Резидуальная цереброорганическая недостаточность у детей


Церебральная недостаточность: современные аспекты диагностики и терапии

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН) – патология, которая представляет собой результат отклонений в нервной системе ребенка, которые развивались либо еще в утробе матери, либо после рождения.
Это обусловлено поражением отдельных участков мозга, что, в свою очередь, выражается в симптомах, которые затрудняют процесс социализации ребенка и ограничивают его физические возможности.

Диагностические обследования ребенка с подозрением на церебральную недостаточность должны быть нацелены на определение природы и этиологии отклонения.

В данном случае применяются такие клинические методы исследования:

  1. Электроэнцефалография мозга. Это – чувствительный метод исследования работы головного мозга на основе изучения электрических импульсов, которые исходят из отдельных его областей. Процедура характеризуется практически полным отсутствием противопоказаний к проведению.
  2. Эхоэнцефалография. Головной мозг исследуется с помощью звуковых волн, которые отражаются от поверхностей мозговых оболочек, костей черепа, мягких покровов головы. Благодаря этой процедуре получают возможность выявить патологические изменения или процессы в структуре мозга.
  3. Реоэнцефалография сосудов головного мозга. Процедура позволяет оценить состояние кровообращения и качество кровотока по магистральным сосудам.

Разумеется, помимо перечисленных методов диагностики, ребенок нуждается в осмотре опытного невролога.

Как только диагноз будет определен, специалист назначит адекватное лечение. В его комплекс входят такие мероприятия:

  1. Лекарственная терапия. В данном случае показан прием аминокислот (в частности, глицина, лецитина, фолиевой и глутаминовой кислот), гепатопротекторов, спазмолитиков, а также непрямых антигипоксантов – веществ, способствующих насыщению организма кислородом и уменьшению потребности в нем. Кроме того, при РЦН принимают ноотропные препараты, которые оказывают нейротрофическое и нейропротекторное воздействие непосредственно на центральную нервную систему. Благодаря этому нормализуются процессы тканевого метаболизма.
  2. Витаминотерапия. Особый упор делают на витамины В6 и В11.
  3. Транскраниальная микрополяризация. Эта процедура оказывает лечебное воздействие на нервные клетки головного мозга. Происходит это благодаря использованию постоянного тока минимальной силы. Польза процедуры заключается в том, что происходит стимуляция развития нервной ткани и создание новых связей между клетками. При проведении транскраниальной микрополяризации ребенку надевают на голову специальную шапочку с проводами. Процедура не доставляет никаких неприятных ощущений;
  4. Лечебный массаж, техника выполнения которого подходит для коррекции расстройств центральной нервной системы. Он способствует улучшению кровообращения, укрепляет мышцы, помогает восстанавливать нервную ткань и в целом повышает жизненный тонус ребенка.
  5. Мягкие техники мануальной терапии. Они улучшают прохождение нервных импульсов, стимулируют циркуляцию крови, стабилизируют эмоциональное состояние пациента и помогают устранить последствия стрессов. Необходимую программу терапии определяет специалист.
  6. Также в лечебных целях ребенку могут порекомендовать занятия плаванием.

Диагностика

Обследование ребенка с признаками резидуальной церебральной органической недостаточности должно быть комплексным. Кроме того, родителям следует помнить о том, что «РЦОН» – это диагноз невролога, который должен быть выставлен своевременно, так как от этого напрямую зависит исход заболевания.

Выявить патологию возможно в процессе проведения следующих исследований:

  • Электроэнцефалографии головного мозга.
  • Эхоэнцефалографии.
  • Реоэнцефалографии головного мозга.

На основании результатов диагностики врач составляет максимально действенную терапевтическую схему.

Как показывает практика, для постановки окончательного диагноза мало положительных клинических симптомов, рекомендуется провести дополнительные лабораторные и инструментальные обследования.

Среди них такие как:

  • измерение внутричерепного давления (при этой патологии показатель будет повышенным);
  • эхоэнцефалография;
  • электроэнцефалограмма (для определения судорожной готовности);
  • офтальмоскопия.

Особенности

Головной мозг надежно защищен черепной коробкой от неблагоприятных условий внешней среды. Будучи органом регуляции всех физиологических процессов, происходящих в организме, он использует колоссальные объемы питательных веществ. Масса мозга составляет всего 1-3% от общего веса тела человека (примерно 1 800 г).

То есть нормальное функционирование мозга будет происходить лишь в случае адекватного кровоснабжения, с большим количеством питательных веществ, кислорода и полным отсутствием токсических для человека веществ. Плюс к этому должен быть постоянный и адекватный отток венозной жидкости.

Сущность и этиология РЦН

Мощная система саморегуляции церебрального кровотока обеспечивает прекрасное приспособление к лабильным условиям окружающей среды.

При гипоксии, которая вызвана, например, острым кровотечением, приток биологической жидкости ЦНС остается нормальным. В этих ситуациях включается мощная компенсаторная реакция по форсированной централизации данной системы, которая направлена, в первую очередь, на увеличение кровоснабжения Вилизиевого (церебрального) круга и, как следствие, поддержания нормальной циркуляции в целом.

При гипогликемии организм расширяет сосуды, питающие мозг. Из-за этого увеличивается поступление глюкозы к органу. А вот метаболический ацидоз ведет к увеличению оттока крови для того, чтобы быстрее выводить из него продукты обмена.

При значительном поражении мозга или недостаточности регуляторных механизмов возникают гиперкомпенсаторные реакции. Из-за чего появляется нарушение регуляции кровотока в сосудах, которые поставляют биологическую жидкость в полость черепа. В таких условиях данная область представляет собой замкнутую ловушку для мозга.

Чрезмерное кровенаполнение сосудов головного мозга приводит к гиперсекреции сосудистых сплетений ликвора. В результате возникает сдавливание мозга последним, развивается отек, что ведет к расстройству регуляции витальных функций, циркуляции биологической жидкости в сосудах.

Травматическое сдавливание тканей мозга, нарушение кровоснабжения, отек, увеличение давления в полости черепа, изменения ликвородинамики (то есть циркуляция ликвора) ведут к значительным расстройствам работы ЦНС. Это проявляется, в первую очередь, помутнением сознания.

Резидуальную цереброорганическую недостаточность (РЦН) рассматривают в качестве остаточных проявлений, возникающих из-за поражения центральной нервной системы. Это может произойти в перинатальный (околородовой), родовой или младенческий период.

Абсолютно точного обоснования причин такой патологии, как церебральная недостаточность, официальная медицина предоставить не может.

Тем не менее, установлены факторы риска, который увеличивают риск развития РЦН. К ним относятся:

  • поздняя беременность (возраст женщины – 40 лет и более);
  • инфицирование будущей матери тем или иным вирусом (особенно, если это произошло в первом триместре, когда развивающийся плод наиболее уязвим);
  • проживание беременной в неблагоприятных экологических условиях;
  • пребывание беременной женщины в состоянии постоянного стресса или депрессии;
  • тяжелый физический труд в период беременности;
  • попытки прерывания беременности;
  • преждевременные роды;
  • злоупотребление будущей матерью алкоголем, прием наркотических веществ, курение;
  • отслоение плаценты, что провоцирует нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода;
  • травмирование ребенка при родах;
  • травмы головы, полученные ребенком после рождения;
  • введение в организм матери препарата для эффекта анестезии в ходе оперативных вмешательств, в том числе – при проведении кесарева сечения;
  • иммунологическая несовместимость матери и ребенка, которого она вынашивает.

Синдром церебральной недостаточности также может проявляться как наследственная патология.

Диагностировать подобное отклонение может детский невролог. Если не начать лечение ребенка в раннем возрасте, патология будет прогрессировать, а выраженность симптомов – становиться более яркой. Бороться с РЦН непросто. Ребенку понадобится нет только врачебная помощь, но и поддержка со стороны родителей, педагогов, психолога.

