Личностные особенности подростков, влияющие на проявление девиантного поведения


Подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы

К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся реактивные состояния

(синдром гиперактивности),
конфликтные переживания, психастения
и
психопатия (психопатические формы поведения).
Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно детерминированных (обусловленных) качеств и факторов внешней (в первую очередь, социальной) среды. Так как процесс развития в значительной мере зависит от факторов внешней среды, то очевидно, что неблагоприятные средовые воздействия могут стать причиной временных нарушений поведения, а закрепившись, они могут привести к аномальному (искаженному) развитию личности.

Как для нормального соматического развития необходимо соответственное количество калорий, белков, минеральных веществ и витаминов, так и для нормального психического развития необходимо присутствие определенных эмоционально-психологических факторов. К ним относятся, прежде всего, любовь ближних, чувство безопасности (обеспечиваемое заботой родителей), воспитание правильной самооценки, а также наряду с развитием самостоятельности в действиях и поведении) руководство взрослых, включающее, помимо любви и заботы, определенный набор запретов. Только при правильном соотношении внимания и запретов формируются соответствующие связи между «я» ребенка и внешним миром, и ребенок, сохраняя свою индивидуальность, развивается в личность, которая найдет свое место в обществе.

Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечивающих развитие ребенка, уже само по себе свидетельствует о возможности значительного числа неблагоприятных факторов внешней (социальной) среды, которые могут стать причиной нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.

Реактивные состояния

определяются в специальной психологии как нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями (условиями развития) и не связанные с органическим поражением ЦНС. Наиболее ярким проявлением реактивных состояний (РС) является синдром гиперактивности, выступающий на фоне «пролонгированного» состояния общей психической возбудимости и психомоторной расторможенности. Причины РС могут быть разнообразны. Так, к травмирующим психику ребенка обстоятельствам относится такое психофизиологическое расстройство как энурез (ночное недержание мочи, сохраняющееся или часто повторяющееся после з года жизни), част о наблюдающийся у соматически ослабленных и нервных детей. Энурез может возникнуть после тяжелого нервного потрясения, испуга, после истощающего организм соматического заболевания. В возникновении энуреза отмечаются и такие причины как конфликтные ситуации в семье, излишняя строгость родителей, слишком глубокий сон и др. Усугубляют реактивные состояния при энурезе насмешки, наказание недоброжелательное отношение окружающих к ребенку.

К реактивному состоянию может привести наличие у ребенка тех или иных физических и психофизиологических дефектов (косоглазие, деформации конечностей, наличие хромоты, тяжелой формы сколиоза и др.), особенно при неправильном отношении окружающих.

Частой причиной психогенных реакций у маленьких детей является внезапное сильное раздражение устрашающего характера (пожар, нападение злой собаки и др.). Повышенная восприимчивость к психическим травмам наблюдается у детей с остаточными явлениями после перенесенных инфекций и травм, у детей возбудимых, ослабленных, эмоционально неустойчивых. Наиболее подвержены психическим травмам дети, относящиеся к слабому типу высшей нервной деятельности, легко возбудимые дети

Основным отличительным признаком РС являются неадекватные (чрезмерно выраженные) личностные реакции на воздействия из окружающей (прежде всего, социальной) среды. Для реактивных состояний характерным является состояние психологического напряжения и дискомфорта. РС могут проявляться в виде депрессии (тоскливого, подавленного состояния), В других случаях основными симптомами РС являются: психомоторное возбуждение, расторможенность, совершение неадекватных поступков и действий.

В тяжелых случаях может наблюдаться расстройство сознания (помрачение сознания, нарушение ориентировки в окружающем), беспричинный страх, временное выпадение некоторых функций (глухота, мутизм).

Несмотря на различие проявлений, общим»симптомом», связывающим все случаи реактивных состояний является тяжелое, гнетущее психоэмоциональное состояние, вызывающее перенапряжение нервных процессов и нарушение их подвижности. Этим во многом определяется повешенная склонность к аффективным реакциям.

