Все мы имеем различные пристрастия и привычки. У кого-то они более безобидные: переедать на ночь и грызть ногти, а у кого-то довольно опасные для здоровья: алкоголизм и курение. Но зачастую, когда дело доходит до избавления от неприятных и вредных привычек, многие люди не могут себя перебороть.
Встает вопрос: как избавляться от вредных привычек?
Для избавления от таких зависимостей специалистами в области психологии было создано много способов. Современное направление в психологии – НЛП предлагает техники, которые в отличие от классических (кодирование, медикаментозное лечение), не оказывают прямого влияния на психику и позволяют сохранить личностное ядро человека.
Одна из таких техник перепрограммирования – техника взмах. И в этой статье мы подробно рассмотрим данную технику перепрограммирования подсознания.
Примечание:
даже при самостоятельном освоении, техника взмах отлично подходит для избавления от целого набора вредных привычек.
Как избавляться от вредных привычек. НЛП. Техника взмах.
Техники, применяемые специалистами в области НЛП, предполагают ненасильственную коррекцию нежелательного поведения с помощью моделирования желательного образа.
Большую часть работы выполняет сам пациент, что позволяет достаточно дистанцироваться от психолога и не посвящать его в подробности, которые хотелось бы оставить в секрете.
Задача специалиста – объяснить технику и следить за правильностью и эффективностью исполнения, при необходимости корректируя и направляя процесс.
Также, плюс этой техники заключается в том, что ее можно освоить самостоятельно.
Большинство вредных привычек имеют рефлекторную природу, то есть человек совершает определенные действия чаще всего неосознанно, повинуясь влиянию каких-либо факторов.
Техника взмах доказала свою эффективность в борьбе с такими формами зависимости. Как большинство методов НЛП, она довольно проста, логична и доступна каждому.
Глава первая. Что такое НЛП?
Так что же такое нейролингвисти́ческое программирование? НЛП – это самостоятельная область знаний в практической психологии. Она изучает структуру субъективного опыта людей, их мыслительные и поведенческие стратегии. Иными словами, НЛП изучает связи между внешним поведением людей и их подсознанием и наоборот.
Сложно представить, но наши мысли, настроение и даже то, как мы смотрим на мир, с помощью НЛП можно считывать без особых усилий. Более того – используя методы НЛП, без труда можно подчинить своей воле любого человека и руководить его действиями. При этом все процессы НЛП настолько естественны, что мы постоянно встречаем их в нашей жизни.
Понятие «нейролингвистическое программирование» включает три части:
«Нейро» означает, что НЛП базируется на пяти чувствах восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус).
«Лингвистическое» указывает на использование слов и звуков для того, чтобы достучаться до подсознания. Немаловажную роль в этом играет «язык тела», который часто красноречи́вее слов.
Программирование – формулирование устной или негласной команды для управления сознанием, чувствами или побуждениями как самого себя, так и другого человека.
Этапы работы с техникой взмах
Этап №1
Первый шаг на пути к новой жизни – осознание проблемы и ее негативного влияния на жизнь. Для этого необходимо ответить себе на вопросы:
- Зачем я делаю то, что составляет мою привычку (курю, пью, много ем, и т.д.)?
- Как это влияет на мою жизнь?
- Какие выгоды она мне приносит?
Этап №2
Второй этап это определение мотива:
- Чего я хочу добиться, избавившись от привычки?
- Какие положительные стороны у жизни без (сигарет, алкоголя и т.п.)?
Этап №3
Третий этап: выяснение образа «пускового ключа», с которого стартует тяга к совершению вредных действий («я курю, потому, что окружающие действуют мне на нервы или мне становится скучно», «я грызу ногти, когда нервничаю или нечем заняться», «я переедаю, когда сижу перед телевизором»).
Необходимо создать четкий образ, картинку, символизирующую «пусковой ключ»: рука с сигаретой, бокал с алкоголем, покрасневшие кончики пальцев от обглоданных ногтей, орущий начальник и т.д. – образ должен четким, убедительным и выглядеть, как нежелательный.
