Префронтальная кора головного мозга – тренировки
20.03.2019
Префронтальная кора – это та часть мозга, которая делает человека человеком в психологическом и социальном смысле. Высшие сложные поведенческие функции и способность к мышлению обеспечивается именно этим участком больших полушарий. Можно сказать, что человек может думать благодаря префронтальной коре.
Префронтальная кора
Анатомически префронтальная кора располагается в лобных долях больших полушарий. Область включает в себя 3 зоны:
- заднебоковую;
- срединную;
- орбитофронтальную.
Взаимосвязи
Она имеет наибольшее количество связей с другими отделами головного мозга. Особо много связей лобный участок имеет с промежуточным мозгом: таламусом, гипоталамусом. Также передняя кора сообщается со структурами ствола и другими участками коры: с затылочной, теменной и височной.
Задняя область коры преимущественно связана с зонами, отвечающими за внимание, мыслительные процессы и двигательные акты. Внутренняя сторона префронтальной коры сообщается с лимбической системой, которая отвечает за низшие и высшие эмоции человека.
Передняя кора имеет сообщения со стволовыми строениями головного мозга. Больше всего – с ретикулярной формацией (структура, отвечающая за энергетический баланс и активацию коры). Поэтому префронтальная область зависит от состояния ствола, регулирующего активацию и торможение коры мозга.
Функции
Префронтальная кора головного мозга отвечает за высшие когнитивные функции человека. Эта область мозга относится к третьему функциональному блоку по Лурии, и носит название «программирование, регуляция и контроль». Кора ответственна за течение сознательной жизни человека, за протекание психических процессов.
В ней происходит формирование моделей поведения, адаптация к ситуации и подбор к ней поведенческих паттернов. К примеру, человек в течение жизни обретает опыт – модели поведения в определенной ситуации.
Если он попал в незнакомую обстановку или обстоятельства, префронтальная кора начинает «искать» прежние паттерны, подходящие для ситуации, или формирует совершенно новые, которые подойдут для незнакомых условий.
Специфические функции:
- Эмпатия – сложная эмоция, доступная лишь человеку. Эмпатия формируется за счет комплекса поступающих извне сигналов от другого человека. В этот комплекс входит: мимика, жесты, тон голоса, скорость, обстоятельства. Префронтальная кора синтезирует эту информацию в единый образ и формирует эмпатию к другому человеку.
- Контроль эмоций и уравновешенность. Эмоции порождаются подкорковыми структурами в промежуточном мозге. Префронтальная кора позволяет осмыслять эти эмоции и контролировать аффект – то, чего не могут животные. Эта область выступает фильтром и регулятором чувств.
- Реакция на стимул: промежуток между действием раздражителя и ответом на него – латентный период, во время которого информация об источнике «осмысливается».
- Самосознание и возможность осознавать предыдущий и настоящий опыт. Планирование будущего, постановка целей и формирование мотивации. Кроме того, префронтальная кора не просто сохраняет опыт, но и связывает различные звена между прошлым, настоящим и будущим. Здесь хранится автобиография о самом себе.
- Интуиция – возможность проникать в сущность ситуации посредством инсайта (внезапное озарение). Интуиция имеет физиологическое обоснование, так как это – предыдущий опыт, хранящийся в подкорке. А за счет крупных связей между префронтальной корой и подкорковыми структурами интуиция может реализовываться как часть планирования поведения или целей.
- Мораль. Дэниел Сигел, профессор психиатрии в медицинской школе Лос-Анджелеса говорит, что за вопросы, связанные с нравственностью и моральными ценностями отвечает префронтальная кора.
- Волевой контроль за поведением.
- Прогноз будущих событий и последствий своих деяний.
В префронтальной коре располагается 9, 10, 11, 12, 46 и 47 поле по Бродману.
9 поле отвечает за:
- Кратковременную память и оценку давности событий, то есть человек может чувственно представить и составить мыслительный образ того, насколько давно это было. К примеру, мы можем представить временную разницу между вчерашними событиями и событиями десятилетней давности.
- Слуховое восприятие слов.
- Идентификацию других людей, определение их намерений и прогноз поведения.
- Пространственное мышление. Когда в уме мы представляем многомерные фигуры, активизируется 9 поле.
10 поле отвечает за:
- Принятие решений и планирование поведения.
- Установление логической цепочки событий, между теориями, гипотезами и предположениями.
- Оперативную память. Это явление можно сравнить с оперативной памятью компьютера, отвечающая за выполнение нескольких задач одновременно и параллельное хранение информации о них.
11 поле ответственно за осмысления обоняния, придание ему смысла. Эта зона позволяет, учуяв определенный запах, вспомнить событие из жизни. Благодаря 11 полю с запахами ассоциируются эмоции.
12 поле помогает лобной коре контролировать подкорковые структуры.
46 и 47 поля ответственны за сочетание одновременного поворота глаз и головы в сторону, за пение и модуляцию движений речевого аппарата, что позволяет четко произносить речевые звуки.