Нарушения психического развития могут быть связаны с тяжелыми внутренними конфликтными переживаниями

, когда в сознании ребенка сталкиваются противоположные отношения к близким людям или к той или иной социальной ситуации, имеющей для ребенка большое личностное значение. Конфликтные переживания (как психопатологическое расстройство) носят длительный, социально обусловленный характер; они приобретают
доминирующее
значение в психической жизни ребенка и резко негативно отражаются на его характерологических особенностях и поведенческих реакциях. Причинами конфликтных переживаний чаще всего являются: неблагоприятное положение ребенка в семье (конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей и др.). Конфликтные переживания могут возникать у детей, оставленных родителями, усыновленных и в других случаях. Еще одной причиной стойких конфликтных переживаний могут стать уже указанные выше недостатки и дефекты психофизического развития, в частности, тяжелая форма заикания.

Проявлениями тяжелых конфликтных переживаний чаще всего являются замкнутость, раздражительность, негативизм (во многих формах его проявления, включая речевой негативизм), депрессивные состояния; в некоторых случаях следствием конфликтных переживаний становится задержка познавательного (интеллектуального) развития ребенка.

Стойкие конфликтные переживания нередко сопровождаются нарушениями (девиациями) поведения. Достаточно часто причиной поведенческих нарушений у данной категории детей является неправильное воспитание ребенка (чрезмерная опека, чрезмерная свобода или, напротив, отсутствие Любви, излишняя строгость и необоснованная требовательность, без учета его личностных интеллектуальных и психофизических возможностей, определяемых стадией возрастного развития. Особенно серьезной ошибкой в воспитании ребенка является постоянное уничижительное сравнение его с детьми, обладающими лучшими способностями и стремление добиться от ребенка, не обладающего ярко выраженными интеллектуальными задатками больших достижений, У ребенка, достоинство которого унижено и которого часто наказывают, может развиться чувство неполноценности, реакции страха, робости, озлобления и ненависти. У таких, находящихся в постоянном напряжении детей, нередко возникает энурез, головные боли, быстрая утомляемость и др. В более старшем возрасте такие дети могут восставать против доминирующего авторитета взрослых, что является одной из причин антисоциального поведения.

Конфликтные переживания могут быть обусловлены и психотравмирующими ситуациями в условиях школьного коллектива. Разумеется, на возникновение и степень выраженности конфликтных ситуаций оказывает влияние индивидуальные личностно-психологические особенности детей (состояние нервной системы, личные притязания, круг интересов, впечатлительность и др.), а также условия воспитания и развития.

Также достаточно сложным нервно-психическим расстройством является психастения

– нарушение психической и интеллектуальной деятельности, обусловленное слабостью и нарушением динамики процессов высшей нервной деятельности, общим ослаблением нервно-психических и познавательных процессов. Причинами психастении могут быть тяжелые нарушения соматического здоровья, нарушения общего конституционального развития (вследствие дистрофии, нарушений обменных процессов в организме, гармональных расстройств и др.). Вместе с тем в возникновении психастении большую роль играют факторы наследственной обусловленности, нарушения функций центральной нервной системы различного генеза, наличия минимальной мозговой дисфункции и др.

Основными проявлениями психастении являются: снижение общей психической активности, замедленность и быстрая истощаемость психической и интеллектуальной деятельности, снижение работоспособности, явления психической заторможенности и инертности, повышенная утомляемость при психологических нагрузках. Дети-психоастеники крайне медленно включаются в учебную работу и очень быстро устают при выполнении заданий, связанных с выполнением умственных и мнемических действий.

Дети этой категории отличаются такими специфическими чертами характера, как нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность. Нередко симптомами психастении выступают также состояние депрессии и аутистические проявления. Психопатическое развитие по психастеническому

типу в дет­ском возрасте проявляется в повышенной мнительности, в навязчивых страхах, в тревожности. В более старшем возрасте наблю­даются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность, повы­шенная мнительность.

Психопатия

(от гр. –
psyche
– душа,
pathos
– болезнь) определяется в специальной психологии как патологический склад характера, проявляющийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды, неумении подчиняться внешним требованиям, повышенной реактивности. Психопатия представляет собой искаженный вариант формирования личности, это – дисгармоническое развитие личности при достаточной (как правило) сохранности интеллекта. Исследования отечественных ученых (В.А. Гиляровский, В.Р.Мясищев, Г.Е. Сухарева и др.) показали диалектическое взаимодействие социальных и биологических факторов в происхождении психопатии. Большая часть психопатий обусловлена внешними патологическими факторами, действовавшими внутриутробно или в раннем детском возрасте. Наиболее частыми причинами психопатии являются: инфекции – общие и мозговые, черепно-мозговые травмы – внутриутробные, родовые и приобретенные в первые годы жизни; токсические факторы (например, хронические желудочно-кишечные заболевания), нарушения внутриутробного развития вследствие алкогольной интоксикации, воздействие радиации и др. Определенную роль в формировании психопатии играет и патологическая наследственность.

