Алалия — это тяжелая задержка развития речи ребенка, не обусловленная снижением слуха или интеллекта. Принято выделять сенсорную и моторную формы алалии. При сенсорной форме нарушено понимание речи, при моторной – произношение слов и фраз. Но чаще встречается сенсомоторная (смешанная) алалия.
Установление диагноза «алалия» обычно происходит после 3 лет. Ребенок с алалией или не говорит вообще или говорит «на своем языке». Часто у детей с алалией проявляются некоторые черты в поведении, сходные с аутизмом.
Механизм возникновения алалии по-прежнему не до конца изучен. Многие специалисты считают этот диагноз пожизненным. Но алалию можно победить, если комплексно работать со всеми неврологическими дисфункциями.
Клиника «Прогноз» этим успешно занимается уже более 30 лет, поэтому наш центр часто называют клиникой алалии.
Основные и дополнительные причины
Основной причиной патологии служит органическое поражение мозговых клеток, что провоцирует нарушение функциональности слухового и речевого анализатора в верхней области височной доли (петля Гешля), а также в зоне Вернике, где осуществляется первичная обработка звуков.
К числу основных провокаторов следует отнести:
- кислородное голодание плода;
- токсикоз у беременной женщины;
- употребление алкогольных напитков и наркотических средств;
- травмы мозга у ребенка;
- менингит;
- энцефалит;
- рахит;
- опухоли мозга.
Причины сенсорной алалии у детей
К дополнительным факторам следует отнести:
- инфекционные и соматические патологии беременной женщины;
- анемию беременной;
- обвитие плода пуповиной;
- узкий таз женщины;
- наличие резус-конфликта у беременной и плода;
- эндокринные заболевания матери.
Детский слух не страдает, но речь другого человека не воспринимается. Возбуждение в клетках головного мозга не распространяется в другие анализаторы по причине сбоя их функциональности.
Дополнительные методы
Если у пациента алалия, занятия с логопедом очень важны. Они должны проводиться регулярно. Логопедический массаж активно используется при таком речевом нарушении, как алалия. Лечение направлено на стимуляцию мышц, которые участвуют в процессе формирования звуков. Для этого проводят массаж при помощи пальцев или специальных логопедических зондов.
Физиотерапевтическое лечение также применяется у детей с алалией. Среди основных методов – лазеро-, водо-, магнито-, иглорефлексотерапия.
Речевой онтогенез
Научные изыскания выявили, что при сенсорной алалии формируется специфическое нарушение слухового анализатора, основанное на слабости возбуждения и торможения и слабовыраженной генерализации (непостоянство звукового восприятия).
Главной особенностью слуха при сенсорной алалии считается быстрое формирование процесса торможения по причине повышенной функциональной истощаемости. При патологии мозговые клетки отличаются недоразвитостью. Прекращение их функциональности наблюдается на уровне нейробластов. Такое нарушение может носить врожденный или приобретенный характер, сформированный в доречевой фазе.
Нарушение функциональности височной области головного мозга
Сенсорная алалия у детей (признаки и лечение описаны в статье) предполагает недоразвитость структур мозга. Морфологическое нарушение области виска вызывает недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей. По этой причине наблюдается отсутствие формирования связи между звуком и предметом.
В некоторых случаях прослеживается четкая локализация патологического процесса в области Вернике, находящейся в левом полушарии. Иногда определенный участок поражения отсутствует, так как помимо зоны Вернике нарушена функциональность и других областей.
Существуют исследования, подтверждающие, что у многих детей не отмечалось повреждений мозга органической природы. Данные были получены в ходе проведения электроэнцефалографии. Большинство современных ученых считает неправильным отождествление локализации зоны, обуславливающей потерю речи у взрослого человека с дефектом у детей.
Билатеральное поражение мозга
Формирование центров речи, по мнению нейрофизиологов, проходит в онтогенезе. Ученые утверждают, что сенсорная алалия может выступать следствием двустороннего поражения мозговых структур.
