Минимальная мозговая дисфункция. Причины, остеопатическое лечение

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это понятие, объединяющее практически любые нарушения детского поведения в сочетании с минимальными неврологическими проявлениями:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • задержка речевого развития
  • задержка двигательного развития
  • замедленное психомоторное развитие
  • детские психозы
  • и другие…

Минимальная мозговая дисфункция встречается примерно у 20% детей дошкольного возраста и 5% детей, посещающих младшие классы.

Что является причинами возникновения ММД?

К причинам неврологических расстройств, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию, относят различные факторы — например, специалисты отмечают, что на ребенка еще до рождения воздействуют:

  • наследственная предрасположенность,
  • патология беременности (недоношенность, угроза прерывания беременности, анемия, болезни и плохое питание будущей матери, гипоксия плода и пр.),
  • патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность, асфиксия новорожденного).

Кроме указанных факторов, появление дисфункции у детей могут провоцировать:

  • неполноценное питание и даже недоедание,
  • различные заболевания, связанные с дефицитом кислорода (например, при бронхиальной астме легкие плохо обогащают кровь кислородом).

Причины появления нарушений

Среди наиболее распространенных причин начала заболевания специалисты называют травматизм области ствола ГМ, возникающий вследствие сотрясений, ушибов, а также воздействие патогенной микрофлоры. У детей в отдельную группу выделяют дисфункции стволовых структур мозга, полученные при тяжелом течении беременности, вызванные продолжительным употреблением спиртных напитков, курением матери или в результате родовой травмы.

При наличии подозрительных признаков определяют причину, вызвавшую появление патологии. Врач после описания больным симптомов заболевания назначает проведение компьютерной томографии, при которой отклонения от нормальной работы ствола ГМ обнаруживаются в результате послойного сканирования. Магнитно-резонансная или компьютерная томография позволят выявить и оценить размер патологических новообразований, обнаружить смещение или деформацию органа.

Обратите внимание! Компьютерная томография не рекомендуется при отсутствии признаков, свидетельствующих о травматизме органа.

Также назначается проведение электроэнцефалограммы, суть которой состоит в записи электрических сигналов ГМ и их последующей оценке. Целью исследования является обнаружение источника, вызывающего раздражение ствола мозга. В зависимости от места локализации области деформации или повреждения структуры органа, специалисты выделяют следующие виды девиаций ствола ГМ.

Дефицит внимания

Родители, которые воспитывают дошколят, должны быть внимательны к поведенческим и психическим реакциям малыша, чтобы вовремя распознать неврологические расстройства.

Стоит учитывать, что внешне минимальная мозговая дисфункция может проявляться по-разному — это зависит от тяжести расстройств и особенностей психики ребенка. Важно не спутать нарушение с нормальными проявлениями детской активности или обычными нарушениями речи.

И все же определить наличие этого синдрома не так сложно. Специалисты классифицировали симптомы, которые проявляются при минимальной мозговой дисфункции. К их основным признакам относят дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность детей.

Сущность дефицита внимания проявляется в ярко выраженной невнимательности и имеет следующие характеристики:

  • малыш не реагирует на обращение, хотя слышит его,
  • не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии (игре, чтении сказки, фильме),
  • старший дошкольник охотно начинает выполнять задание, но не заканчивает его,
  • при подготовке к обучению и во время самого обучения ребенок испытывает трудности, связанные в основном с организацией деятельности (игры, выполнения задания),
  • в любом возрасте не может сосредоточиться на занятиях, требующих внимательности и определенных умственных усилий, отвергает такие занятия,
  • для них характерна частая потеря вещей,
  • малышам сложно дается запоминание даже самых простейших текстов или стишков.

Органическая дисфункция головного мозга

Включает не один симптом, а сгруппированный комплекс заболеваний, общим признаком для которых являются дистрофические изменения. Отличительной чертой этой группы является то, что патологический процесс может протекать скрыто, и человек может даже не догадываться подобной патологии. Многие симптомы, указывающие на дисфункцию головного мозга, очень сходны с признаками обычного переутомления. В целом, означает, что в головном мозге присутствуют функциональные изменения, и он не способен полноценно работать.