Вместе с тем для развития психопатии, наряду с основной (предрасполагающей) причиной, вызывающей врожденную или рано приобретенную недостаточность нервной системы, необходимым является наличие еще и другого фактора – неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих воздействий при воспитании ребенка.

Целенаправленное позитивное воздействие окружающей среды может в большей или меньшей степени корригировать имеющиеся у ребенка отклонения, тогда как при неблагоприятных условиях воспитания и развития даже легкие отклонения в психическом развитии могут трансформироваться в тяжелую Фому психопатии (Г.Е. Сухарева, 1954 и др.). В этой связи биологические факторы рассматриваются как исходные моменты, предпосылки, могущие вызвать психопатическое развитие личности; решающую же роль приобретают социальные факторы, главным образом условия воспитания ребенка.

Психопатия весьма разнообразна по своим проявлениям, поэтому в клинике выделяют различные ее формы (органическая психопатия, эпилептоидная психопатия и др.). Общим для всех форм психопатии является нарушение развития эмоционально-волевой сферы, специфические аномалии характера. Для психопатического развития личности характерны: слабость воли, импульсивность действий, грубые аффективные реакции. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляется также в определенном снижении работоспособности, связанном с неумением сосредоточиться, преодолевать трудности, встречающиеся при выполнении заданий.

Наиболее отчетливо нарушения эмоционально-волевой сферы выражены при органической психопатии

, в основе которой лежит органическое поражение подкорковых мозговых систем. Клинические проявления при органической психопатии различны. В одних случаях – первые проявления психического расстройства обнаруживаются уже в раннем возрасте. В анамнезе этих детей отмечается резко выраженная пугливость, боязнь резких звуков, яркого света, незнакомых предметов. Людей. Это сопровождается интенсивным и продолжительным криком и плачем. В раннем и дошкольном возрасте на первый план выступает психомоторное беспокойство, повышенная сенсорная и моторная возбудимость. В младшем школьном возрасте психопатическое поведение проявляется в виде необузданности, протеста против правил общественного поведения. Всякого режима, в виде аффективных вспышек (драчливость, беготня, шумливость, а позднее – школьные прогулы, склонность к бродяжничеству и др.).

В других случаях органической психопатии обращает на себя внимание следующая особенность поведенческих реакций детей, резко отличающая их от сверстников уже в дошкольном возрасте. Родные и воспитателя отмечают крайнюю неровность их настроения; наряду с повышенной возбудимостью, излишней подвижностью у этих детей и подростков часто отмечается пониженное, угрюмо-раздражительное настроение. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто жалуются на неопределенные болевые ощущения, отказываются от еды, плохо спят, часто ссорятся и дерутся со сверстниками. Повышенная раздражительность, негативизм в различных формах его проявления, недоброжелательное отношение к окружающим, агрессивность по отношению к ним образуют ярко выраженную психопатологическую симптоматику органической психопатии. Особенно отчетливо указанные проявления выражены в более старшем возрасте, в пубертатном периоде. Нередко они сопровождаются замедленным темпом интеллектуальной деятельности, снижением памяти, повышенной утомляемостью. В ряде случаев органическая психопатия сочета­ется с задержкой психомоторного развития ребенка.

Г. Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбу­димые (эксплозивные) и «бестормозные».

При первом (возбудимом)

типе наблюдаются немотивирован­ные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшие замечания у детей и подростков возникают бурные реакции про­теста, уходы из дома, школы.

Для органических психопатов по бестормозному типу харак­терны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятным фоном для формирования пато­логии влечений, склонности к бро­дяжничеству.

При наследственной отягощенности эпилепсией у детей могут формироваться черты личности, свойственные эпилептоидной психопатии.

Эта форма психопатии характеризуется тем, что у детей, при первично сохранном интеллекте и отсутствии типичных признаков эпилепсии (припадки и др.), отмечаются следующие особенности поведения и характера: раздражительность, вспыльчивость, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой, «застревание» на своих переживаниях, агрессивность, эгоцентризм. Наряду с этим характерны тщательность и настойчивость при выполнении учебных заданий. Указанные положительные черты необходимо использовать как опору в процессе коррекционной работы.