Этап №4
Четвертый этап создание «позитивного образа», который должен получиться, если вы оставите свою зависимость: веселый и здоровый облик, гордость, когда вы сообщаете своим знакомым о том, что бросили курить, одежда, в которую вы смогли влезть, после того, как бросили переедать, красивый маникюр и т.д.
Этап №5
На следующем этапе необходимо вызвать образ «пускового ключа», потом заменить его на «позитивный образ», сделать перерыв и повторить все сначала. Скорость смены образов должна постепенно увеличиваться, можно помогать себе внешними раздражителями: щелчком или взмахом руки.
Со временем образ «пускового ключа» должен стать более тусклым и менее привлекательным, в отличие от «позитивного». Если этого не происходит, то откорректируйте используемые образы, сделайте их эмоциональную окраску более яркой.
Таким образом, при помощи техники взмах можно самостоятельно избавиться от привычек, которые негативно влияют на здоровье или облик человека, не насилуя собственную психику и не прикладывая титанических усилий к борьбе с самим собой.
Дополнительно о технике взмах, а также о том как избавляться от вредных привычек, можете узнать из выступления Гордеева Михаила Николаевич, курса НЛП-практик.
Текст книги «НЛП. Программа «Счастливая судьба». Ставим, запускаем, используем!»
Глава 2. Работа с образами «Я»
Когда творит воображенье формыНеведомых вещей, перо поэта,Их воплотив, воздушному ничтоДает и обиталище и имя.
У. Шекспир
По единому взмаху
Роли и образы себя.
Хотел бы вернуть вас на за землю, дабы вы не зазнались. Несмотря на все успехи, достигнутые вами в совершенствовании самого себя «судьбы для и жизни ради» (а после формулирования и программирования результата, вы, скорее всего, уже получили первые результаты), к подлинному «судьбоносному самосовершенствованию» вы только еще приступаете. Суть его как раз и заключается в создании вашего Нового «Я», каковое позволит вам буквально схватить за хвост синюю птицу удачи. Для любителей теории уточню, что это самое Новое «Я» состоит из множества (к счастью – ограниченного),
«Я» больших, «Я» средних и «Я» малых
. Первые «Я» (большие) составляют суть вашей натуры («Я как человек» или «Я как мужчина/женщина» и т. п.). Вторые «Я» (средние) вы применяете и используете в достаточно обобщенных классах ситуаций («Я как специалист» или «Я как супруг» и т. п.), тогда как малые «Я» определяют вашу реакцию в конкретных ситуациях («Я перед начальником», «Я в ресторане с официантом» и т. д.). В современной социальной психологии для описания всего множества «Я» используется понятие
ролевой набор
(как совокупность всех «Я» человека, реализуемых в виде привычно исполняемых им ролей). Однако мы занимаемся не психологией, а нейролингвистическим программированием. НЛП не постулирует, а скорее «пресуппозицирует» (явно или неявно предполагает) следующее.
Во-первых, каждое из средних и маленьких «Я», входящих в систему «Я» большого, можно представит в виде отдельных самоидентичностей человека, образующих своеобразную иерархию. Например, такое негативное качество, как трусость, может быть едва ли не определяющим элементом Большого «Я» («я трус по сути и естеству, и вообще – тварь дрожащая»), одновременно представая в «Я» среднем («я трусливый мужчина») или в маленьком «Я» («я боюсь встреч с хулиганами»).
Во-вторых, за каждым из наших «Я» стоит такое обобщенное образование, как Образ Самого Себя (ОСС), – своеобразная «оболочка», объединяющая множество более мелких программ (поведения, состояния и даже убеждений) и задающая параметры их функционирования. Из этого следует, что, изменив соответствующий ОСС, можно изменить способ действий и взаимодействий составляющих его программ. Интересно, что, не изменив ОСС, нечего и браться за более мелкие программы, ибо воистину «в старые меха не нальешь новое вино» – быстро скиснет (т. е. программы могут прийти в противоречие с вашим ОСС и тихо угаснуть). И значит, ОСС, определяющий вашу самоидентичность, – это едва ли не главный (и уж точно центральный) элемент любого самосовершенствования. Важно только помнить, что он может быть внеконтекстным
(т. е., как я уже писал выше, проявляться практически повсеместно),
ширококонтекстным
(реализовываться в большинстве случаев) и
контекстным
(включаться в определенных ситуациях). Поэтому для изменения больших, средних и малых «Я» необходимо подбирать соответствующие психотехнологии – контекстные, ширококонтекстные и внеконтекстные…
Сущность и особенности психотехнологии взмаха.