Как можно тренировать префронтальную кору
Тренировка префронтальной коры заключается в чтении, счете и письме. Существует методика, пункты которой необходимо выполнять каждый день. В среднем выполнение всего алгоритма не занимает больше 5 минут в день:
- Вспоминание вчерашних событий. Для этого в течение нескольких минут нужно вспоминать вчерашнюю деятельность: с кем был разговор, как собеседник был одет, какая погода была, что читали и какие слова произносили. В общем, задача состоит в том, чтобы вспомнить как можно больше за вчерашний день.
- Чтение вслух. Читать можно любую небольшую простую статью, которая попадется на глаза. Суть: после прочтения колонки нужно записать время, потраченное на чтение, после чего нужно осмыслить информацию и пересказать себе вслух. Уже через месяц ежедневной тренировки свойства памяти улучшаются до 20%.
- Написание слов. Писать нужно не на клавиатуре, а ручкой. На бумаге можно записывать свои мысли, прочтенную статью или расписывать планы на последующую неделю.
Префронтальная кора естественным образом атрофируется по мере старения человека. С этим фактом связывают старческую деменцию или слабоумие, могущее перейти в болезнь Альцгеймера. Медицинский факт: люди, чей образ жизни связан с интеллектуальным занятием, менее подвергаются инволюционным изменениям коры головного мозга.
По мере атрофии ухудшается память. Человеку труднее вспомнить события из жизни, понижается скорость мышления, замедляется закрепление ассоциаций.
Также данная кора выполняет функцию забывания. Это естественный процесс освобождения гиппокампа от «мусора» – один из защитных механизмов человеческой психики.
Дорсолатеральная префронтальная кора
Этот участок, дорсолатеральная префронтальная кора, или заднелатеральная область, является органическим субстратом оперативной или кратковременной памяти. В исследовании 1936 года показано, что у высших приматов, у которых эта часть мозга подверглась разрушению, ухудшилась кратковременное запоминание.
Дорсолатеральная зона учавствует в формировании произвольного внимания (способность к концентрации, устойчивости и переключаемости). Здесь происходит фильтрация неактуальных мыслей и ощущений.
Всем знакомо понятие, когда пытаешься сконцентрироваться на одной вещи, а в голову «лезут» не те мысли – это недоскональность работы дорсолатеральной области.
Однако при активизации этого участка человек сохраняет способность работать над одной идеей или мыслью в течение долгого времени, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Данный участок формирует у человека чувство справедливости. Этот участок дал возможность человеческому виду сформировать понятие о справедливости, чувстве вины и обвинении других людей, о назначении приговора за содействие в неправоверных действиях.
Не нашли подходящий ответ? Найдите врача и задайте ему вопрос!
Источник: https://sortmozg.com/structure/prefrontalnaya-kora
Общие сведения
Префронтальная кора – одна из частей лобных долей мозга, при помощи которой управляется, контролируется и фокусируется любое действие совершённое человеком. Кроме того данная область позволяет личности эффективно распределять свое время, а также влияет на социальную поведенческую линию в обществе.
ПК включает в себя 6 (9, 10, 11, 12, 46, 47) полей по Бродмону. Расположена она непосредственно за лобной костью и является передней третью коры больших полушарий.
Психиатр Томас Голтьери характеризовал эту зону, как инструмент, который позволяет человеку ставить цель, разрабатывать план по ее реализации и достигать ее даже при наличии препятствий, путем внесения своевременных изменений в выработанную линию поведения. Он считал, что именно наличие хорошо развитой и нормально работающей ПК является основным фактором эффективности личности.
Роль префронтальной коры в мнестических процессах
Префронтальная кора – одна из частей лобных долей мозга, при помощи которой управляется, контролируется и фокусируется любое действие совершённое человеком. Кроме того данная область позволяет личности эффективно распределять свое время, а также влияет на социальную поведенческую линию в обществе.
ПК включает в себя 6 (9, 10, 11, 12, 46, 47) полей по Бродмону. Расположена она непосредственно за лобной костью и является передней третью коры больших полушарий.
Психиатр Томас Голтьери характеризовал эту зону, как инструмент, который позволяет человеку ставить цель, разрабатывать план по ее реализации и достигать ее даже при наличии препятствий, путем внесения своевременных изменений в выработанную линию поведения. Он считал, что именно наличие хорошо развитой и нормально работающей ПК является основным фактором эффективности личности.
Строение ПК
Структура базируется на трех областях лобной доли – дорсолатеральной, медиальной и орбитофронтальной.
Дорсолатеральная область управляет выражением эмоций на конкретную ситуацию, за счет связи с лимбической системой. Кроме того, данный участок головной коры влияет на внимание человека.
Медиальная область отвечает за запись информации в кратковременную память и позволяет сопоставлять данные полученные органами чувств и хранящимися в мозгу. Также этот участок коры позволяет переносить информацию из кратковременной памяти в постоянное место ее хранения.
Орбитофронтальная область помогает использовать накопленный опыт при принятии решений.