При наследственной отягощенности шизофренией у детей могут формироваться шизоидные черты личности. Для этих детей характерны: бедность эмоций (нередко недоразвитие высших эмоций: чувства сопереживания, сострадания, признательности и др.), отсутствие детской непосредственности и жизнерадостности, малая потребность в общее с окружающими. Ядерным свойством их личности является аутизм. Им свойственна своеобразная асинхрония психического развития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем, у детей затруднены навыки самообслуживания. В иг­рах дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми. В ряде случаев отмечается своеобразие моторной сферы – неуклюжесть, моторная неловкость, неприспособленность к выполнению практической деятельности. Общая эмоциональная вялость, которая обнаруживается у детей уже с раннего возраста, отсутствие потребности в общении (аутистичные проявления), отсутствие интереса к практической деятельности, а позднее – замкнутость, неуверенность в себе, несмотря на достаточно высокий уровень интеллектуального развития, создают значительные трудности в воспитании и обучении данной категории детей.

Истерическое

психопатическое развитие наиболее часто встре­чается в детском возрасте, чем остальные формы. Оно проявля­ется в выраженном эгоцентризме, в повышенной внушаемости, в демонстративном поведении. В основе данного варианта психопа­тического развития лежит психическая незрелость. Она проявля­ется в жажде признания, в неспособности ребенка и подростка к волевому усилию, что составляет сущность психической дисгар­монии.

Специфические черты истероидной психопатии

проявляются в ярко выраженном эгоцентризме, в постоянном требовании повышенного внимания к себе, в стремлении любым путем достичь желаемого. В социальном общении наблюдается склонность к конфликтам, ко лжи. При столкновении с жизненными трудностями возникают истерические реакции. Дети очень капризны, любят играть командную роль в коллективе сверстников и проявляют агрессивность, если им это не удается. Отмечается крайняя неустойчивость (лабильность) настроения.

Психопатическое развитие по неустойчивому

типу может на­блюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. Их отлича­ет незрелость интересов, поверхностность, неустойчивость привя­занностей, импульсивность. У таких детей отмечаются затруднения в длительной целенаправленной деятельности, для них характерна безответственность, нестойкость моральных принципов, социально-отрицательные формы поведения. Этот вариант психопатического развития может быть как конституционального генеза, так и орга­нического.

В практической специальной психологии установлена определенная зависимость между неправильными подхода к воспитанию детей, педагогическими ошибками и формированием психопатических черт характера. Так, характерологические черты возбудимых психопатов нередко возникают при так называемой «гипоопеке» или прямой безнадзорности. Формировании. «тормозимых психопатов» благоприятствует черствость или даже жестокость окружающих, когда ребенок не видит ласки, подвергается унижениям и оскорблениям (социальный феномен «золушки»). Истерические черты личности наиболее часто формируются в условиях «гиперопеки», в обстановке постоянного обожания и восхищения, когда близкими ребенка исполняются любые его желания и прихоти (феномен «кумир семьи»).

В подростковом возрасте

происходит интенсивное преобразо­вание психики подростка. Существенные сдвиги наблюдаются в формировании интеллектуальной деятельности, что проявляется в стремлении к познанию, формировании абстрактного мышле­ния, в творческом подходе к решению задач. Интенсивно форми­руются волевые процессы. Подростку свойственны настойчи­вость, упорство в достижении поставленной цели, способность к целенаправленной волевой деятельности. Активно формирует­ся сознание. Этому возрасту свойственна дисгармоничность пси­хического развития, которая часто проявляется в
акцентуированности
характера. По данным А.Е. Личко, акцентуированность (заостренность) отдельных черт характера у учащихся разных ти­пов школ варьирует от 32 до 68 процентов от общего континген­та школьников (А.Е. Личко, 1983).

Акцентуации характера

это крайние варианты нормального характера, но в то же время они могут быть предрасполагающим фактором для развития неврозов, невротических, патохарактерологических и психопатических расстройств.

В многочисленных исследованиях психологов показано, что степень дисгармоничности у подростков различна, а акцентуиро­ванность характера имеет разные качественные особенности и по-разному проявляется в особенностях поведения подростков. К основным вариантам акцентуаций характера относятся следующие.

