при произведении арифметических действий.
Причины акалькулии у детей заключаются в поражении мозговых структур. Способность считать являет собой фундаментальный навык, отсутствие которого значительно осложняет существование, препятствует получению образования и овладению профессией. Главенствующее место в формировании счетных процессов принадлежит теменно-затылочным зонам и теменным сегментам коры.
Причины акалькулии обусловлены поражением перечисленных мозговых участков, вследствие чего возникают сбои в пространственном ориентировании и понимании пространственных отношений.
Лурия определил, что большинство малышей, страдающих описываемым дефектом, владеют порядковым счетом, соотнесением количества предметов, могут пересчитывать, но понять принцип разрядности, оперировать обобщенными множествами они не могут. Кардинальными симптомами данной патологии являются: распад понимания числа, расстройство в уразумении разрядной структуры числа, понимании значения знаков. Умение считать являет собой интеграцию нескольких познавательных навыков. Индивид, страдающий акалькулией, испытывает большие сложности в четырех сферах.
Синдром акалькулии и его проявления обусловлены местом локализации аномального очага. Так, при повреждении затылочно-теменных сегментов либо при наличии двухстороннего поражения, можно предполагать первичную акалькулию. При повреждении затылочного сегмента, исчезает визуальный образ цифры, она перестает для больного являться символом, отражающим определенное количество. Индивид распознает цифры, они смешиваются в . Это особенно относится к цифрам схожим по начертанию. При повреждении височных зон наблюдаются сбои в устном счете, префронтальных сегментов – расстраивается целенаправленная деятельность, больной не может планировать счетные действия и контролировать их выполнение.
Иногда рассматриваемая дисфункция полностью способностей к вычислительным операциям не лишает малыша. Отдельные маленькие пациенты сберегают навыки сложения, однако вычитание для них становится невыполнимой задачей. Описываемому недугу часто может сопутствовать сенсорная афазия. Степень нарушения произведения арифметических операций варьируется от абсолютной неспособности вычислять до возникновения ошибок в счетных действиях и при манипуляциях с цифрами.
Суть терапии и коррекции дискалькулии
В лечебный процесс включаются сразу несколько специалистов для получения лучшего результата, среди них неврологи, логопеды и т.д. Терапия заключается в организации логопедических и учебных занятий.
Лечение направлено на коррекцию патологии и выполняется с соблюдением следующих правил:
● вначале занятия идут индивидуально, а затем в группах, где находятся дети с одинаковыми проблемами;
● занятия имеют игровую форму;
● задача педагогов – развить логику операций вычисления и научить понимать их;
● проводятся занятия направленные на расширения словарного запаса ребенка и грамотности речи;
● внимание уделяется и медикаментозной терапии, которая направлена на улучшение работы мозга и активизацию нервной системы ребенка, можно использовать и другие методы улучшения кровообращения мозга.