Клиническое значение
В течение последних нескольких десятилетий, визуализация мозга система используются для определения объема области мозга и нервных связей. Несколько исследований показали , что сокращение объема и взаимосвязь лобной доли с другими областями мозга наблюдаются у пациентов с диагнозом психическими расстройств и предписанными мощными антипсихотическими средствами ;
тех , кто подвергается повторяющимся стрессоров ; те , кто чрезмерно потреблять откровенные материалы; самоубийцы ; лиц , лишенных свободы; преступники ; психопаты ; людей , пострадавших от отравления свинцом; и ежедневно мужчины пользователи каннабис (тестировались только 13 человек). Считается , что по крайней мере некоторые из человеческих способностей , чтобы чувствовать вину или угрызения совести, и интерпретировать реальность , зависит от хорошо функционирующей префронтальной коры.
Он также широко распространено мнение , что размер и количество соединений в префронтальной коры относится непосредственно к сознательного чувствования , как префронтальной коры в организме человека занимает значительно больший процент мозга , чем у любого другого животного. И он предположил , что, как мозг втрое более пяти миллионов лет человеческой эволюции, префронтальная кора головного мозга увеличилась в размере шестикратного.
Обзор на исполнительных функциях у здоровых лиц , осуществляющих отметил , что левые и правые части префронтальной коры, которая делится на медиальной продольной трещине , по- видимому, становятся все более взаимосвязанным в ответ на последовательные аэробные упражнения. Два отзывы о структурной нейровизуализации исследования показывают , что заметные улучшения в префронтальном и гиппокампе объема серого вещества встречаются у здоровых взрослых людей , которые участвуют в упражнении средней интенсивности в течение нескольких месяцев.
Функциональной нейровизуализации обзор медитации на основе практики предположил , что практикуя осознанность усиливает активацию префронтальной, которое было отмечено, что коррелирует с повышением благосостояния и снижение тревожности; Однако, обзор отметил необходимость когортных исследований в будущих исследованиях , чтобы лучше установить это.
Лечение с помощью противораковых препаратов часто являются токсичными для клеток головного мозга, что приводит к памяти потери и когнитивной дисфункции , которая может сохраняться в течение длительного времени после периода воздействия. Такое состояние называется химио мозга . Для того, чтобы определить , в основе этого состояния, мышей обрабатывали химиотерапевтическое средство митомицин C .
Хроническое потребление алкоголя приводит к стойким изменениям в функции мозга , включая измененную способность принятия решений. Префронтальной коры головного мозга хронических алкоголиков было показано, что уязвимы для окислительного повреждения ДНК и нейрональной гибели клеток .
Симптомы нарушения функций
Нарушение в работе данной области сопровождаются следующими симптомами:
- Рассеянностью, при которой человек не может сконцентрироваться на получении необходимой информации. Происходит это из-за того, что приходящие данные не сохраняются в кратковременной памяти из-за их затирании вновь поступившими.
- Ошибочность или не полнота оценки ситуации. В этом случае информация либо искажается, либо получается в неполном объеме, так как одновременно приходят множественные сигналы с сенсорной области, которые накладываться друг на друга, вследствие ПК либо воспринимает самые сильные данные, либо они все пропускаются.
- Импульсивность, при которой человек делает поступки без предварительного обдумывания и анализа их последствий.
- Отсутствие критического мышления. Данный симптом проявляется тем, что человек воспринимает на веру любую информацию и не перепроверяет ее.
- Выполнение любых действий без планирования. В этом случае человек идет к намеченной цели с большим количеством неожиданных трудностей, которые можно было избежать.
- Совершение одних и тех же ошибок, когда решение принимается без обращения к накопленному опыту, а только на желаниях.
- Полное или частичное отсутствие эмоциональности, вследствие того, что префронтальная кора неспособна обработать и отобразить получаемые сигналы лимбической системы.
- Гиперактивность, которая проявляется в невозможности сконцентрироваться на определённом деле и бурном выражении эмоций.
При проявлении хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов, человеку необходимо обратиться к врачу для обследования головного мозга. Работа коры проверяется при помощи методики SPECT, которая основана на сравнении активности данной зоны мозга в состоянии покой и стимуляции. При патологиях в стимулированном режиме активность либо будет оставаться на месте, либо пойдёт на спад.
Одними из основных причин появления патологий в являются кровоизлияние в мозг, вследствие получения травмы головы или обширного инсульта и интоксикация организма вредными веществами (алкоголь, яды, токсины и др.).
Также нередки случаи отклонения ПК из-за генетических и вирусных заболеваний, которые поражают центральную нервную систему (ЦНС). Кроме того на выполнение функций ПК могут влиять продолжительный стресс и недостаток сна.
Не стоит забывать и тот факт, что кора перестает выполнять свои функции частично или полностью при старении человека. Это обуславливается серьезным сокращением нейронов в этой области мозга.
история
он стал раздражительным, вспыльчивым, и нетерпеливые-характеристики он ранее не дисплей – так что друзья описывали его как ” больше не Gage »; и, в то время как раньше он был способным и эффективным работником, после этого он не смог завершить задачи.