Церебральная недостаточность: симптомы, лечение, реабилитация

Церебральная недостаточность (ЦН) в настоящее время рассматривается как совокупность синдромов, возникающих в результате острой дисфункции центральной нервной системы, обусловленной, как правило, ишемией головного мозга или его набуханием. Это понятие имеет свою семантику, как клиническую, так и патофизиологическую, которую применяют для описания расстройств и нарушений в различные периоды инсульта.

Особенности

Головной мозг надежно защищен черепной коробкой от неблагоприятных условий внешней среды. Будучи органом регуляции всех физиологических процессов, происходящих в организме, он использует колоссальные объемы питательных веществ.

Масса мозга составляет всего 1-3% от общего веса тела человека (примерно 1 800 г). Но для хорошей его работы по сосудам, питающим орган, постоянно должно протекать 15% всего объема крови (около 800 мл).

Он метаболизирует до 100 г глюкозы за день.

То есть нормальное функционирование мозга будет происходить лишь в случае адекватного кровоснабжения, с большим количеством питательных веществ, кислорода и полным отсутствием токсических для человека веществ. Плюс к этому должен быть постоянный и адекватный отток венозной жидкости.

Мощная система саморегуляции церебрального кровотока обеспечивает прекрасное приспособление к лабильным условиям окружающей среды.

При гипоксии, которая вызвана, например, острым кровотечением, приток биологической жидкости ЦНС остается нормальным. В этих ситуациях включается мощная компенсаторная реакция по форсированной централизации данной системы, которая направлена, в первую очередь, на увеличение кровоснабжения Вилизиевого (церебрального) круга и, как следствие, поддержания нормальной циркуляции в целом.

При гипогликемии организм расширяет сосуды, питающие мозг. Из-за этого увеличивается поступление глюкозы к органу. А вот метаболический ацидоз ведет к увеличению оттока крови для того, чтобы быстрее выводить из него продукты обмена.

При значительном поражении мозга или недостаточности регуляторных механизмов возникают гиперкомпенсаторные реакции. Из-за чего появляется нарушение регуляции кровотока в сосудах, которые поставляют биологическую жидкость в полость черепа.

В таких условиях данная область представляет собой замкнутую ловушку для мозга. Таким образом, даже малейшее увеличение содержимого полости черепа хотя бы на 5% ведет к глубоким нарушениям сознания и регуляции высшей нервной деятельности.

Чрезмерное кровенаполнение сосудов головного мозга приводит к гиперсекреции сосудистых сплетений ликвора. В результате возникает сдавливание мозга последним, развивается отек, что ведет к расстройству регуляции витальных функций, циркуляции биологической жидкости в сосудах.

Травматическое сдавливание тканей мозга, нарушение кровоснабжения, отек, увеличение давления в полости черепа, изменения ликвородинамики (то есть циркуляция ликвора) ведут к значительным расстройствам работы ЦНС. Это проявляется, в первую очередь, помутнением сознания.

Детская церебральная недостаточность

Причины заболевания у детей:

  • отслойка плаценты, что со временем приводит к внутриутробной гипоксии плода;
  • тяжелые инфекционные заболевания во время беременности, безусловно, влияют на нормальное развитие эмбриона;
  • психоэмоциональные перегрузки матери;
  • неблагоприятная экологическая ситуация в стране;
  • несбалансированное питание;
  • вредные привычки;
  • инфекционные болезни в детстве;
  • влияние радиации (ионизирующее излучение);
  • гемолитическая болезнь новорожденных;
  • наркоз, который является обязательным при кесаревом сечении;
  • внутриродовая травма;
  • черепно-мозговые повреждения;
  • малоподвижный образ жизни и гиподинамия;
  • преждевременные роды.

Патогенез

К основным патогенетическим факторам в развитии этой патологии относят:

  • интранатальные травмы;
  • внутриутробные инфекции;
  • гипоксию во время интранатального периода.

Поскольку мыслительный орган нуждается в большом количестве кислорода, незначительный его дефицит может вызвать массивное поражение нервной ткани. Последствиями интра- и перинатальной патологии может быть отсроченный отек головного мозга. А также вегетососудистая дистония и церебральная недостаточность. Последняя, по сути, тоже является отсроченным проявлением органических поражений мозга.

Клинические симптомы резидуальной церебральной недостаточности у детей

При данном нарушении могут наблюдаться разные состояния. Астено-вегетативный синдром проявляется следующими клиническими симптомами:

  • быстрая утомляемость;
  • вялость;
  • сонливость;
  • слабость;
  • головные боли.

Нервные тики:

  • у пациента возникают непроизвольные движения.

Нарушение вегетативной регуляции:

  • чрезмерная потливость из-за сбоя в нормальной работе потовых желез стоп и ладоней;
  • нарушения регуляции кровотока терминальных отделов сердечно-сосудистой системы.

Метеозависимость (т.е. сильная зависимость физического состояния человека от погодных условий и времени года):

  • возможна потеря сознания;
  • тахикардия (ускорение сердцебиение);
  • изменение артериального давления.

Вестибулярные расстройства:

  • тошнота, которая в крайних случаях доходит до рвоты;
  • укачивание в транспорте и на качелях.

Лабильность психоэмоциональной сферы человека:

  • легкая раздражительность;
  • лабильность настроения (частое его изменение);
  • капризность.

Светобоязнь (непереносимость яркого света).

Нарушения моторной деятельности. Как правило, проявляется двумя противоречивыми синдромами. Первый возникает в результате преобладания в головном мозге процессов торможения. Второй является следствием чрезмерной активации, что ведет к неадекватной работе структур, отвечающих за удержание внимания (это такие структуры, как таламус).

Также при резидуальной органической церебральной недостаточности характерна заторможенность:

  • таких детей трудно мотивировать на какую-то работу;
  • если они на выполнение заданий все же соглашаются, то делают это очень медленно;
  • им трудно переключиться одновременно между различными задачами.

Либо гиперактивность:

  • дети переживают большие трудности с удержанием внимания;
  • отличаются сильной неусидчивостью, вплоть во СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).

Диагностика

Как показывает практика, для постановки окончательного диагноза мало положительных клинических симптомов, рекомендуется провести дополнительные лабораторные и инструментальные обследования.

Среди них такие как:

  • измерение внутричерепного давления (при этой патологии показатель будет повышенным);
  • эхоэнцефалография;
  • электроэнцефалограмма (для определения судорожной готовности);
  • офтальмоскопия.

Что характерно

У большинства детей, получивших этот диагноз, есть аномалии, которые заметны невооруженным глазом:

  • неправильная форма головы;
  • отсутствие или деформация ушей и зубов;
  • аномально большое расстояние между глазами;
  • прогнатизм.

Приведенные ниже схемы терапии являются результатом многолетней мировой практики по лечению такого типа патологии.

По современным протоколам, лечение церебральной недостаточности должно проводиться в двух основных направлениях. Это общеукрепляющая терапия и локальное воздействие на патологии непосредственно в головном мозге.

К такому лечению при синдроме церебральной недостаточности хронической и острой формы относят:

  • нормализацию гемодинамики;
  • восстановление нормальной дыхательной деятельности;
  • нормализацию обменных процессов;
  • локальное воздействие на патологию:
  • восстановление нормальной работы ГЕБ (гемато-энцефалического барьера);
  • повышение гемодинамики в головном мозге;
  • лечение отека.

По современным стандартам, основным в лечении отека мозга является назначение следующих препаратов:

  • осмодиуретики;
  • салуретики;
  • глюкокортикоиды.

Как показывает практика, прием одной из вышеперечисленных групп препаратов в монотерапии не дает значительного клинического эффекта, поэтому лечение обязательно должно быть комбинированным.

Также использование биофлавоноидов на догоспитальном этапе сильно увеличивает эффективность дальнейшей терапии, так как они влияют на значительное количество звеньев патобиохимического процесса развития этой патологии.