Причин может быть много. Условно их все подразделяют на врожденные и приобретенные. К врожденным относят различные инфекционные заболевания, которые были перенесены, воздействие на плод тератогенных факторов, никотина. Негативно отражается гипоксия плода во время затяжных и патологических родов. Причиной может стать воздействие стрессовых факторов, недостаток витамин, неполноценное питание и любые факторы, оказывающие влияние на беременную женщину.

Приобретенные причины – это, прежде всего, ушибы, болезни, особенно, атеросклероз, интоксикации, прием некоторых лекарственных препаратов, воздействие эндогенных и экзогенных факторов. Многие сопутствующие заболевания, в особенности касающиеся сердца и сосудистой системы, могут способствовать развитию патологического состояния мозга.

Симптомы могут быть очень различными. Характерной чертой является то, что они проявляются любыми реакциями, и соматическими признаками. На дисфункцию могут указывать приступы, страхи, чаще всего необоснованные. У человека, как правило, нарушены сознательные и бессознательные процессы, ассоциативные связи, отсутствует инициатива.

Нарушается ночной сон, обнаруживается неверное восприятие, затрудняется анализ зрительных и слуховых образов. Но для того чтобы окончательно поставить диагноз, требуется комплексная диагностика: проводится осмотр и опрос, назначаются дополнительные методы, такие как электроэнцефалограмма, реоэнцефалограмма, ультразвуковое исследование.

Опасность поражения головного мозга состоит в том, что именно он является координатором основных функций человека, контролирует работу всех органов и систем организма. При нарушении его функции, соответственно, происходит сбой в работе всех остальных органов. Существенно возрастает риск развития патологий и заболеваний, нарушается деятельность иммунной и эндокринной системы, кровообращение, возрастает вероятность возникновения опухолей и трансформации уже имеющихся доброкачественных процессов в злокачественные. Развиваются многочисленные осложнения уже имеющихся заболеваний, наблюдаются рецидивы и обострения хронических заболеваний.

Гиперактивность, как симптом дисфункции

Повышенная двигательная активность или гиперактивность при минимальной мозговой дисфункции проявляется уже с младенчества следующими действиями:

  • малыш спит беспокойно или очень мало,
  • с раннего возраста дошкольник становится неусидчивым, находится в постоянном движении,
  • даже в спокойном состоянии он совершает бесцельные движения руками и ногами,
  • наблюдается неустойчивость при ходьбе, возможны частые падения,
  • ребенок постоянно задевает предметы, ударяется об углы,
  • характерно проявление беспокойства в различных ситуациях, особенно тревожащих его,
  • малыш может часто ломать вещи, игрушки,
  • плохо развита мелкая моторика, что в дальнейшем может проявиться в плохом почерке, быстром уставании руки при письме,
  • хотя наблюдаются минимальные нарушения в речи, часто ребенок очень говорлив, перебивает, вмешивается в разговоры взрослых,
  • при проблемах в артикуляции речи им трудно строить длинные предложения, поэтому есть сложности в пересказе текста.

Возможные осложнения

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога. Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка.

У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года.

При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром. Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр.

Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний. Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления.

Врачи часто называют это нарушение родителям именно так — говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка.

Синдром импульсивности

Минимальная мозговая дисфункция при синдроме импульсивности характеризуется следующими проявлениями:

  • очень резко проявляется эмоциональная лабильность (смены настроения от приподнятого к депрессивному),
  • у детей могут возникать необоснованные вспышки гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе,
  • дошкольник быстро отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав инструкцию,
  • допускает деструктивное поведение во время занятий,
  • ребенок не умеет проигрывать, во время проигрыша может быть агрессивным, вступать в драки с другими детьми,
  • не может ждать отдаленного вознаграждения, требуя немедленной выдачи,
  • не подчиняется правилам (поведения, игры),
  • совершает опасные для себя и окружающих действия, хотя не понимает этого,
  • во время выполнения заданий у ребенка такое нестабильное поведение легко меняется от спокойного к агрессивному (злится, если задание не получается).

Каковы критерии диагностики синдрома ММД? Диагноз ставится при наличии не менее шести симптомов, которые наблюдаются на протяжении последних шести месяцев. Родителям нужно учитывать, что при обучении в школе дети испытывают большие сложности, но помнить, что значительную роль играет не уровень развития интеллектуальных способностей, а невозможность их реализовать.