Однако тщательный анализ первичных данных показывает , что описание психологических изменений Гейджа, как правило , преувеличены , когда они проводятся с описанием , данным доктором Gage, наиболее поразительная особенность в том , что изменения описаны года после смерти Гейджа гораздо более драматична , чем что – либо сообщалось , пока он был жив , ,
Последующие исследования пациентов с префронтальными травмами показали, что пациенты вербализации, что наиболее подходящие социальные ответы были бы при определенных обстоятельствах. Тем не менее, когда на самом деле выполнения, вместо этого они преследовали поведение, направленное на удовлетворение немедленным, несмотря на знание долгосрочных результатов будет обречена на провал.
Интерпретация этих данных указывает на то, что не только навыки сравнения и понимания возможных результатов питали в префронтальной коре, но префронтальной коры (когда работает правильно) контролирует умственную возможность отложить немедленное удовлетворение для лучшего и более полезным долгосрочного удовлетворения результат. Эта способность ждать наград является одним из ключевых элементов, которые определяют оптимальную исполнительную функцию человеческого мозга.
Существует много современных исследований посвящена пониманию роли префронтальной коры в неврологических расстройствах. Многие заболевания, такие как шизофрения , биполярное расстройство , и ADHD , которые были связаны с дисфункцией префронтальной коры, и , таким образом , эта область мозга обладает потенциалом для новых методов лечения этих условий.
Клинические испытания начались на некоторых лекарств , которые были показаны для улучшения функции префронтальной коры, в том числе Guanfacine , который действует через рецептор альфа-адренергических 2А . Ниже по потоку целью этого лекарственного средства, канал HCN , является одним из самых последних районов разведки в префронтальной коре фармакологии.
Этимология
Термин «префронтальной» как описание часть мозга , по- видимому, были введены Ричард Оуэн в 1868. Для него, префронтальная область была ограничена передней-большей части лобной доли (приблизительно соответствует лобного полюса). Было высказано предположение , что его выбор термина был основан на префронтальной кости , присутствующей в большинстве амфибий и рептилий.
Профилактика возникновения проблем
Существует целый ряд мер, позволяющий не только предотвратить нарушения префронтальной коры, но и активизировать ее работоспособность. Для этого применяют специализированные лекарственные препараты активизирующие работу ЦНС и головного мозга (глицин, ундевит, аминалон, билобил, Brain Rush и др.).
Кроме того положительно на работу этой зоны влияет хорошее состояние организма в целом.
Для его поддержания необходимо: ограничить или полностью отказаться от приема алкогольных напитков, соблюдать фруктовую и овощную диеты, а также ежедневно заниматься физической культурой.
Также рекомендуется применение медитативных практик, которые способствуют расслаблению ЦНС и помогают активизировать работу префронтальной коры.
Если причиной проблем становятся стресс, возраст или сон, то может назначаться посещение психологов с целью прохождения специализированных тренингов, которые нацелены на развитие функций выполняемых префронтальной корой.
Примером могут служить упражнения, которые помогаю грамотно спланировать день, поставить и пошагово выполнить жизненные цели, контролировать свое поведение в стрессовых ситуациях.
Дополнительные изображения
- Анимация, префронтальной коры левого полушария (показано красным)
- Передний план
- вид сбоку
- Медиальная перспектива
внешняя ссылка
Источник: https://zdorov4ik.ru/rol-prefrontalnoy-kory-mnesticheskikh-protsessakh/
Накачать мозги. Четыре научно обоснованных способа стать умнее
2020-02-16T08:00+0300
2020-02-16T08:07+0300
https://ria.ru/20200216/1564798980.html
Накачать мозги. Четыре научно обоснованных способа стать умнее
https://cdn21.img.ria.ru/images/152451/99/1524519902_0:3:1036:586_1036x0_80_0_0_e6c3e0afd9dc3a5c44ef47eea39485d7.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
МОСКВА, 16 фев — РИА Новости, Альфия Еникеева. Аэробика укрепляет память и улучшает когнитивные функции в любом возрасте, заявили на днях исследователи из Колумбийского университета (США). И чем старше человек, тем полезнее спорт для мозга.
Ранее ученые уже показывали, что нейрогенезу — увеличению количества нейронов и улучшению работы синапсов — способствуют не только физические упражнения. Среди потенциально полезного — йога и даже правильно подобранные продукты питания.
Как еще можно улучшить работу мозга — в материале РИА Новости.
Много бегаешь, лучше думаешь
Эксперименты на лабораторных животных еще несколько лет назад показали, что регулярные физические нагрузки улучшают умственные способности. Так, у крыс, которых в течение семи недель заставляли ежедневно заниматься бегом, увеличилось число нейронов гиппокампа — области мозга, отвечающей в том числе за обучение и память.
Причем длина дистанций, пробегаемых грызунами, прямо коррелировала с количеством новых нервных клеток в их мозге. А вот упражнения с утяжелением хоть и способствовали увеличению мышечной массы зверей, такого эффекта на гиппокамп не оказывали.
Согласно данным американских и ливанских ученых (они тоже заставляли мышей бегать), во время тренировок в организме животных выделяется больше нейротрофического фактора мозга BDNF. Этот белок отвечает за нейрогенез и играет важную роль в процессах формирования долговременной памяти. Именно он, вероятно, способствует появлению новых нейронов в мозге животных.
Косвенные данные указывают на то, что физические нагрузки повышают пластичность и человеческого мозга — способность его клеток менять связи с другими нейронами и запоминать новую информацию.