В современной клинической практике широко используются следующие препараты:

  • “Троксевазин”;
  • “Венорутон”;
  • “Корвитин”;
  • “Эскузан”;
  • “L-лизина эсцинат”.

Для улучшения реологических свойств крови в церебральном круге пациентам рекомендуют прием антикоагулянтов под контролем протромбинового индекса. Особенно данная группа препаратов эффективна при церебральной недостаточности, которая возникла в результате нарушения венозного оттока.

Инфузионная терапия является обязательной при возникновении данной патологии вследствие острого снижения объема циркулирующей крови. В ситуации, когда причиной болезни выступает острая интоксикация, необходимой мерой считается назначение дезинтоксикационной терапии. Как правило, для этих целей используются следующие растворы:

  • “Трисоль”;
  • “Реосорбилакт”;
  • “Ацесоль”.

Реабилитация

Лечение и реабилитация после перенесенной острой церебральной недостаточности должны быть индивидуальными, своевременными и обязательно комплексными.

Такие мероприятия будут максимально эффективными только в том случае, когда пациент чувствует поддержку не только медицинского персонала, но и своих родных, и психологов. Это поможет в минимальные сроки вернуть былой ритм жизни и работоспособность, независимо от тяжести органических поражений головного мозга.

Что рекомендуется

Необходимо создать социальные условия, в которых пациент будет чувствовать себя максимально комфортно. В комплекс реабилитационных мероприятий обязательно должны быть включены следующие компоненты:

  • медикаментозная терапия;
  • ЛФК (лечебная физическая культура);
  • трудотерапия.

При диагностике отсроченных осложнений церебральной недостаточности является обязательным создание таких условий жизни, в которых пациент бы не чувствовал своей ограниченности.

Реабилитация у детей проходит значительно легче и эффективнее из-за высокого в них уровня регенеративных процессов и значительных возможностей для нейропластичности. Поэтому, как правило, у них не отмечается отсроченных осложнений.

Заключение

Церебральная недостаточность является сложным заболеванием и требует постоянного наблюдения специалистов. Только комплексное лечение способно облегчить состояние пациента и хотя бы частично вернуть его в привычный ритм жизни.

Источник: https://FB.ru/article/454158/tserebralnaya-nedostatochnost-simptomyi-lechenie-reabilitatsiya

Проявления церебральной недостаточности у детей

Клиническая картина РЦН и ее выраженность зависят от локализации пораженного участка мозга.

Резидуальная церебральная недостаточность у детей выражается в следующих симптомах:

  • эмоциональная неустойчивость, ребенок чересчур раздражителен, капризен, его настроение меняется молниеносно, родители нередко упускают из вида этот симптом, списывая его на особенности возраста.
  • быстрая утомляемость, возникающая даже при незначительных нагрузках, в том числе – интеллектуальных.
  • ребенок скрипит во сне зубами, часто просыпается.
  • пассивность, сонливость, жалобы на головные боли и слабость;
  • чувствительность ребенка к изменениям погодных условий, то есть метеозависимость, у малышей наблюдаются скачки артериального давления, учащение пульса и даже обмороки;
  • нестандартные мимические проявления: дрожание век и губ, частое моргание, подергивание плечами;
  • нервный тик;
  • непереносимость шумов, громких и резких звуков, слишком яркого света;
  • непереносимость поездок в любом виде транспорта, ребенок ощущает тошноту вплоть до рвоты, дурноту;
  • конечности ребенка с диагнозом РЦОН часто бывают холодными, вне зависимости от того, насколько тепло в помещении или на улице, кожные покровы при этом могут приобретать мраморный оттенок.

Отдельно нужно отметить моторные нарушения, как яркий симптом церебральной недостаточности. Они могут выражаться либо в заторможенности, либо, наоборот, в импульсивности, гиперактивности.

Первое упомянутое состояние проявляется в пассивности, медлительности, быстрой утомляемости, второе – в неусидчивости, возбуждаемости, потребности в активном времяпровождении. Гиперактивных детей сложно привлечь к спокойной деятельности: даже уложить их спать – тяжелый труд.

Заподозрить РЦН у ребенка школьного возраста можно, если он не может срисовывать отдельные элементы по предоставленному образцу, пропускает буквы или целые слоги при чтении.

Кроме того, есть также внешние признаки церебральной недостаточности у ребенка. Это:

  • излишне выдвинутая вперед верхняя челюсть;
  • деформации черепа;
  • широко расставленные глаза.

Дети с РЦН часто впадают в депрессии, при этом ведут себя агрессивно, а также устраивают истерики. У них плохой аппетит. Иногда могут наблюдаться такие явления, как усиленное потоотделение, судороги, озноб.

Характерные симптомы

Следует отметить, что заболевание имеет ряд симптомов, указывающих на возникновение астении. При этом нельзя однозначно сказать, какие именно проявления болезни будут у конкретного человека.

При диагностике врач обязательно поинтересуется по поводу того, какие жалобы имеются у пациента. Также учитываться будут те симптомы, которые продолжаются не меньше месяца и не исчезают.

нейроциркуляторная астения

Нередко люди отмечают у себя следующие признаки болезни:

  • Чувство, будто не хватает воздуха. Оно может периодически возникать или наблюдаться постоянно. В любом случае подобное явление нельзя считать нормальным, оно требует обязательной диагностики.
  • Скачки артериального давления. При гипертоническом типе болезни человек будет часто страдать от высокого АД. При этом оно может также значительно снижаться, что негативно скажется на общем самочувствии.
  • Повышенное беспокойство. Оно возникает у человека без явной причины, при этом может не проходить даже тогда, когда отсутствуют раздражающие факторы. Оно тоже служит причиной для посещения врача.
  • Проблемы с интеллектуальными способностями. Человек может отметить, что у него появились сложности с выполнением умственных задач, которые раньше не казались сложными.
  • Щемящие и ноющие болевые ощущения в грудной клетке. Нередко человек считает, что у него имеются проблемы с сердечной мышцей. При этом на самом деле может быть такая болезнь, как астения.

Как лечится нейроциркуляторная астения

Стоит отметить, что при нейроциркуляторной астении человек достаточно часто испытывает боли разной степени, которые отличаются по характеру. При этом они не имеют явной связи с приёмом пищи, а также с физической нагрузкой. Нередко болезненные ощущения возникают из-за того, что человек страдал от эмоциональных переживаний, сильно переутомился, а также испытывает предменструальный синдром.

Многие пациенты отмечают, что у них из-за болезни снизилась выносливость, как итог, становится тяжелее справляться с физической нагрузкой. Может хуже восприниматься жара, наблюдаться тошнота и рвота. При этом среди дополнительных признаков могут выделить изменение сосудистого тонуса, а также проблемы с терморегуляцией. Именно по этой причине люди нередко обращаются к врачу с жалобой на повышенную температуру, которая не имеет сопутствующих симптомов, объясняющих её происхождение.

Примерно половина пациентов страдает от вегето-сосудистых кризов. Они отмечают у себя значительную головную боль, онемение конечностей, тремор, постоянный страх, а также повышение температуры тела и давления. Подобные кризы неожиданно возникают и так же резко заканчиваются. При этом после них человек ощущает себя обессиленным, но со временем подобное чувство проходит.

Диагностика при нейроциркуляторной астении

Если человек отмечает у себя симптомы кардиального, смешанного и любого другого типа болезни, ему следует обязательно посетить медицинского специалиста. Важно своевременно поставить точный диагноз, чтобы можно было назначить правильное лечение. Для этого обязательно придётся пройти ряд обследований, с помощью которых удастся проверить состояние внутренних органов и сделать вывод.