Такое воззрение находит подкрепление в том, что одностороннее нарушение вследствие пластичности мозга ребенка и его обширных компенсаторных возможностей не в состоянии вызвать стойкое нарушение речи. Алалия вызывается более обширными органическими повреждениями, нежели афазия.
Главные особенности коррекционной работы
- Процесс в первую очередь направлен на формирование мотива, коммуникативного намерения, внутренней программы высказывания.
- Уделяется внимание мелкой моторике: дети учатся раскрашивать, штриховать, играть с мозаикой, завязывать узелки и т. д.
- Эффективным для развития речи у детей с алалией является использование ритмики и логоритмики. На этих занятиях музыка, речь и движение сочетаются в различных упражнениях и формируют речедвигательную деятельность. Также происходит развитие памяти и личностного развития детей.
- Для активизации речи важна практика общения на доступном ребенку уровне: операции со словами (повтори, покажи, назови), фразами и фразовым материалом.
- Важным считается развитие анализаторов – зрительного, слухового и тактильного.
- Применять необходимо только игровую форму работы.
- Обязательно использование наглядного материала: различной символики, материалов окружающей среды, картинок, сопровождения действий речью и т. д.
- Воздействие должно быть направлено на общую систему речи, уточнение словаря, развитие фразовой и связной речи, постановку звуков.
Клинические проявления
Речь отличается несвязностью и неразборчивостью. Ребенок слышит произносимые другим человеком слова, повторяет звуки, знает элементарные слова, но понять их суть не в состоянии.
К основным признакам заболевания относят:
- невосприимчивость к звукам;
- широкое использование жестикуляции;
- наличие активной лицевой мимики;
- способность соединения двух слов в одно;
- постановку неправильного окончания;
- пропуск букв;
- отсутствие запоминания слов;
- резкую смену настроения и физической активности;
- позднее формирование речи;
- скудный лексический запас;
- нарушение фонетических норм.
Пациент с наличием сенсорной алалии нуждается в глубоком неврологическом, психологическом и логопедическом обследовании. Патологией страдает примерно 1,5% детей дошкольного возраста и 0,5% школьного.
Важность и сложности диагностирования
Сенсорная алалия у детей (признаки и лечение могут быть установлены специалистом) предполагает консультацию психоневролога, отоларинголога, психолога и логопеда.
Обследование неврологического характера включает:
- Мониторинг электрической активности мозга. Осуществляется путем размещения электродов в определенных зонах на поверхности головы.
- Электроэнцефалографию. Исследуется электрическая активность мозга путем размещения электродов в определенных областях на голове.
- Электроэнцефалографию с депривацией сна. Предполагается прекращение сна до 24 часов для точной диагностики патологий в головном мозгу.
- Используются фото- и фоностимуляция.
- Эхоэнцефалографию. Применяются ультразвуковые волны.
- Рентгенографию черепа и краниовертебральной зоны. Исследование внутренней структуры мозга осуществляется посредством просвечивания рентгеновскими лучами. Результаты фиксируются на специальную пленку.
- Магниторезонансную томографию головного мозга. Для получения изображений внутренних органов и тканей применяется ядерный магнитный резонанс.
- Ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи. Проводится измерение ультразвуковых волн, отражающихся в движущихся эритроцитах. Серия импульсов позволяет увидеть на экране график, демонстрирующий скорость движения крови на определенной глубине.
В задачу отоларинголога входит разграничение сенсорной алалии с тугоухостью. Применяется аудиометрия, отоскопия. Нейропсихологом диагностируется слуховая и речевая память.
После заключения медицинских работников диагностика проводится логопедом. Специалист устанавливает перинатальный и постнатальный анамнез. Заключение основывается на отличительных особенностях речевого и сенсорного развития ребенка.
Сенсорная алалия у детей (признаки и лечение описаны во многих научных трудах) предполагает мониторинг речи. Исследуется связь между предметом и словом, а также словом и действием. Диагностика основывается на наблюдении. Обращается внимание на правильность построения грамматических конструкций и логичность высказываний. Важно ограничение заболевания от тугоухости, аутизма и олигофрении.