Кроме того, занятия аэробикой делают гиппокамп более эластичным — в нем улучшается кровоснабжение и практически не бывает воспалительных процессов, что благотворно сказывается на умственных способностях.Проверка памяти, концентрации внимания и целеполагания у 132 добровольцев, проведенная учеными Колумбийского университета, это подтвердила.
После полугода регулярных тренировок у всех участников эксперимента наблюдались когнитивные улучшения. Причем, чем старше были волонтеры, тем больший эффект спорт оказывал на состояние их мозга.Впрочем, с физическими занятиями не стоит перебарщивать, предупреждают французские нейробиологи. Многочасовые изнурительные тренировки, наоборот, негативно сказываются на функциях мозга и заставляют людей принимать необдуманные решения.
Йога для мозгов
Согласно работе американских ученых, йога влияет на мозг аналогичным образом — усиливает его структуры, связанные с памятью и управлением эмоциями. Результаты 11 исследований показали, что при занятиях медитацией и специальными дыхательными упражнениями увеличивается объем гиппокампа.
Кроме того, у людей, регулярно практикующих йогу, по сравнению с остальными более развиты префронтальная и поясная кора головного мозга, а также миндалевидное тело. Эти области связаны с планированием и принятием решений, вниманием, памятью, обучением и эмоциональной регуляцией.
Изучение мозга 42 пожилых женщин, часть из которых в течение 15 лет регулярно занималась йогой, подтвердило: у сторонников этих практик увеличена толщина левой префронтальной коры. Причем по сравнению с теми, кто никогда не медитировал и не выполнял дыхательных упражнений, разница была значительная.
По мнению авторов исследования, благодаря этому у любителей восточных практик больше шансов сохранить ясный ум в преклонном возрасте.Кроме того, занятия медитацией помогают остановить деградацию серого вещества и уменьшение количества нервных связей у людей, страдающих от постоянных болей.
У йогов со стажем фиксируется также значительное увеличение количества нейронов в области островковой коры — области мозга, играющей важную роль в толерантности к болевым ощущениям.
Рисование улучшает память
В 2014 году британские и бельгийские исследователи обнаружили, что у профессиональных художников повышено количество нейронов в областях мозга, отвечающих за мелкую моторику и визуализацию образов. Ученые предположили, что эта особенность может быть врожденной, хотя и не исключали воздействия внешних факторов, в том числе воспитания и регулярных занятий рисованием.
По мнению немецких нейробиологов, именно постоянная художественная практика приводит к увеличению числа нервных клеток и улучшает нейронные связи. Они попросили 28 добровольцев, чей средний возраст около 64 лет, пройти десятидневные курсы рисования или посетить несколько картинных галерей. Перед экспериментом и сразу после него всем волонтерам провели МРТ-сканирование.
Оказалось, что у участников из первой группы увеличилась функциональная плотность нейронных связей в префронтальной и теменной коре — областях, связанных с принятием решений и планированием сложного когнитивного поведения. Иными словами, нервные клетки в этих зонах мозга стали лучше взаимодействовать друг с другом.
По данным ученых из Дрексельского университета (США), рисование улучшает кровоток в мозге и активирует в префронтальной коре центр удовольствия. Причем совершенно неважно, что и насколько профессионально изображает человек. Кроме того, рисование может значительно улучшить память.
По крайней мере, студенты, чертившие во время экспериментов геометрические фигуры и незамысловатые узоры (им в это время читали лекции), демонстрировали лучшее запоминание рассказанного материала.
Пища для ума
Согласно сразу нескольким исследованиям, на работу мозга могут влиять продукты, содержащие природные антиоксиданты флаваноиды. Прежде всего речь идет о кофе и горьком шоколаде. Так, в эксперименте австралийских ученых участники, которые ели шоколад хотя бы раз в неделю, легче справлялись с различными заданиями на память и внимание. В случае с кофе флаваноиды защищают мозг от преждевременного старения и скопления в его структурах белков, которые могут привести к болезни Альцгеймера. А кофеин, в свою очередь, улучшает память.
Источник: https://ria.ru/20200216/1564798980.html
Префронтальная кора: функции. Нарушения функций префронтальной коры
Префронтальная кора – участок головного мозга, который отвечает за колоссальное количество функций. От степени ее активности зависят и умственные способности человека, и его поведение, и эмоциональность.
Расположение
Префронтальная кора мозга располагается непосредственно за лобной костью, в передней части полушарий, и снабжается кровью через переднюю и среднюю артерию. То есть фактически она является частью лобной доли мозга, которую можно подразделить на три отдела:
- дорсолатеральный;
- медиальный;
- орбитофронтальный.
Большую часть функций несет в себе дорсолатеральная префронтальная кора, так как она руководит эмоциями и когнитивными функциями. Ее называют «грифельной доской» сознания, на которую мы можем поместить образ или информацию, нужные нам в данный момент времени.
Но для того чтобы понять значение этого отдела мозга, необходимо рассмотреть все аспекты его работы, а также функции, за которые он отвечает.