Детская церебральная недостаточность

Причины заболевания у детей:

  • отслойка плаценты, что со временем приводит к внутриутробной гипоксии плода;
  • тяжелые инфекционные заболевания во время беременности, безусловно, влияют на нормальное развитие эмбриона;
  • психоэмоциональные перегрузки матери;
  • неблагоприятная экологическая ситуация в стране;
  • несбалансированное питание;
  • вредные привычки;
  • инфекционные болезни в детстве;
  • влияние радиации (ионизирующее излучение);
  • гемолитическая болезнь новорожденных;
  • наркоз, который является обязательным при кесаревом сечении;
  • внутриродовая травма;
  • черепно-мозговые повреждения;
  • малоподвижный образ жизни и гиподинамия;
  • преждевременные роды.

Последствия неконтролируемого развития патологии

Если синдром церебральной недостаточности не подвергается комплексному лечению, впоследствии это может выразиться в таких осложнениях:

  • замедленное развитие речевого аппарата;
  • сложности в выработке навыков чтения и письма, счета;
  • артикуляционные отклонения;
  • легко развивающаяся зависимость от токсических веществ и алкоголя.

Из-за замедленного процесса овладения навыками речи ребенок будет испытывать сложности коммуникативного характера, а из-за отклонений в поведении ему будет непросто влиться в коллектив. Как результат, будут возникать ситуации-«провокаторы», склоняющие ребенка к депрессивным состояниям, замкнутости.

Патогенез

К основным патогенетическим факторам в развитии этой патологии относят:

  • интранатальные травмы;
  • внутриутробные инфекции;
  • гипоксию во время интранатального периода.

Поскольку мыслительный орган нуждается в большом количестве кислорода, незначительный его дефицит может вызвать массивное поражение нервной ткани. Последствиями интра- и перинатальной патологии может быть отсроченный отек головного мозга. А также вегетососудистая дистония и церебральная недостаточность. Последняя, по сути, тоже является отсроченным проявлением органических поражений мозга.

Основные причины и симптомы дромомании

Дромоманией называется психическое расстройство, при котором человек постоянно испытывает желание убежать из дома. Больные дромоманией убегают, что называется, «куда.

Повышенное внутричерепное давление – как правило, для утверждения данного диагноза мало анализа клинических симптомов и требуется дополнительная диагностика – эхоэнцефалограмма, электроэнцефалограмма, а также исследование глазного дна ребенка

Астенический синдром характеризуется быстрой утомляемостью, вялостью, сонливостью, общей слабостью, а также головными болями

Нервные тики или странные повторяющиеся движения – частое моргание, дерганье плечами или губами, шмыганье носом, постоянные оправления

Холодные влажные конечности – руки и ноги, иногда «мраморная» кожа на них

Метеозависимость – сильная реакция детского организма на погоду, выражающаяся в обморочных состояниях, учащением пульса, понижением или повышением артериального давления

Проблемы с вестибулярным аппаратом – укачивание в транспорте, на качелях и аттракционах, чувство тошноты и дурноты, доходящее до рвоты

Неустойчивый эмоциональный фон – раздражительность, частая смена настроения, капризность и плаксивость

Непереносимость громких звуков, яркого света

Моторные нарушения, как правило, выражаются двумя противоположными состояниями – либо заторможенностью и вялостью (такие дети медлительны, долго «раскачиваются», тяжело включаются в работу, с трудом переключают внимание с одного объекта на другой), либо гиперактивностью и импульсивностью (гиперактивность – невозможность сосредоточить и удерживать внимание, мгновенное переключение внимания на другие объекты, общая невнимательность и рассеянность)

Во втором – наоборот, неусидчивы, суетливы, активны, возбуждены, деятельны

Их сложно побудить к чтению или к спокойным занятиям, уложить спать

У большого количества детей, которые получают диагноз Резидуальная церебральная органическая недостаточность, есть и внешние отклонения от нормы

деформация черепа (дисплазия), зубов или ушей

широко расставленные глаза (гипертелоризм)

сильно выдвинутая вперед верхняя челюсть (прогнатизм) и проч.

При данном нарушении могут наблюдаться разные состояния. Астено-вегетативный синдром проявляется следующими клиническими симптомами:

  • быстрая утомляемость;
  • вялость;
  • сонливость;
  • слабость;
  • головные боли.

Нервные тики:

  • у пациента возникают непроизвольные движения.

Нарушение вегетативной регуляции:

  • чрезмерная потливость из-за сбоя в нормальной работе потовых желез стоп и ладоней;
  • нарушения регуляции кровотока терминальных отделов сердечно-сосудистой системы.

Метеозависимость (т.е. сильная зависимость физического состояния человека от погодных условий и времени года):

  • возможна потеря сознания;
  • тахикардия (ускорение сердцебиение);
  • изменение артериального давления.

Вестибулярные расстройства:

  • тошнота, которая в крайних случаях доходит до рвоты;
  • укачивание в транспорте и на качелях.

Лабильность психоэмоциональной сферы человека:

  • легкая раздражительность;
  • лабильность настроения (частое его изменение);
  • капризность.

Светобоязнь (непереносимость яркого света).

Нарушения моторной деятельности. Как правило, проявляется двумя противоречивыми синдромами. Первый возникает в результате преобладания в головном мозге процессов торможения. Второй является следствием чрезмерной активации, что ведет к неадекватной работе структур, отвечающих за удержание внимания (это такие структуры, как таламус).

Также при резидуальной органической церебральной недостаточности характерна заторможенность:

  • таких детей трудно мотивировать на какую-то работу;
  • если они на выполнение заданий все же соглашаются, то делают это очень медленно;
  • им трудно переключиться одновременно между различными задачами.

Либо гиперактивность:

  • дети переживают большие трудности с удержанием внимания;
  • отличаются сильной неусидчивостью, вплоть во СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН или РЦН)

15 июня, 2020 года Дцп

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН или РЦН) понимается врачами-невропатологами, а также родителями детей с таким диагнозом как некие проблемы с центральной нервной системой

Такое состояние возникает в результате стойких поражений головного мозгаВ последние годы РЦОН получает все более широкое распространение среди детей

И официальная медицина пока не находит логического объяснения данному феномену

В целом сегодня данный недуг наблюдается у 8,5% детей с невропатией При этом он одинаково часто встречается и у мальчиков, и у девочек РЦОН дополняет клиническую картину неврозов

Причины резидуальной церебральной органической недостаточности

По сути, резидуальная РЦН – это патология, которая представляет собой остаточные явления от поражения нервной системы в

перинатальномродовом

или младенческом периоде

Исследователи отмечают, что риск родить ребенка с резидуальной церебральной органической недостаточностью возрастает у уже немолодых рожениц Причин для развития указанной патологии может быть сразу несколько

И, как правило, данный недуг формируется под воздействием целого комплекса указанных факторов

Отслойка плаценты во время беременности и, как следствие, внутриутробное поражение головного мозга плода Тяжелые вирусные и инфекционные заболевания, перенесенные женщиной в перинатальный периодНестабильное эмоциональное состояние будущей матери – стрессы, депрессии, истерики, страхи и проч.