Диагностика сенсорной алалии нуждается в неоднократном общении с ребенком и наблюдении за ним, так как в одинаковой ситуации дети могут проявлять себя по-разному, демонстрируя хорошее понимание сказанного или же полный отказ от коммуникации.
При учете сложных поведенческих особенностей, непостоянства настроения, раздражительности, коррекция нарушения речи отличается продолжительностью. Ребенок очень непредсказуем, порой истеричен и хаотичен в действиях.
Сенсорная алалия диагностируется сложно, так как патология похожа на другие нарушения слуха и речи, а также системные виды дизонтогенеза.
Стоимость консультации нейропсихолога в Москве составит от 3000 до 5500 руб. В Самаре подобная услуга обойдется от 2500 до 4000 руб.
Физиотерапия
Физиотерапевтические методы направлены на укрепление организма и стимуляцию работы нервной системы. К ним относятся лечение водой (механическое, температурное или иное воздействие на организм), лечение ультразвуком, магнитным полем, слабыми электрическими импульсами и т.д. В любом случае, независимо от применяемых методов, коррекция должна носить комплексный и системный характер. Только врач невролог может назначать данные процедуры. Так как речь является важнейшим и часто использующимся навыком, родители должны выполнять логопедические упражнения дома самостоятельно по указанию специалиста.
Коррекция и клинические рекомендации
Коррекция алалии находится в зависимости от формы патологии и проводится в индивидуальном порядке. Терапия предполагает помощь логопеда и специалистов смежного профиля. Схема лечения составляется в зависимости от состояния здоровья и возраста ребенка.
Логопедические курсы
Логопедическая работа должна быть начата как можно раньше.
Терапия основана на развитии правильных навыков произношения слов и построения фраз, а также расширении лексического запаса.
Занятия построены на игре, жестах, мимике, ритмических движениях. Включает рисование, подражание голосам животных. В процессе освоения неречевого материала логопед приступает к разработке произношения голосовых звуков, похожих на простые слова с последующим усложнением фонематического и слогового состава.
Ребенок проявляет интерес к процессу. Игровая форма проведения способствует развитию памяти, внимания и понимания сути предметов и их функции.
В таблице представлены основные этапы работы логопеда:
Этап | Приемы |
Первый | Установление контакта с ребенком, пробуждение интереса к звукам повседневной жизни, музыке, ритмам. |
Второй | Различение неречевых звуков. Применяются музыкальные игрушки и предметы со звучанием контрастного характера. |
Третий | Закрепление соотношения предмета и звучания. Мишенью коррекции является лексический запас (пассивный и активный) и обогащение речи глагольными конструкциями. Метод основан на сохранности зрительного восприятия. Постепенно подключается графема. Графическим изображением букв или слов дополняются игрушки или картинки. Расширение словарного запаса происходит и при работе с текстом. После прочтения небольшого отрывка задаются вопросы, способствующие его осмыслению. С течением времени слова, которые в состоянии прочитать ребенок, включаются специалистом в ситуационный текст, предполагающий использование коротких предложений и фраз из диалога. |
Четвертый | Работа с фонематической языковой системой. Начальные этапы предполагают различение гласных звуков и их последующее включение в слова. С этими словами составляются фразы, которые затем произносятся и записываются. Далее вычленяются согласные звуки. Метод построен на дифференциации звуков. |
Логопедические занятия опираются на сохранность высших психических функций, зрительное восприятие и кинестическое освоение. Занятия проводятся 2—3 раза в неделю. Продолжительность коррекционной работы составляет 2—3 года с последующим наблюдением за пациентом. Терапия должна отличаться непрерывностью, интенсивностью и последовательностью.
Логопедический массаж
Количество процедур определяется логопедом-дефектологом. Проводится после тщательного обследования артикуляционного аппарата. При правильном осуществлении массажа наблюдается улучшения функциональности нервной и мышечной системы ребенка.