Дистимический тип

. Особенностями этого типа акцентуации являются периодиче­ские колебания настроения и жизненного тонуса у подростков. В период подъема настроения подростки этого типа коммуника­бельны, активны. В период спада настроения они немногословны, пессимистичны, начинают тяготиться шумным обществом, стано­вятся унылыми, теряют аппетит, страдают бессонницей.

Подростки этого типа акцентуации конформно чувствуют се­бя среди небольшого круга близких людей, которые их понимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие дли­тельных, устойчивых привязанностей, увлечений.

Эмотивный тип личности.

Подростки этого типа характеризуются изменчивостью наст­роений, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные подростки обладают развитой интуицией, чувстви­тельны к оценкам окружающих. Они конформно чувствуют себя в кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.

Тревожный тип.

Основной чертой этого типа акцентуации является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В дет­стве у подростков тревожного типа часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подрост­ки испытывают сильный страх перед новыми людьми (учителя, соседи и пр.). Они нуждаются в теплых, заботливых отношени­ях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию инициативы, активности.

Интровертированный тип.

У подростков этого типа наблюдается склонность к эмоциональ­ной отгороженности, замкнутости. У них, как правило, отсутствует стремление установить близкие, дружеские отношения с окружаю­щими. Они предпочитают индивидуальные виды деятельности. У них наблюдается слабая экспрессивность, стремление к одиноче­ству, заполненному чтением книг, фантазированием, хобби. Нужда­ются в теплых, заботливых отношениях со стороны близких. Их психологический комфорт возрастает при принятии взрослым и поддержке их самых неожиданных увлечений.

Возбудимый тип личности.

При этом типе акцентуации характера у подростков наблюда­ется несбалансированность между возбудительными и тормозны­ми процессами. Подростки возбудимого типа, как правило, нахо­дятся в состоянии дисфории, что проявляется в подавленности с угрозой агрессивности по отношению ко всему внешнему миру. В этом состоянии возбудимый подросток подозрителен, затормо­жен, ригиден, склонен к аффективной вспыльчивости, импульсив­ности, немотивированной жестокости по отношению к близким. Возбудимые подростки нуждаются в теплых эмоциональных от­ношениях с окружающими.

Демонстративный тип

. Подростки этого типа отличаются ярко выраженным эгоцент­ризмом, постоянным желанием быть в центре внимания, желанием «произвести впечатление». Для них характерна коммуникабель­ность, высокая интуиция, умение приспосабливаться. При благо­приятных условиях, когда «демонстративный» подросток оказыва­ется в центре внимания и принят окружающими, он хорошо адаптируется, способен к продуктивной, творческой деятельности. При отсутствии таких условий наблюдается дисгармония личност­ных свойств по истероидному типу — привлечение к себе особого внимания демонстративным поведением, проявляется склонность ко лжи и фантазированию как защитный механизм.

Педантичный тип

. Как подчеркивает Э.И. Леонгард, педантичность как акцентуиро­ванная черта характера проявляется в поведении личности. По­ведение педантической личности не выходит за пределы разумно­го, и в этих случаях часто сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности. Главными чертами этого типа акцентуации характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к рассуждательству. Такие подростки очень аккуратны, добросовестны, рациональны, ответственны. Однако у некоторых подростков при повышенной тревожности наблюдается нерешительность в ситуации принятия решений. Их поведение отличается некоторой ригидностью, эмоциональной сдержанностью. Таким подросткам свойственна повышенная фиксация на своем здоровье.

Неустойчивый тип.

Основной характеристикой этого типа является выраженная слабость волевых компонентов личности. Безволие проявляется прежде всего в учебной или трудовой деятельности подростка. Однако в процессе развлечений такие подростки могут проявлять высокую активность. У неустойчивых подростков наблюдается также повышенная внушаемость, в связи с чем их социальное поведение в значительной степени зависит от окружения. Повышенная внушаемость и импульсивность на фоне незрелости высших форм волевой деятельности нередко способствует формированию у них склонности к аддиктивному (зависимому поведению): алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость и пр. Неустойчивая акцентуация проявляется уже в начальных классах школы. У ребенка полностью отсутствует желание учиться, наблюдается неустойчивое поведение. В структуре личности у неустойчивых подростков наблюдается неадекватная самооценка, что проявляется в неспособности к самоанализу, соответствующей оценке своих поступков. Неустойчивые подростки склонны к подражательной деятельности, что дает возможность при благоприятных условиях сформировать у них социально приемлемые формы поведения.