Преимущества лечения в центре остеопатии и неврологии «Неонатус Санус»

Наша клиника остеопатии и неврологии на Васильевском острове «Неонатус Санус » — здоровье с рождения, имеет большой практический опыт профилактики и лечении новорожденных детей, младенцев и детей.

Мы умеем и любим работать с детьми!

В нашей клинике работают опытные врачи-остеопаты, неврологи. Каждому малышу уделяется много внимания, чтобы понять ребенка, точно оценить его состояние, дать рекомендации родителям и при необходимости провести эффективное остеопатическое лечение.

В нашем центре вы можете получить лучшее обследование, лечение и рекомендации от ведущих специалистов Санкт-Петербурга.

Лечение детей с синдромом ММД

Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение. По данным специалистов, 70% детей в результате активно проведенных лечебных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и своим поведением не отличаются от них.

При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.

Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:

  1. Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.
  2. В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность — например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
  3. Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня, который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
  4. Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.

Дисфункция срединных структур

Этот вариант патологии проявляется в виде нарушений сна, расстройств эмоциональной сферы и девиаций работы нервной системы. Признаки дисфункции срединно-стволовых структур мозга выражаются так:

  1. Девиации эндокринной системы, которые, в зависимости от места расположения повреждения, дают о себе знать повышением или снижением давления и температуры тела больного.

  2. Падение чувствительности, особенно отчетливо проявляющееся в области лица и туловища больного.
  3. Патологии в эпифизарной области ГМ, приводящие к раннему началу половой жизни.
  4. Неестественный характер смеха или плача у пациента.
  5. Нарушения мелкой моторики и непроизвольное дрожание конечностей.
  6. Понижение болевого порога, рост чувствительности к дискомфорту.

Обратите внимание! Дисфункция срединно-стволовых структур возникает вследствие ЧМТ в области ствола головного мозга, связанных с последствиями аварии, падений, ушибов.

Воспитание в семье ребенка с ММД

  1. В семейной обстановке родители должны помнить, что их частая перемена настроения, семейные ссоры плохо отражаются на эмоциональном самочувствии малыша и могут усугубить течение мозгового расстройства, поэтому необходимо единство требований между родителями, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь. Родителям следует проявить внимательность при общении малыша с его сверстниками. Нужно поощрять дружбу с медлительным ребенком, чтобы убавить эмоциональные всплески.
  2. С этой же целью дети не должны находиться среди большого скопления людей, например, в массовых городских мероприятиях.
  3. Специалисты также советуют вместо заграничных поездок в жаркие страны организовать летний отдых в знакомом месте, например, на даче. Включать в детский досуг подвижные игры на воздухе, плавание в водоеме, прогулки в лесу, так как это успокаивает нервную систему.
  4. Для коррекции мелкой моторики, развития внимательности, памяти рекомендуется вместе с ребенком дома заниматься творчеством: рисовать, лепить, вырезать, клеить. Полезно читать сказки, в игровой форме заучивать стихи, слушать музыку, детские песенки.
  5. Психологи не рекомендуют в это время посещать секции, кружки до тех пор, пока не закончится лечение. Когда дошкольник начнет учиться, о диагнозе нужно сказать учителю, чтобы обеспечить ему индивидуальный подход.

Воспитывая ребенка с ММД, родители должны помнить, что справиться с проблемами в короткие сроки поможет комплексное лечение. Как считает известный доктор Комаровский, повлиять на детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию, можно собственным примером, терпением и правильным воспитанием. Так родители быстрее найдут подход к своему чаду.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее », Оцените статью: (1 оценили на 4,00 из 5) Loading…Поделитесь с друьями!

Прогноз

В трети случаев минимальная церебральная дисфункция проходит сама по себе: ЦНС таких людей созревает позже, но без последствий.

Вторая треть компенсируется: из поведения человека могут исчезнуть внешние признаки, даже при отсутствии изменения нейрофизиологической картины. Например, человек, страдающий дислексией, научится читать; но когда ему поручают чтение при ЭЭГ исследовании, происходит характерное замедление мозговой активности. Компенсация может потерпеть неудачу из-за стресса.

Прогноз последней трети пациентов хуже: они не «перерастают» и не компенсируются. У этой группы обычно имеются социальные проблемы.

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]