Терапевтический метод способен:
- оптимизировать подвижность речевого аппарата;
- нормализовать тонус мышечной системы;
- увеличить объем и амплитуду артикуляционных движений;
- выработать координацию мышечной памяти для произношения сложных звуков.
Массаж способствует укреплению глоточного рефлекса и развитию лицевых мышц. Воздействие механического характера на нервные окончания оказывает благотворное воздействие на работу речевых центров головного мозга.
Физиотерапевтические процедуры
Особая роль отводится физиотерапии. В ходе манипуляций осуществляется воздействие электрическими импульсами. Процедуры отличаются безопасностью и безболезненностью.
Из основных методов следует отметить:
- Индуктотермию. Метод основан на воздействии высокочастотным переменным магнитным полем, что способствует образованию вихревых токов. Их энергия трансформируется в тепло, что улучшает кровообращение, расширяет сосуды.
- Магнитотерапию. Осуществлется воздействие переменных магнитных волн низкой частотности. Компьютерный мониторинг предполагает постоянный контроль и дает возможность составления индивидуальной терапевтической программы. Процедура способствует нормализации тонуса сосудов, улучшению микроциркуляции и лимфотока, оптимизации функциональности вегетативной нервной системы.
- Электростимуляцию. Основу метода составляет применение различных импульсных токов для стабилизации функциональности нервных и мышечных волокон. Электростимуляция способствует поддержанию сократительной способности мышечной ткани, создает поток нервных импульсов, которые поступают в центральную нервную систему.
Психотерапевтическая помощь семье
Предполагает подачу информации о проводимой терапии, мотивирование родителей к совместным занятиям длительного характера. Происходит распределение ответственности между логопедом и семьей. Специалистами запрещается использование гаджетов ребенком и советуется его включение в побудительную речевую активность.
Лекарственные средства
Медикаментозная терапия предполагает использование ноотропов и витаминов.
Ноотропы способствуют улучшению мозгового кровообращения. Из препаратов этого ряда применяются «Глицин», «Винпоцетин», «Пирацетам», «Циннаризин».
Препарат «Глицин» назначается при функциональных и органических нарушениях головного мозга. Детям до 3 лет назначается по 25 мг препарата 2—3 раз/сут.
Пациентам старше 3 лет назначается по 1 таблетке 2—3 раз/сут. Курс лечения составляет 7—10 дней. В зависимости от показаний терапия может быть увеличена до 30 дней. При необходимости курс повторяется через месяц. Стоимость препарата 100 мг составляет 36 руб. В упаковке 50 таблеток.
При нарушении мозгового кровотока «Циннаризин» детям назначается по 25 мг 3 раза в день. Продолжительность терапии составляет от нескольких недель до месяцев. Стоимость препарата 25 мг составляет 55 руб. В упаковке 50 таблеток.
Из витаминов следует о, «Пиковит», «Киндер Биовиталь», «Витрум Бэби».
«Алфавит наш малыш» назначается детям в возрасте от 1,5 до 3 лет по 1 саше-пакету во время еды. Содержимое пакета 3 г растворяется в 30 мл теплой кипяченой воды при интенсивном перемешивании на протяжении 3 мин. Приготовление раствора осуществляется перед употреблением. Лечение продолжается 30 дней. Стоимость препарата составляет 460 руб. В упаковке 45 пакетов.
Витаминный комплекс «Витрум Бэби» назначается в возрасте от 3 до 5 лет. Принимается по 1 таблетке в день после еды. Таблетку следует разжевывать. Продолжительность лечения составляет 2—3 месяца. По рекомендации специалиста может быть осуществлен повторный курс. Стоимость препарата составляет 455 руб. В упаковке 30 таблеток.