Аффективно-лабильный тип

. Важной чертой этого типа является крайняя изменчивость настроения. Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их переживания. От настроения данного момента зависит самочувствие подростка, его трудоспособность. На фоне колебания настроения возможны мимолетные конфликты со сверстниками и взрослыми, кратковременные и аффективные вспышки, но затем следует быстрое раскаяние. В период хорошего настроения лабильные подростки общительны, легко приспосабливаются к новой обстановке, отзывчивы на просьбу. У них хорошо развита интуиция, они отличаются искренностью и глубиной привязанности к родным, близким, друзьям, глубоко переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. При доброжелательном отношении со стороны педагогов и окружающих такие подростки чувствуют себя комфортно, проявляют активность.

Следует отметить, что проявления психопатического развития не всегда заканчиваются полным формированием психопатии. При всех формах психопатического поведения при условии раннего целенаправленного

коррекционного воздействия в сочетании (при необходимости) с лечебными мероприятиями могут быть достигнуты значительные успехи в компенсации отклоняющегося развития у данной категории детей.

Коррекция девиантного поведения

Лечение девиаций должно быть комплексным: сеансы психотерапии, смена обстановки дома.

Психотерапия

На первой встрече, чтобы точнее определить состояние ребенка, психолог задает несколько вопросов:

  • Каким ребенок видит и ощущает себя?
  • Каким он хотел бы быть?
  • Каким его видят другие люди?
  • Какой он на самом деле?
  • Какой вред ему приносит девиация?

После этого составляется индивидуальный план коррекции, выбираются пути коррекции. Ведется работа над самооценкой, самосознанием, самоидентификацией ребенка. Отклонения возникают из-за неопределенности человека в жизни, недовольства собой, обществом. Необходимо помочь подростку найти свое место в мире, понять самого себя, найти продуктивное увлечение.

Методы коррекции девиантного поведения в подростковом и детском возрасте:

  • убеждение;
  • стимулирование;
  • внушение;
  • требование;
  • научение;
  • создание дилемм;
  • создание воспитывающих ситуаций.

Нужно предотвращать нежелательные поступки, поощрять желаемые. Необходимо направить энергию подростка в нужное русло, полезное дело. Для детей характерна активность, тяга к познанию, жажда самостоятельности, стремление объединяться со сверстниками. Нужно работать с учетом этих особенностей.

В большинстве случаев необходима семейная психотерапия. На что направлены эти сеансы:

  • Выявление психологического климата в семье, стиля семейного воспитания.
  • Определение связи девиаций подростка и семейных проблем.
  • Выявление скрытых потребностей, претензий каждого члена семьи.
  • Разработка плана коррекции семейных отношений.

Детские, подростковые девиации всегда выходят из неблагополучия семьи. Конфликты родителей, насилие в отношении ребенка или друг друга, занятость родителей, равнодушие или эмоциональная холодность, удушающая забота, многое другое толкает ребенка на протест, оппозицию. Что такое девиантное поведение у детей? Это попытки выйти из-под опеки родителей или попытки обратить на себя внимание, заявить о своих потребностях и интересах.

Девиантное поведение, как говорит Википедия, поддается социальному контролю. Социальный контроль – это набор санкций, нормативов, правил. Проще говоря, это законы, по которым мы все живем. С точки зрения социологии, это лучший вариант борьбы с отклонениями от нормы. Но с точки зрения психологии, это неэффективный метод.

Формы девиантного поведения

Выделяют следующие девиантные формы поведения детей:

  1. Аддиктивную. Такие подростки стремятся получить сильные эмоции. Они уходят от реальности посредством употребления наркотических средств, спиртных напитков, курения, токсикомании, а также акцентируют внимание на различных стимулах (мастурбируют, впадают в транс).
  2. Делинквентную. Такие подростки начинают вести преступный образ жизни (заниматься вымогательством денежных средств у других детей, воровством, шантажом, насилием, разбоем). Нередко это приводит к судимости.
  3. Патохарактерологическую. У таких подростков появляются симптомы психопатии (эпилептоидной, шизоидной или истероидной). Это патологическое состояние, при котором наблюдаются стойкие нарушения поведения и характера, сильно затрагивающие личность подростка.
  4. Гиперспособность. Это наименее опасна и наиболее благоприятная форма данной патологии. Такие дети могут проявлять невероятные способности и талант, которые отклоняются от общепринятых норм.
  5. Психопатологическую. Для нее характерно присутствие признаков психического заболевания (апатии, приподнятого настроения, возбуждения и выраженной активности).