Эмпатия
Эмпатия – термин, который зачастую ошибочно трактуется как способность сочувствовать и сопереживать, но на самом деле это чувство имеет более важное значение. Оно позволяет видеть и чувствовать, как к тебе относятся окружающие.
В современном цивилизованном мире эмпатия имеет лишь социокультурный аспект, но для первобытного человека умение быстро распознать врага или друга являлось залогом сохранения его жизни. Поэтому можно смело утверждать, что префронтальная кора головного мозга несет в себе охранную функцию.
Эмоциональность
Человеку свойственно испытывать эмоции – от сильной радости до глубокой печали или злости. Но от того, насколько уместно он выражает свои чувства, зависит восприятие его окружающими как психически здорового человека.
Дорсолатеральная префронтальная кора головного мозга отвечает как за возможность человека испытывать эмоции, так и за возможность оценивать ситуацию перед тем, как выражать их невербальным образом.
Непосредственно сама эмоция формируется лимбической системой, потом по нейронным связям попадает в префронтальную кору, которая оценивает, стоит ли выражать эмоцию и как именно.
То есть таким образом работает некая предохранительная функция мозга, способная снижать градус накала человеческих эмоций.
Однако важно понимать, что способности префронтальной коры не столь сильны, какими кажутся: если лимбическая система перевозбуждена чрезмерно, кора не сможет подавить эмоцию, и, вероятнее всего, она вырвется наружу.
Например, если человек умеренно рассержен, он может взять себя в руки и выразить обиду молчанием, но если степень его злости сильна, он вполне может накричать на обидчика, расплакаться или даже применить физическую силу.
И это не будет свидетельствовать в пользу того, что в префронтальной коре головного мозга есть функциональные нарушения или органические поражения: просто физиологически она способна справляться только с умеренными эмоциями.
Планирование
Для того чтобы строить планы, человек должен не только представлять себе гипотетическую картину будущего со своими возможностями, трудностями, нюансами, но и обращаться к своему опыту, сравнивать ситуации. Таким образом, префронтальная кора позволяет заниматься эффективным прогнозированием, которое необходимо в любой сфере жизни дееспособного человека.
Реализация плана
Для того чтобы получить конкретный результат, человеку мало просто оценивать исходные данные и видеть образ того, что он хочет получить. Ему нужно иметь план достижения цели, пошаговую инструкцию, составленную для него мозгом. При этом речь необязательно идет о решении важных и сложных задач.
Например, испытав чувство голода, человек может осознать, что тарелка с горячим супом – хорошее решение возникшей проблемы. Но если он не способен составить для себя алгоритм действий: пойти на кухню, открыть холодильник, приготовить еду, то его способность знать, что ему необходимо, абсолютно бесполезна.
Критичность
Один из важнейших диагностических факторов, которыми пользуются психиатры, – это способность человека к критичности. При этом важно оценивать с адекватным уровнем критичности как происходящие вокруг события, действия других людей, так и свои собственные поступки.
Как правило, люди, которые имеют психические заболевания либо у которых нарушено развитие префронтальной коры, не способны к самокритике, оценивают свое поведение как соответствующее норме даже при самых безумных поступках.
Когнитивные функции
Важнейшими свойствами головного мозга являются восприятие информации, ее обработка, запоминание и восстановление из памяти в случае необходимости. Префронтальная кора головного мозга отвечает за все эти процессы. То есть способность к обучению, запоминанию, анализу зависит от того, насколько правильно функционирует передний отдел лобных долей головного мозга.
Самоконтроль
Понятие самоконтроля очень тесно связано с эмоциями, уровнем критичности и планированием поступков. Например, если человеку внезапно захотелось громко спеть песню посреди улицы, его префронтальная кора, вероятнее всего, не даст ему это сделать, притормозив порыв, который воспринимался бы окружающими как поступок не контролирующего себя индивида.
Но когда у человека есть аддикция, то есть сильная зависимость от какой либо привычки, контроль префронтальной коры может ослабевать. Например, заядлый курильщик может прикурить сигарету в помещении, несмотря на запрет, потому что ядро головного мозга требует получить свою дозу наслаждения.
Нарушения префронтальной коры
Проблемы с деятельностью префронтальной коры можно легко распознать по признакам, указанным ниже. Но важно понимать, что эти признаки не являются специфическими, то есть могут быть вызваны пороками префронтальной коры или другими заболеваниями.
- Проблемы с вниманием – человек не может сосредоточиться на проблеме, задаче, разговоре, ему трудно концентрироваться на любом предмете долгое время, даже если речь идет о просмотре кинофильма.
- Ошибки интерпретации происходящих вокруг событий, то есть человек может неправильно воспринимать отношение других людей к нему, не понимать опасности близкого контакта с ними либо, напротив, таить обиду, подозревая, что за каждым словом или поступком другого человека стоит намерение навредить ему.
- Повторение одних и тех же ошибок – возможность человека учиться на своем опыте является одним из важнейших инструментов эволюции. Сунув руку в костер и поняв, что это больно и опасно, человек заносит эту информацию в свое сознание и в дальнейшем остерегается допускать прямого контакта пламени с кожей. При патологиях префронтальной коры человек может повторять одни и те же ошибки снова и снова, причиняя себе физический или эмоциональный вред.