Нежелательная беременностьНеудачная попытка будущей матери сделать абортНездоровый образ жизни, который вела женщина, в ожидании ребенка – курение, употребление спиртосодержащих и наркотических веществВоздействие радиации и неблагоприятная экологическая обстановкаРазличные химические поражения организма женщины и ребенка, в том числе сильнодействующими лекарственными препаратамиЗлоупотребление непроверенными биологически активными добавками к пищеНеполноценное питание беременнойСидячий образ жизни и отсутствие адекватных физических нагрузокОграничение поступления в организм матери и ребенка свежего чистого воздухаРождение ребенка раньше положенного срока – его недоношенностьИммунологическая несовместимость матери и дитя, резус-конфликтОбщий наркоз, получаемый женщиной и малышом во время операции кесарева сеченияРазличные родовые травмы, полученные вследствие медикаментозных, преждевременно вызванных или неграмотно проведенных родовМеханические травмы головы, полученные ребенком в раннем детстве

Всевозможные инфекционные заболевания в раннем детском возрасте

Резидуальная церебральная органическая недостаточность: симптомы

Повышенное внутричерепное давление – как правило, для утверждения данного диагноза мало анализа клинических симптомов и требуется дополнительная диагностика – эхоэнцефалограмма, электроэнцефалограмма, а также исследование глазного дна ребенка

Астенический синдром характеризуется быстрой утомляемостью, вялостью, сонливостью, общей слабостью, а также головными болями

Нервные тики или странные повторяющиеся движения – частое моргание, дерганье плечами или губами, шмыганье носом, постоянные оправления

Холодные влажные конечности – руки и ноги, иногда «мраморная» кожа на них

Метеозависимость – сильная реакция детского организма на погоду, выражающаяся в обморочных состояниях, учащением пульса, понижением или повышением артериального давления

Проблемы с вестибулярным аппаратом – укачивание в транспорте, на качелях и аттракционах, чувство тошноты и дурноты, доходящее до рвоты

Неустойчивый эмоциональный фон – раздражительность, частая смена настроения, капризность и плаксивость

Непереносимость громких звуков, яркого света

Моторные нарушения, как правило, выражаются двумя противоположными состояниями – либо заторможенностью и вялостью (такие дети медлительны, долго «раскачиваются», тяжело включаются в работу, с трудом переключают внимание с одного объекта на другой), либо гиперактивностью и импульсивностью (гиперактивность – невозможность сосредоточить и удерживать внимание, мгновенное переключение внимания на другие объекты, общая невнимательность и рассеянность)

В первом случае дети очень пассивны, безынициативны, инертны, они отсыпаются после уроков и занятий, физических нагрузок

Во втором – наоборот, неусидчивы, суетливы, активны, возбуждены, деятельны Их сложно побудить к чтению или к спокойным занятиям, уложить спать

Гиперактивный ребенок

У большого количества детей, которые получают диагноз Резидуальная церебральная органическая недостаточность, есть и внешние отклонения от нормы

деформация черепа (дисплазия), зубов или ушейшироко расставленные глаза (гипертелоризм)

сильно выдвинутая вперед верхняя челюсть (прогнатизм) и проч.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность у детей: на что обратить особое внимание?

Для мам и пап эта формулировка может послужить сигналом к тому, чтобы они обратили особое внимание на развитие своего малыша

когда он начал держать головкукогда научился переворачиваться

когда улыбнулся и стал гулить и т.д.

Ребенок с таким диагнозом должен получать

регулярный массажгимнастику

а также максимально возможное оздоровление и закаливание организма

То есть, родители мальчика или девочки с резидуальной церебральной органической недостаточностью особое внимание должны уделять физическому развитию чада с первых дней его жизни

Если вовремя диагностировать проблему и оперативно принять соответствующие меры, то от нее можно избавиться Запущенные же случаи резидуальной церебральной органической недостаточности могут повлечь за собой серьезные последствия

Их следствием могут стать

Задержка речевого развитияРазличные артикуляционные отклоненияНеправильный темп речи – быстрый или замедленныйПлохая успеваемость к школе из-за сложностей в выработке элементарных навыков письма, чтения и счета

Коммуникативные проблемы

Если ребенка с резидуальной церебральной органической недостаточностью не лечить, то указанные симптомы будут проявляться на протяжении всего периода формирования головного мозга, то есть, до 25 лет у мужчин и до 21 года у женщин

В дальнейшем этот недуг способен спровоцировать и более серьезные проблемы – например, быстро развивающуюся зависимость от алкоголя и других токсических веществ

Резидуальная церебральная органическая недостаточность лечение

Естественно, устранение данной патологии должно проводиться комплексноОфициальная медицина советует назначить ребенку с таким диагнозом медикаментозное лечениеДополнительно с маленьким пациентом должны заниматься педагоги

Однако основную роль в избавлении от недуга должны сыграть родители особенного ребенка

Мы предлагаем вам воспользоваться проверенным, эффективным и натуральным методом лечения различных неврологических отклонений, в том числе и резидуальной церебральной органической недостаточностью

Узнайте больше о бесплатных программах восстановления для РЦОН или РЦН, аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда и натуропатии с диетой, включающей в себя натуральные продукты Тенториум

План семинаров ЗДЕСЬ

Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам биомедицинской коррекции организма

Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами

Отказ от ответственностиИнформация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

Источник: https://apicorrection.com/rezidualnaya-cerebralnaya-organicheskaya-nedostatochnost-rcon-ili-rcn

Участие родителей в лечении ребенка

Ребенок с РЦН должен постоянно ощущать поддержку со стороны родителей, иначе процесс коррекции будет неполноценным.

Родители в обязательном порядке должны организовать четкий режим дня ребенка и контролировать его соблюдение. Неукоснительное следование правилам приведет нервную, эндокринную и иммунную системы в состояние стабильности. Переход к такому режиму должен быть постепенным, не резким.

Также родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок расширял круг своего общения. С этой целью его можно записать в спортивную секцию или на какой-нибудь кружок. Так можно достичь сразу двух целей: внедрить ребенка в коллектив и дать ему возможность развивать свои таланты. При выборе рода деятельности необходимо учитывать пожелания и интересы ребенка.

Резидуальная церебральная недостаточность

Церебральная недостаточность, хотя и возникает из-за нарушений нервной системы, не является приговором для ребенка. Он будет вполне способен обучаться, общаться, делать карьеру и создавать семью в дальнейшем. Единственное условие для этого – своевременное лечение и глубокая вовлеченность родителей в этот процесс.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Что такое РЦОН?

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН или РЦН) — наиболее часто встречающийся диагноз после консультации детского невролога. Данный термин используется для обозначения патологии, имевшей место антенатально, перинатально и в первые 2 года жизни:

  • антенатально и перинатально — как последствия частичной отслойки плаценты, выраженной недоношенности, асфиксии в родах и внутричерепной травмы;
  • постнатально — это сепсис, церебральные осложнения инфекций, тяжелые ушибы и сотрясения головного мозга.

РЦОН известна родителям как ППЦНС. Для определения органически обусловленной нервности, возникающей позже, употребляется конкретный термин вроде «остаточные явления менингита».

В отличие от невропатии, на которую оказывает существенное влияние стресс матери во время беременности, при резидуальной органической патологии достоверно значимой оказывается слабое здоровье матери и плохие условия труда беременной женщины. Сидячая работа, при которой беременная женщина не получает достаточного кислорода для формирования плода, пережимаются артерии, питающие плод.

На работе плод испытывает дискомфорт от громких звуков ( например, телефонные звонки или шум станков), от неупорядоченного режима дня ( когда не соблюдаются технические перерывы либо беременная женщина вынуждена работать на износ из-за нестабильной финансовой ситуации в стране ( при низкооплачиваемой работе или работе при «серой» зарплате). Риск органических повреждений также более высокий у позднородящих женщин. Также это может быть наследственной патологией.

При отсутствии лечения эти явления длятся на протяжении всего времени созревания головного мозга: до 25 лет у юношей, до 21 года у девушек.

В общий диагноз РЦОН входят:

  • Астенический синдром. При данном заболевании ребенок быстро утомляется, после школы приходит вялый. Иногда астенический синдром выражается не сонливостью, а головной болью, которая проходит без приема препаратов после отдыха или сна.
  • Различные тики или лишние движения. Ребенок моргает или передергивает плечами, шмыгает носом, дергает уголком рта. Движения напоминают мимические, но совершаются они не в то время, когда уместны.
  • Вегетативные проявления. Диагноз ставится при наличии метеозависимости и укачивания в транспорте, у ребенка также могут быть влажные или холодные, иногда «мраморные» руки и ноги.
  • Повышение внутричерепного давления. Если диагноз поставлен на основании только клинических симптомов, необходимо провести дополнительные исследования: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо), электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и посмотреть глазное дно. На основании полученных результатов невролог назначит курс препаратов. Чаще всего это будет комплексная программа из вазоактивных препаратов (регулируют тонус сосудов и микроциркуляцию крови в головном мозге), витаминов группы В и ноотропов (улучшают процессы мышления), изредка требуется назначение мочегонных средств.