Классификация девиантного поведения

Первая классификация выделяет следующие типы данной патологии:

  • повиновение (ребенок повинуется как целям, так и средствам их достижения);
  • инновация (ребенок повинуется целям, но не средствам их достижения);
  • ретретизм (полный отказ от социальных норм и правил);
  • ритуализм (сохраняются традиции, но цель исчезает);
  • мятеж (имеется цель установить свои нормы и порядки).

Другая классификация (Ф. Патаки) выделяет преддевиантный синдром (враждебность, низкий уровень интеллекта, конфликты в семье, отсутствие желания учиться) и основу (она выделяет пьянство, криминальность, наркоманию и склонность к суициду).

Причины девиантного поведения

Нарушению норм и неправильному поведению детей подросткового возраста способствуют:

  1. Плохое социальное окружение (тесный контакт с детьми из неблагополучных семей, курильщиками, наркоманами, бездомными, бродягами).
  2. Потеря кормильца (воспитание в неполной семье). Для нормального воспитания ребенка в семье должны быть мать и отец.
  3. Недостаточное участие в воспитании ребенка одного из родителей (раздельное проживание, частые и длительные командировки).
  4. Воспитание ребенка в условиях сильного подчинения. Приводит к тому, что подростку все запрещается, и он хочет ощутить вкус жизни.
  5. Отсутствие навыков при контакте с противоположным полом. Это возможно, когда у ребенка нет примера со стороны старших, на который он бы мог ориентироваться.
  6. Частые ссоры в семье.
  7. Неправильное воспитание.
  8. Наличие в семье наркоманов и алкоголиков.
  9. Неправильная работа педагогов.
  10. Наследственная предрасположенность. Дети часто в своем поведении похожи на родителей. Фактором риска является наличие аномальных черт характера у отца или матери.
  11. Недостаточный надзор со стороны родителей.
  12. Нарушение работы центральной нервной системы. Нередко выявляется в анамнезе у подростков с девиантным поведением. Возможно на фоне черепно-мозговых травм (сотрясений, ушибов, диффузного аксонального повреждения) и вирусных заболеваний (энцефалитов).
  13. Резкое изменение гормонального фона (повышение уровня мужских половых гормонов).
  14. Наличие психологических проблем (фобий, комплексов, избыточной мечтательности).

В большинстве случаев девиации возникают в детском возрасте. Девиации у взрослых – результат переноса детских отклонений во взрослую жизнь. Однако в некоторых случаях, например, при неудачном преодолении кризиса зрелости, девиации могут возникнуть в сознательном возрасте.

Девиантное поведение, общие причины кратко:

  • деструктивный стиль семейного воспитания (гиперопека, авторитаризм, попустительство);
  • воздействие окружения, среды развития (влияние дурной компании);
  • неудачное преодоление кризисов, трудных жизненных ситуаций (вариант девиации – алкоголизм);
  • акцентуации характера (все люди с акцентуированным характером попадают в группу риска);
  • психофизические патологии;
  • психосоматические заболевания.

Авторитарное воспитание как причина девиаций.
Обобщенно можно выделить две группы факторов: общие и частные. К общим факторам относится социально-политическое, финансовое состояние страны, к частным – личные цели, установки, желания. Частные факторы закладывают основу девиации, внешние факторы определяют ее направление.

Специфические причины девиантного поведения подростков, детей:

  • желание уйти от проблем, конфликтов, непонимания в семье, кругу сверстников;
  • желание казаться взрослым;
  • желание стать авторитетом в кругу сверстников;
  • желание изменить мир.

Отдельно стоит рассмотреть такой фактор как интернет, СМИ. В современном мире наблюдается нездоровое желание «хайпануть», как называется это в кругах молодежи. Но вместо того, чтобы прославиться героическим поступком молодые люди выбирают более примитивный способ: избить кого-то, снять это на видео, выложить в интернет, или заняться сексом в публичном месте, выложить видео в интернет, собрать побольше лайков, прославиться. Это пример деструктивной, отрицательной формы проявления девиаций молодежи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]