- Дезорганизованность – речь может идти о невозможности распланировать свой день, вовремя выполнить все дела. Популярный психологический термин «прокрастинация», которая обозначает патологическое стремление откладывать все дела на потом, тоже может быть следствием нарушения деятельности префронтальной коры.
- Импульсивность, а точнее говоря, неспособность подавлять свои импульсы. Это может выражаться в неспособности контролировать свои эмоции или в невозможности отказать себе в удовольствии: съесть запрещенную по медицинским показаниям пищу, употреблять алкоголь и так далее.
Восстановление функций
Слабость префронтальной коры может возникнуть по разным причинам. В частности, она появляется с возрастом, под воздействием сильного стресса и по другим причинам. Если человек, сравнивая признаки нарушения работы префронтальной коры, отметил у себя некоторые признаки, ему могут помочь рекомендации, указанные ниже:
- Необходимо избегать любых спонтанных решений, особенно в сложной эмоциональной обстановке. В случае конфликта следует мягко выйти из разговора и тщательно обдумать происходящее. Для того чтобы выйти из конфликта было проще, можно заранее придумать причину, которой можно воспользоваться при необходимости.
- Для эффективной организации нужно составлять планы и писать списки. Простой ежедневник может сделать жизнь человека с ослабленной префронтальной корой намного удобнее и проще.
- Для того чтобы развивать когнитивные функции, нужно искать новые способы усваивания информации. Например, проговаривать вслух, рисовать схему, писать на бумаге – один из способов непременно окажется эффективным, и человек сможет воспринимать и запоминать информацию намного проще.
- Важно научиться рефлексии – анализировать свои поступки, четко понимать, почему был предпринят именно такой шаг в данной ситуации, к чему он привел и следует ли поступать так в дальнейшем. Таким образом человек самостоятельно вырабатывает привычку применять накопленный опыт для решения любых задач, если из-за органических нарушений мозг не прибегает к такому алгоритму самостоятельно.
Итак, префронтальная кора головного мозга, развитие которой обеспечило возможность избегать совершения необдуманных поступков, может быть развита человеком при условии наличия воли и способности контролировать свою лимбическую систему и эмоции.
Источник: https://FB.ru/article/315140/prefrontalnaya-kora-funktsii-narusheniya-funktsiy-prefrontalnoy-koryi
Строение ПК
Структура базируется на трех областях лобной доли – дорсолатеральной, медиальной и орбитофронтальной.
Дорсолатеральная область управляет выражением эмоций на конкретную ситуацию, за счет связи с лимбической системой. Кроме того, данный участок головной коры влияет на внимание человека.
Медиальная область отвечает за запись информации в кратковременную память и позволяет сопоставлять данные полученные органами чувств и хранящимися в мозгу. Также этот участок коры позволяет переносить информацию из кратковременной памяти в постоянное место ее хранения.
Орбитофронтальная область помогает использовать накопленный опыт при принятии решений.
Расположение
Префронтальная кора мозга располагается непосредственно за лобной костью, в передней части полушарий, и снабжается кровью через переднюю и среднюю артерию. То есть фактически она является частью лобной доли мозга, которую можно подразделить на три отдела:
- дорсолатеральный;
- медиальный;
- орбитофронтальный.
Но для того чтобы понять значение этого отдела мозга, необходимо рассмотреть все аспекты его работы, а также функции, за которые он отвечает.
Профилактика возникновения проблем
Существует целый ряд мер, позволяющий не только предотвратить нарушения префронтальной коры, но и активизировать ее работоспособность. Для этого применяют специализированные лекарственные препараты активизирующие работу ЦНС и головного мозга (глицин, ундевит, аминалон, билобил, Brain Rush и др.).
Кроме того положительно на работу этой зоны влияет хорошее состояние организма в целом. Для его поддержания необходимо: ограничить или полностью отказаться от приема алкогольных напитков, соблюдать фруктовую и овощную диеты, а также ежедневно заниматься физической культурой. Также рекомендуется применение медитативных практик, которые способствуют расслаблению ЦНС и помогают активизировать работу префронтальной коры.
Примером могут служить упражнения, которые помогаю грамотно спланировать день, поставить и пошагово выполнить жизненные цели, контролировать свое поведение в стрессовых ситуациях.
Префронтальная кора – участок головного мозга, который отвечает за колоссальное количество функций. От степени ее активности зависят и умственные способности человека, и его поведение, и эмоциональность.
Текст на пользу: как письменные практики тренируют мозг
Не стоит расстраиваться, если после вопросов вы поймали себя на мыслях вроде «моя кора совсем не развита!».
Подобно мышцам тела, префронтальную кору можно развивать и “тренировать” каждый день — с детства до глубокой старости (хотя некоторые исследователи утверждают, что кора поддается тренировке лишь до сорока лет, но это не точно)).
Есть множество упражнений для тренировки коры и развития концентрации, внимательности, легкого достижения всех поставленных целей, достижения психологического и эмоционального равновесия. Самые эффективные из них:
1. Решение математических задач
Когда вы решаете простые задачи на время, оба полушария активно работают: работают передние части лобных долей обоих полушарий (префронтальная кора), работает угловая извилина, речевая зона, зрительная зона и височная извилина.Крайне важно тренироваться регулярно.