В целом, резидуальная патология встречается у 8,5 % детей с неврозами, без заметных различий по нолу. Резидуальная патология и невропатия не связаны между собой и, скорее, представляют взаимоисключающие понятия. Однако они могут сочетаться, обычно на фоне недоношенности и наличия нескольких психомоторных расстройств одновременно.

Детям с заболеваниями нервной системы необходима помощь не только врача, но и родителей, педагогов.

А есть те у кого этот диагноз сняли? Когда? Как лечили?

1.проходит после комплекса лечения,

2.проходит и возвращается,

это не смертельно.

Синдром церебральной недостаточности

Наиболее часто встречающийся диагноз после консультации детского невролога – резидуальная церебральная органическая недостаточность (сокращенно РЦОН или РЦН),

РЦОН – остаточные явления от поражения нервной системы в младенческом возрасте, которая известна родителям как ППЦНС. При отсутствии лечения эти явления длятся на протяжении всего времени созревания головного мозга: до 25 лет у юношей, до 21 года у девушек.

Повышение внутричерепного давления. Если диагноз поставлен на основании только клинических симптомов, советуем провести дополнительные исследования: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо), электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и посмотреть глазное дно. На основании полученных результатов невролог назначит курс препаратов.

: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо), электроэнцефалограмму (ЭЭГ)

Подскажите кто, где делал.

. Диагноз ставится при наличии метеозависимости и укачивания в транспорте, у ребенка также могут быть влажные или холодные, иногда “мраморные” руки и ноги.

мне сказали, что многим ставят, у кого было ПЦНС после года трансформируется в РЦОН, незрелость нервной системы в общем

И это было. Что делать.

У кого этот диагноз сняли?

мы наблюдаемся и все

Мы тоже наблюдаемся и лечимся, но как-то с тем, что у нас ЗРР я в курсе, что делать, а тут поначиталась %) ,спасибо успокоилась немного.

Все разделы

Диагноз РЦН у детей: методы лечения

Резидуальная мозговая недостаточность может встречаться у 8 % детей, вне зависимости от пола. Данная патология относится к невротическим заболеваниям, которые в зависимости от степени тяжести подлежат коррекции.

Диагноз РЦН может поставить только врач-невролог. Данная патология головного мозга может возникнуть при внутриутробном развитии, вследствие отслоения плаценты, при недоношености плода, при родовых травмах или асфикции во время рождения. У новорожденного ребенка данное заболевание может развиться из-за инфекций, вызвавших осложнения, из-за различных травм и ушибов головы.

Данная патология, появившаяся вследствие повреждения центральной нервной системы, выражается в возбудимости, гипперактивности и других неврологических признаках, которые указывают на отклонения в поведении ребенка.

От локализации поражения мозга, ее интенсивности, зависят повреждения и недостаточность мозговых тканей. Замечено, что наиболее обширные повреждения головного мозга происходят в момент его роста и развития — в период внутриутробного созревания и в грудничковом возрасте.

Но детский мозг — это гибкая и развивающаяся система, в которой недостаточные функции поврежденных участков, могут компенсироваться здоровыми участками мозговой ткани. Эти области нередко берут на себя функции поврежденных структур головного мозга. При обширных участках повреждения головного мозга, здоровые области не могут взять на себя такую функцию, вследствие чего их функциональность угнетается и состояние ребенка может только ухудшаться.

Если сразу после рождения ребенку поставлен РЦН диагноз, родителям нужно внимательно следить за развитием и поведением чада, замечая все отклонения в поведении и состоянии. Это поможет в дальнейшем лечении и корректировании поведения ребенка. Лечение данной патологии включает в себя прием лекарственных препаратов и коррекционные занятия с родителями, врачами-психологами и неврологами, педагогами.

Фармакологическая коррекция отклонений в каждом отдельном случае назначается врачами-неврологами, после тщательного изучения состояния и поведенческих особенностей ребенка. Также для выявления локализации повреждения головного мозга назначается ряд исследований при помощи специального оборудования. Для лечения резидуальной церебральной недостаточности применяется широкий спектр лекарств, которые способствуют активизации и гармонизации функционирования поврежденных мозговых структур.

Также применяемые для лечения препараты предназначаются для питания нервных клеток и увеличения обменных процессов в них. Данный подход позволяет повысить функциональный ресурс нервных клеток, что приводит к улучшению усвоения навыков, обучению новым. Также данный спектр препаратов помогает облегчить социальную адаптацию ребенка.

Также при диагностировании РЦН у детей, врачи назначают комплекс препаратов, которые нормализуют кровообращение в головном мозге и способствуют снижению внутричерепного давления, если при исследованиях выяснилось, что оно повышено. Этот способ лечения также благотворно влияет на состояние ребенка и увеличивает функциональность нервных клеток, что приводит к улучшению и повышению мозговой деятельности.

В особых случаях, также основываясь на результаты исследований, врач назначает ребенку успокоительные препараты, которые помогают корректировать поведение. В сложных случаях, когда остаточные повреждения мозга проявляются в виде приступов, назначаются противосудорожные лекарственные препараты, которые помогут купировать приступы.

Диагноз РЦН — это не приговор. Своевременное выявление патологии, грамотное разностороннее лечение, заключающееся в длительном приеме лекарственных препаратов и коррекции поведения, позволяют улучшить состояние ребенка.

Причины заболевания

Исследователи резидуальной церебральной органической недостаточности утверждают, что симптомы заболевания возникают в утробном и перинатальном периоде из-за поражения нервной системы.

В «группе риска», по мнению врачей, находятся беременные женщины после сорока лет. Хотя встречаются случаи рождения малышей данной патологии среди рожениц помоложе.

Выделяют несколько причин, провоцирующих развитие данного заболевания:

  • отслоение плаценты, вследствие чего формируется нарушения мозгового кровообращения и кислородное голодание;
  • вирусное инфицирование будущей мамочки, особенно в первом триместре беременности;
  • психоэмоциональные нарушения в течение беременности (тревожные, стрессовые и депрессивные состояния);
  • неудачное прерывание беременности;
  • злоупотребление вредными привычками (алкоголь, курение, употребление веществ наркотического содержания);
  • проживание в экологически загрязненных районах, вдыхание радиоактивных веществ;
  • использование витаминизированных лекарственных средств, БАДов;
  • малоподвижность и пассивный способ жизни;
  • кислородное голодание будущей мамочки во время вынашивания плода;
  • преждевременные роды;
  • физиологическая несовместимость матери и плода (конфликт резус-фактора);
  • анестезия во время проведения оперативного вмешательства или при кесаревом сечении;
  • травмирование при естественных родах;
  • травмирование малыша после родов в быту;
  • инфекции перинатального периода.

Симптомы

Для определения диагноза потребуется тщательное наблюдение, так как симптоматика заболевания похожа на неврозы.

Резидуальные нарушения связывают с комплексом симптомов:

  • повышенным внутричерепным давлением. Этот симптом считается общим для патологий головного мозга, поэтому потребуется использование инструментальных методов (эхоэнцефалограммы, исследование глазного дна ребенка);
  • астеническим синдромом, при котором наблюдается общая слабость малыша, утомляемость и сонливость;
  • нервное подергивание век, губ и плеч;
  • нарушения пищеварения;
  • «мраморный» вид кожных покровов, повышенный уровень потоотделения конечностей;
  • реакции организма на изменения погоды. Ребенок начинает капризничать или, наоборот, становиться вялым. Пульс при этом учащается, наблюдается скачкообразность артериального давления;
  • патологии в работе вестибулярного аппарата. Малыша тошнит на аттракционах в парке, езде в транспорте;
  • постоянные тревожные состояния, чрезмерный плач, частая смена настроения;
  • отрицательные реакции на свет и громкий звук;
  • биополярность моторных нарушений. Такие дети могут быть вялыми, медлительными, медленно включаются в любую деятельность, слабо концентрируют внимание. Они неактивны в школе, быстро устают и требуют отдыха. В иных случаях наоборот наблюдается гиперактивность и импульсивность. Такие дети в школе неусидчивые, возбуждены и суетливы.