Алалия у детей
Общее недоразвитие речи (ОНР) или алалия – это отсутствие речи или ее недоразвитие при учете хорошего слуха и нормального развития интеллекта у ребенка. К возникновению явления приводят органические нарушения корковых частей головного мозга. В отличие от афазии (расстройство раннее сформированной речи) алалия характеризуется полным отсутствием экспрессивной и импрессивной речевой деятельности. Реже у таких детей наблюдается скудный словарный запас с нечленораздельными звуками.
Причины
Алалия бывает врожденной или рано приобретенной в доречевом периоде (в первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга). К внутриутробным органическим нарушениям речевых центров головного мозга могут привести следующие факторы:
- асфиксия плода;
- внутриутробное инфицирование ребенка;
- сильный токсикоз во время беременности;
- угроза самопроизвольного выкидыша;
- хронические соматические болезни у матери – гипотония, артериальная гипертензия, нарушения функций легких или сердечная недостаточность.
В анамнезе детей с данной патологией часто прослеживается участие не одного, а целого ряда факторов-провокаторов. Алалия может развиться на фоне гипоксии плода, отягощенной осложнениями во время родов, недоношенности, преждевременного родоразрешения или во время внутричерепной травмы у ребенка из-за неправильного использования инструментальных акушерских приспособлений.
Некоторые исследования нашли взаимосвязь между нарушением развития речевого центра и наследственностью. К появлению алалии могут привести длительные заболевания у детей в первые годы жизни, проведение операций с применением общего наркоза. Этиопатогенетические причины алалии (факторы, возникшие в первые годы жизни малыша) включают:
- энцефалиты;
- менингиты;
- черепно-мозговые травмы;
- осложненные вирусные заболевания – пневмония, ОРВИ, грипп;
- рахит;
- гипотрофию.
В результате органических повреждений речедвигательного анализатора, у ребенка наблюдается замедленное созревание нейронов, которые часто остаются нейробластами – нервными окончаниями, сформированными на стадии зародыша. В результате таких нарушений снижается возбудимость нервных окончаний, инертность основных процессов головного мозга, функциональная истощаемость.
- Что такое ФГДС
- Как вставить музыку в презентацию
- Можно ли забеременеть перед месячными
Классификация
Существует несколько типов патологии, которые различают по зоне поражения головного мозга, степени и механизму развития. Официальная медицина виды алалии делит по системе Ковшикова на:
- Моторную патологию (Alalia motoria) – неправильное развитие экспрессивной речи. Ребенок понимает, что ему говорят, но ему сложно произносить слова самому. Моторная алалия разделяется еще на два типа, в зависимости от зоны поражения мозга:
- афферентный – поражение нижних теменных отделов левого полушария с кинестетической артикулярной апраксией;
- эфферентный – неправильное развитие премоторной коры (центр Брока) с кинетической артикулярной апраксией.
- Сенсорные отклонения (Alalia sensoria) – недоразвитие импрессивного типа речи. Патология возникает при поражении коркового отдела центра Вернике (задней верхней височной извилины). Ребенок хорошо слышит окружающих, но не понимает их речь.
- Слухоречевой тип отклонений (сенсомоторная алалия) – поражается вся сенсомоторная область коры мозга. Малыши с такими отклонениями не только не могут воспроизвести звуки, но и не понимают, что им говорят взрослые.
Прогноз на выздоровление
Сенсорная алалия у детей, признаки и лечение которой определяются только при комплексном подходе специалистов, представляет системное нарушение речи.
Диагностика, проведенная на ранних этапах заболевания, терапия и реабилитационные курсы позволяют скорректировать патологию и интегрировать ребенка в социум для получения общего образования. Коррекцию следует осуществлять с возраста 3—4 лет. Формирование речевых процессов должно проходить параллельно с развитием психических функций.
Прогноз при сенсорной алалии отличается неопределенностью. На исход лечения влияет степень органического нарушения головного мозга.
Синдромы, входящие в моторную алалию
Как уже говорилось выше, моторная алалия – мультисиндромное нарушение. Давайте разбираться, что же в него входит.