Как и поход в спортзал, тренажёры для мозга лучше работают в первой половине дня. В это время мозг более активен.
Одно из самых простых и эффективных упражнений — тетрадь для развития памяти и интеллекта.
Просто купите рабочую тетрадь, разделите ее на 60 дней и выпишите простые математические примеры на сложение, вычитание, деление и умножение (по 20 примеров на день). Цель — решить задачи каждый день как можно быстрее.
Сначала на решение примеров может уходить около 10 минут, дальше при регулярных тренировках вы будете справляться с аналогичными задачами за 5 минут, спустя два-три месяца — за 2-3 минуты. Не забывайте ставить таймер и фиксировать результаты. Примеры интересных примеров и задач можно найти здесь: //psyfactor.org/lib/razvitiye-mozga.htm.
2. Чтение, особенно вслух
Навык чтения вслух активизирует не только префронтальную кору, но и слуховое восприятие информации. Высший пилотаж – читать вслух то, что было написано в вашем личном дневнике. Кстати, интересный факт — большая часть людей, которые ведут свой дневник, не перечитывают его, в основном стыдясь собственных переживаний. Отличный повод поработать с префронтальной корой, принятием себя и своих чувств и самооценкой.
3. Медитации
Часто в нашей голове возникает слишком много параллельных команд. В режиме многозадачности мы не знаем, за что взяться, и поэтому чувствуем тревогу и стресс. Для того, чтобы вернуться в нормальное состояние, нужно сосредоточиться и собраться с мыслями. Если вы чувствуете, что мысли путаются, а внимание рассеивается, постарайтесь уединиться и заняться медитацией. Поставьте таймер на 10-15 минут, сядьте с прямой спиной и просто концентрируйтесь на дыхании. Наблюдайте за тем, как воздух наполняет легкие, про себя можно фиксировать вдохи и выдохи. Важно не контролировать дыхание, а просто наблюдать его. Почитать о медитации и занять ей можно вместе с сообществом “Жить Внимательно”: //www.instagram.com/zhitvnimatelno.
4. Дыхательные практики
Дыхание активно наполняет клетки кислородом, поэтому так важно правильно дышать. Клетки префронтальной коры, которые наполнены воздухом, помогают ей работать четко и правильно. Для новичков отлично пойдут практики из йоги — дыхание Бхастрика и/или Капалабхати. Уделяя этим упражнениям по 5-10 минут каждое утро, вы заметите, как очищается, тренируется и успокаивается ваш ум. О дыхательных практиках подробно рассказывает и показывает Игорь Будников, основатель Академии “Welcome back home” (с ним же вы сможете пройти бесплатный курс по правильному дыханию и медитациям): //welcomebackhome.ru/breath.
5. Письменные практики
Когда вы обдумываете услышанную фразу, работает префронтальная кора левого полушария, которая отвечает за речь, и нижняя часть височной доли левого полушария, которая, отвечает за распознавание смысла.
Если же вы записываете фразу, одновременно начинают работать оба полушария мозга. Работают префронтальная кора обоих полушарий, а также височная доля и теменная доля обоих полушарий. Получается, что, когда вы пишете, мозг работает в два раз активнее.
Как работают мозг и тело во время письменных практик:
Во-первых, мы видим знаки и символы глазами. В этот момент работает затылочная доля обоих полушарий, с помощью которой мы видим, а также несколько областей префронтальной коры левого полушария. Все выученные знаки «хранятся» в задней нижней части височной доли левого полушария (тренировка памяти). Во-вторых, мы пишем много раз один и тот же знак. В этот момент работают многие области мозга. Особенно активно работает задняя часть префронтальной коры обоих полушарий (тренировка внимательности, фокуса, концентрации). В-третьих, кроме префронтальной коры, работает тело — через руку, почерк мы расслабляемся, поддерживаем эмоциональное равновесие.
На писательстве и письменных практиках специализируется наша школа текста “Глаголица”.
С нами вы можете заняться текстом в трех форматах:
1) Заняться творчеством и попробовать тексты в компании единомышленников на бесплатных писательских завтраках #булочкистекстом.Подробнее о завтраках: //.com/bulochkistekstom.
2) Заняться писательством, познакомиться с собой, узнать о mindfulness-практиках, стать внимательнее и ощутить терапевтический эффект текста на марафоне #текстолето.
Подробнее о марафоне: //glagolica-school.ru/textoleto.3) Заняться текстотерапией. Текстотерапия — это онлайн-курс письменных практик для проработки ограничивающих установок и повышения осознанности. Программа разработана тремя авторами: психологом, психотерапевтом и основателем школы текста. На курсе вы увидите установки (паттерны мышления и поведения), которые мешают вам в повседневной жизни, получите инструменты для работы с ними и нашу поддержку. В результате курса вы станете более внимательными к себе и другим людям, начнете думать и действовать по-другому.
Подробнее о курсе: //glagolica-school.ru/textoterapiya.
Источник: //glagolica-school.ru/healthytexts