О появлении резидуальной церебральной органической недостаточности свидетельствуют внешние нарушения в строении черепа, челюсти и зубов, ушей, широко расставленных глаз.

После рождения ребенка нужно следить за развитием ребенка и фиксировать следующие этапы развития:

  • период самостоятельного удерживания головы;
  • переворачивание;
  • первые улыбки и этап «гуления».

В течение первого года жизни ребенку с таким заболеванием показан массаж, комплекс гимнастических упражнений, закаливание. Если болезнь диагностируют на ранних сроках и применяют своевременное лечение, то вполне возможно, скорректировать развитие ребенка и добиться положительной динамики выздоровления.

Вследствие позднего определения такой патологии возможны последствия в нарушении:

  • речевого и артикуляционного развития;
  • темпа речи от замедленного до быстрого;
  • низкая успеваемость в школе, дисграфия или дисклексия (письмо и чтение);
  • сложности в установлении социальных контактов.

Пренебрежительное отношение к лечению приведет к прогрессированию заболевания в течение формирования мозговой деятельности. Для мужчин такое развитие фиксируется на уровне двадцатипятилетнего возраста, для женщины — до двадцати лет.

Далее у взрослых на фоне резидуальной церебральной органической недостаточности развиваются различного рода зависимости (алкоголь или злоупотребление наркотиками).

Лечение

Официальная медицина рекомендует в случае этого заболевания использовать комплексный подход с использованием лекарственных средств, физиотерапии, гимнастических упражнений и занятия специалистом коррекционной педагогики (дефектолог, логопед, психолог). Кроме этого существуют методы фитотерапии, лечение с помощью продуктов пчеловодства, специально разработанной диетой и программой биомедицинской коррекции организма.

В целом, заболевание излечимо, но женщинам, решившим рожать, после сорока нужно учитывать опасные факторы формирования плода и постоянно находиться под врачебным присмотром. В случае рождения ребенка с родовой травмой, родителям важно внимательно относится к любым отклонениям в развитии малыша при любых отклонениях обращаться за врачебной помощью.

Симптомы

Резидуальная церебральная органическая недостаточность

Данный термин используется для обозначения патологии, имевшей место антенатально, перинатально и в первые 2 года жизни: антенатально и перинатально — как последствия частичной отслойки плаценты, выраженной недоношенности, асфиксии в родах и внутричерепной травмы; постнатально — это сепсис, церебральные осложнения инфекций, тяжелые ушибы и сотрясения головного мозга. Для определения органически обусловленной нервности, возникающей позже, употребляется конкретный термин вроде «остаточные явления менингита». В целом, резидуальная патология встречается у 8,5% детей с неврозами, без заметных различий по полу. Резидуальная патология и невропатия не связаны между собой и, скорее, представляют взаимоисключающие понятия. Однако они могут сочетаться, обычно на фоне недоношенности и наличия нескольких психомоторных расстройств одновременно.

Значение резидуальной церебральной патологии при неврозах состоит в дополнении их клинической картины церебрастеническим синдромом и более выраженным спектром поведенческих нарушений, главным образом повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Вместе с тем отсутствуют расторможенность и агрессивность, которые наряду с отсутствием чувства вины представили бы клиническую картину психопатоподобно измененного поведения.

В отличие от невропатии, на которую оказывает существенное влияние стресс матери во время беременности, при резидуальной органической патологии достоверно значимой оказывается нежеланность появления ребенка. О беременности узнают случайно, не следят за ней и нередко пытаются прервать ее. Риск органических повреждений также более высокий у позднородящих женщин.

Дизонтогенез

Общие закономерности психического дизонтогенеза раскрыты В. В. Ковалевым в рамках разрабатываемой им эволюционно-динамической концепции детской психиатрии (Ковалев В. В., 1981). Дизонтогенез может затрагивать разнообразные стороны развития, в том числе половое созревание (Лебединская К. С., 1973).

Моделями дисгармонического психического развития являются невропатии и патологические развития личности — аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы (Лебединский В. В., 1985).

Проявления психического дизонтогенеза по типу дисгармонии формирования личности и парциальной задержки развития относятся к факторам психического риска первого порядка и встречаются у 30% городской популяции детей (Ковалев В. В., Козловская Г. В., 1980).

Дизонтогенез при неврозах — это прежде всего проявление неравномерности развития, темпа созревания психических и физических функций. Встречаясь главным образом в первые годы жизни, неравномерность развития зависит от совместного действия многих факторов.

Конституциональный фактор — это общность темпа развития с кем-либо из родителей или прародителей, которые, к примеру, также несколько позднее или раньше стали говорить или ходить. Неравномерность развития зависит и от темпа развития психических процессов и особенностей становления темперамента детей.

Неравномерным будет становление темперамента у детей при наличии разных, особенно контрастных, темпераментов родителей. Вначале, как показывают наблюдения, может преобладать влияние холерического (или флегматического) темперамента одного из них, вызывая некоторое ускорение (или замедление) психического развития ребенка.

В дальнейшем флегматический (или холерический) темперамент другого родителя способен несколько замедлить (или ускорить) темп развития, т. е. восстановить его до обычного, свойственного большинству детей.

Темп развития может снова меняться в подростковом возрасте, когда у одних подростков нарастают подвижность, энергичность, стремительность и возбудимость, а у других усиливаются медлительность и заторможенность. Обычно только с окончанием подросткового возраста можно говорить об индивидуально стабильном типе темперамента.

По разработанной нами шкале — «опережение психического развития в первые годы жизни» — наблюдается тенденция к более высоким показателям, чем в норме, у детей, впоследствии заболевающих неврозами. В большей степени это заметно у детей с неврастенией.

Другая шкала — «латентность — замедление раннего развития» — показывает меньшую выраженность по сравнению с нормой. Таким образом, обе шкалы независимо друг от друга подтверждают наличие некоторого опережения раннего развития у детей с неврозами.

«Латентность развития» более свойственна детям, заболевающим неврозом страха.

Отдельно изучены такие показатели, как развитие речи, время начала ходьбы, рост. Раннее развитие речи отмечается у 28% мальчиков и 34% девочек; соответственно возрасту — у 57 и 56%; некоторое отставание — у 15 и 10%.

Опережение времени начала ходьбы выявлено у 38% мальчиков и 48% девочек; начало ходьбы в год — у 49 и 43%; некоторое отставание — у 13% мальчиков и 9% девочек.

Рост выше среднего имеют 27% мальчиков и 29% девочек: средний — 64 и 56%; ниже среднего — 9 и 15%. Таким образом, по приведенным показателям, опережение развития также преобладает над его задержкой.

При опережении речевого и общего психического развития относительно большее число мальчиков имеют холерический темперамент. При адекватном возрасту психическом развитии на первое место выходит сангвинический темперамент.

При замедлении психического развития возрастает удельный вес флегматического темперамента, который, однако, не выражен чаще сангвинического. У девочек подобные соотношения не заметны.

Таким образом, у мальчиков более выражена связь между темпом психического развития и темпераментом.

Темперамент

В классическом варианте темперамент — проявление темпа психических процессов (Стреляу Я., 1982). Свойства темперамента можно определить также, как энергетическую характеристику психических свойств (Мерлин В. С., 1973). Темперамент подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания (Стреляу Я., 1982).