- Артикуляционная динамическая диспраксия. Дети с моторной алалией не способны быстро переключиться с одного артикуляционного действия на другое. Поэтому нарушается слоговая структура слов. Долгое время (часто до 4-5 лет) единственно возможной слоговой структурой остается повторение одинаковых слогов: би-би, ко-ко, му-му, либо называние первого слога. Даже при появлении фразы лепетные слова длительное время остаются в речи. С возрастом данный синдром остается, но проявляется уже в словах с более сложной структурой. Наблюдаются замены звуков, повторы слогов, пропуски, перестановки звуков и слогов. Ошибки нерегулярны, то есть, произнося одно и то же слово, ребенок может каждый раз произносить его по-разному. При этом количество ошибок возрастает по мере усложнения речевого материала (при этом изолированно ребенок может повторять звуки в рамках нормы).
- Вербальная диспраксия (это уже уровень языка). Фонологические матрицы (смысло-звуковой рисунок слова) долго не автоматизируются при моторной алалии. Нарушена фонологическая организация при порождении слов и словосочетаний (по сути это проблема планирования, то есть диспраксия более высокого уровня, нежели просто артикуляция). Каждый раз ребенок как бы учится «конструировать» слово заново, а не использует наработанный шаблон. Не зря речь моторных алаликов напоминает речь иностранцев, ведь и те, и другие испытывают трудности с тем, где сделать паузу, поставить ударение, как согласовать слова в предложении.
- Артикуляционная кинестетическая диспраксия. Здесь речь уже про нарушение звукопроизношения. Причем изолированно звуки ребенок часто может повторять без ошибок, но в потоке речи резко возрастает количество ошибок, замен. Этот синдром при моторной алалии может присутствовать не у всех детей и не относится к уровню языка.
- Оральная диспраксия. В первую очередь, страдает динамический оральный праксис, то есть нарушение возникает при воспроизведении серии движений языком.
- Синтаксические нарушения. Первые фразы у детей с моторной алалией появляются после 3 лет. При этом в дальнейшем длительное время в речи преобладают простые, нераспространенные предложения, предлоги часто пропускаются. Это хорошо заметно в пробах на составление рассказа по серии картинок, при этом ребенок может хорошо понимать причинно-следственные связи невербально. Данная тенденция сохраняется в школьном возрасте.
- Синдром морфологического дисграмматизма. Для алаликов характерны грубые аграмматизмы. Часто встречаются ошибки выбора падежных окончаний. При этом дети допускают больше ошибок в диалоге, чем в монологе (что может быть связано с уровнем самоконтроля).
У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых трудностей на письме.
Осложнения и последствия
Сенсорная алалия у детей является опасной патологией, которая может спровоцировать умственную отсталость. В ряде случаев может проявиться невротизация личности.
У таких детей отмечается:
- замкнутость;
- неуверенность;
- раздражительность;
- склонность к слезам.
Позднее речевые нарушения оказывают негативное влияние на образовательный процесс. Без коррекции развитие детской психики приобретает черты интеллектуальной отсталости. При легкой степени патологии прослеживаются трудности в освоении навыка речи. Отсутствие понимания обращенной речи является тревожным сигналом.
Сенсорная алалия у детей может сопровождаться такими признаками, как нарушение письменной речи (дисграфия) и расстройство навыка чтения (дислексия). Требуется комплексное обследование и лечение невропатолога. Дефекты вызваны сбоем психических процессов.
Предупреждение сенсорной алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Своевременное лечение патологии позволяет предупредить возникновение вторичных признаков интеллектуальной недостаточности.
Симптомы
Алалия, диагностика которой – сложный процесс, иногда практически неотличима от некоторых других заболеваний. Важно исключить глухоту или умственную отсталость. При алалии у ребенка нарушается деятельность определенных участков головного мозга. Огромную роль играет поражение двух структур головного мозга: речевых центров Брока и Вернике, которые отвечают за формирование собственной речи и ее понимания.