Известна точка зрения И. П. Павлова на преобладание крайних типов темперамента при неврозах (Павлов И. П., 1938). По мнению В. Н.

Мясищева, состояние тревоги и страха, тревожной мнительности, обидчивости и взрывчатости, реализуясь в зависимости от темперамента, вызывают реакции эмотивного характера, переходящие в состояние невроза при непонимании со стороны окружающих (Мясищев В. Н., 1973). В концепции В. И.

Гарбузова основное патогенное противоречие при неврозах заключается в несоответствии средового влияния врожденному типу реагирования — темпераменту (Гарбузов В. И., 1977). Последний В. И. Гарбузовым рассматривается в измерениях холерического, сангвинического и флегматического темперамента.

Меланхолический темперамент объединен с флегматическим, поскольку встречается редко в детском возрасте и представляет, скорее, клинический вариант, чем вариант нормы. Подобного мнения придерживаемся и мы, так как это позволяет к тому же более равномерно распределить темперамент по полярной шкале «холерик — сангвиник — флегматик».

В качестве ведущего критерия темперамента нами используется темп протекания психических и моторных реакций. Соответственно, холерик при интервью определяется как «быстрый, стремительный, быстро говорит, думает, делает»; флегматик — как «медлительный, неторопливый, медленно говорит, думает, делает»; сангвиник — как среднее двух характеристик.

Данные о темпераменте 119 детей и подростков с неврозами получены при интервью с родителями и наблюдениях за спонтанной деятельностью детей в совместных играх.

Получено следующее распределение холерического, сангвинического и флегматического темперамента: у мальчиков он встречается соответственно в 29—39 — 32%; у девочек — 17,5—50 — 32,5%. Обращает внимание отсутствие существенных отличий в типах темперамента у мальчиков.

У девочек более заметно преобладает сангвинический темперамент, затем идет флегматический: наименее выражен холерический темперамент.

Оценка родителями темперамента 90 детей и подростков с неврозами в возрасте 7—15 лет сравнивалась с аналогичной оценкой у 282 школьников того же возраста в норме.

Выраженность холерического темперамента одинакова при неврозах и в норме; сангвинический темперамент относительно чаще, а флегматический — реже встречается в норме.

Уменьшение числа детей с сангвиническим темпераментом и увеличение с флегматическим темпераментом может быть известным отражением болезненной заторможенности у детей с неврозами.

Оценка родителями своего темперамента не показывает преобладания его крайних типов у матерей и отцов детей с неврозами.

Рассмотрим контраст темпераментов у родителей и детей (холерического, с одной, и флегматического — с другой стороны). Матери чаще находят свой темперамент и темперамент мальчиков контрастным, чем отцы, соответственно в 35 и 20%.

У девочек, наоборот, отцы чаще считают свой темперамент с ними контрастным (44%), чем матери (21%). Следовательно, родитель противоположного с ребенком пола склонен чаще обнаруживать контраст в темпераментах, чем родитель того же пола.

При холерическом темпераменте наибольшим патогенным действием обладают чрезмерные ограничения со стороны родителей и других взрослых в семье. Происходит заострение возбудимости, активности и непоседливости этих детей, напоминающее гиперактивность. «Отсутствие тормозов», возбудимость и непоседливость проявляются в основном дома, в травмирующей обстановке.

Постоянная стимуляция детей с флегматическим темпераментом оказывает тормозящий эффект. Они становятся инертными и вялыми, замедленными и «копушами». Холерический и флегматический темпераменты, таким образом, оказываются более чувствительными к издержкам отношения родителей.

Но и сангвинический темперамент уязвим, если он представляет, как это нередко бывает у детей с неврозами, неустойчивое возрастное сочетание крайних типов темперамента родителей. Например, темперамент ребенка может напоминать в чем-то холерический темперамент одного и флегматический темперамент другого родителя.

В этом случае патогенно значимыми будут как чрезмерные ограничения, так и избыточная стимуляция активности детей со стороны родителей.

Общей в рассмотренных ситуациях будет безуспешность попыток родителей «исправить» природный темперамент детей — попыток, оборачивающихся перенапряжением их психофизиологических возможностей и неврозом.

Источник: https://scibook.net/klinicheskaya-psihologiya-knigi/rezidualnaya-tserebralnaya-organicheskaya-19979.html

Причины заболевания

Исследователи резидуальной церебральной органической недостаточности утверждают, что симптомы заболевания возникают в утробном и перинатальном периоде из-за поражения нервной системы.

В «группе риска», по мнению врачей, находятся беременные женщины после сорока лет. Хотя встречаются случаи рождения малышей данной патологии среди рожениц помоложе.

Выделяют несколько причин, провоцирующих развитие данного заболевания:

  • отслоение плаценты, вследствие чего формируется нарушения мозгового кровообращения и кислородное голодание;
  • вирусное инфицирование будущей мамочки, особенно в первом триместре беременности;
  • психоэмоциональные нарушения в течение беременности (тревожные, стрессовые и депрессивные состояния);
  • неудачное прерывание беременности;
  • злоупотребление вредными привычками (алкоголь, курение, употребление веществ наркотического содержания);
  • проживание в экологически загрязненных районах, вдыхание радиоактивных веществ;
  • использование витаминизированных лекарственных средств, БАДов;
  • малоподвижность и пассивный способ жизни;
  • кислородное голодание будущей мамочки во время вынашивания плода;
  • преждевременные роды;
  • физиологическая несовместимость матери и плода (конфликт резус-фактора);
  • анестезия во время проведения оперативного вмешательства или при кесаревом сечении;
  • травмирование при естественных родах;
  • травмирование малыша после родов в быту;
  • инфекции перинатального периода.

Симптомы

Для определения диагноза потребуется тщательное наблюдение, так как симптоматика заболевания похожа на неврозы.

Резидуальные нарушения связывают с комплексом симптомов:

  • повышенным внутричерепным давлением. Этот симптом считается общим для патологий головного мозга, поэтому потребуется использование инструментальных методов (эхоэнцефалограммы, исследование глазного дна ребенка);
  • астеническим синдромом, при котором наблюдается общая слабость малыша, утомляемость и сонливость;
  • нервное подергивание век, губ и плеч;
  • нарушения пищеварения;
  • «мраморный» вид кожных покровов, повышенный уровень потоотделения конечностей;
  • реакции организма на изменения погоды. Ребенок начинает капризничать или, наоборот, становиться вялым. Пульс при этом учащается, наблюдается скачкообразность артериального давления;
  • патологии в работе вестибулярного аппарата. Малыша тошнит на аттракционах в парке, езде в транспорте;
  • постоянные тревожные состояния, чрезмерный плач, частая смена настроения;
  • отрицательные реакции на свет и громкий звук;
  • биополярность моторных нарушений. Такие дети могут быть вялыми, медлительными, медленно включаются в любую деятельность, слабо концентрируют внимание. Они неактивны в школе, быстро устают и требуют отдыха. В иных случаях наоборот наблюдается гиперактивность и импульсивность. Такие дети в школе неусидчивые, возбуждены и суетливы.

О появлении резидуальной церебральной органической недостаточности свидетельствуют внешние нарушения в строении черепа, челюсти и зубов, ушей, широко расставленных глаз.

Что рекомендуется

Необходимо создать социальные условия, в которых пациент будет чувствовать себя максимально комфортно. В комплекс реабилитационных мероприятий обязательно должны быть включены следующие компоненты:

  • медикаментозная терапия;
  • ЛФК (лечебная физическая культура);
  • трудотерапия.

При диагностике отсроченных осложнений церебральной недостаточности является обязательным создание таких условий жизни, в которых пациент бы не чувствовал своей ограниченности.

Реабилитация у детей проходит значительно легче и эффективнее из-за высокого в них уровня регенеративных процессов и значительных возможностей для нейропластичности. Поэтому, как правило, у них не отмечается отсроченных осложнений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]