«Образ-ное», или, иначе, «ролевое», самосовершенствование мы начнем с освоения психотехнологии взмаха, в которой как раз и используется такое мощнейшее психологическое образование, как Образ Самого Себя. Напоминаю, что ОСС является для нашего бессознательного своеобразной записью программы поведения и действий, а также эмоционального и даже «умственного» реагирования (в соответствующей ситуации или вообще по жизни). Если же ОСС неэффективен, то и ситуация и жизнь становятся заведомо проигрышными. И тогда, право же, стоит предложить собственному бессознательному новый, эффективный ОСС, который отныне будет программой поведения в этой ранее проигрышной, а теперь вполне удачной жизни и ситуации. Так что психотехнология взмаха может использоваться вами для перепрограммирования себя прямо и непосредственно. Применяя первый ее вариант – так называемый
контекстный взмах,
– мы меняем себя как раз для ситуаций, в которых не проявляем нужного качества или свойства психики. Помните пункт «условия» во фрейме хорошо сформулированного результата, где спрашивается о том, где, когда и с кем вам нужно искомое? Так вот, если вы смогли определить некоторое ограниченное количество ситуаций, в которых, скажем, проявляете прямолинейность, в то время как вам необходима гибкость поведения (боже, до чего же мне надоел этот дидактический пример!),
контекстный взмах
– это то, что вам нужно. Но если подобных ситуаций множество, вам необходим
ширококонтекстный взмах
. А если вы просто, так сказать, «по жизни» прямой, как эталонный метр, вам нужен другой вариант «взмаховой» психотехнологии –
внеконтекстный взмах
. Рассмотрим все три варианта данной весьма и весьма эффективной психотехнологии, причем очень и очень основательно. Это необходимо не набора текста ради, а для достижения вами полного понимания сути серьезной работы с образами Я.
Упрощенная модель техники взмаха
(контекстного) была детально описана одним из «отцов» НЛП, Р. Бэндлером в книге «Используйте свой мозг для изменения».
1. Выясните контекст
, т. е. сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?
2. Определите картинку-триггер
(«пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована (т. е. вы видите ее своими глазами и не видите себя в этой картине). Многие в этот момент находятся на «автопилоте». Поэтому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать нежелательному поведению, чтобы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер. Если же вы сейчас занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду следующее. Поскольку это стимул некой реакции, которая вам не нравится, с картиной должно ассоциироваться хотя бы что-то неприятное. Чем более это неприятно, тем лучше сработает техника.
3. Создайте образ результата
(нового себя). Сделайте (сконструируйте и вообразите) этот образ – каким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «поломались» или «застряли», не было бы для вас проблемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который «экологичен» и действительно привлекателен. Образ должен привлекать и нравиться вам.
4. Взмах.
Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивается в размерах и в степени яркости, перекрывая первую картину, которая так же быстро потемнеет и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины снова – пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!
5. Проверка.
Теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным.
Другой способ проверки – поведенческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.
Все, что вам необходимо сделать, чтобы избавиться от прямолинейности и обрести гибкость поведения (напоминаю: при условии, что «прямолинейность» проявляется у вас в отдельных ситуациях), так это вспомнить, где именно и в чем конкретно вы ведете себя прямолинейно. Затем необходимо определить «пусковую картинку» проявления прямолинейности и далее вообразить себя преисполненным гибкости. После чего следует пять – семь раз «махнуть» обе картинки по вышеописанной схеме.
У вас может возникнуть одно, но существенное затруднение, связанное с поиском нового образа себя. Однако оно является скорее мнимым, и ваш поиск заметно облегчится, если вы поймете, что образ этот можно не только вспомнить, но и вообразить,
как бы «скалькировать» нового себя с кого-нибудь из знакомых, на знающем подобных трудностей, или даже с литературного или киногероя (что в этой ситуации сделали бы Супермен или Бэтмен?). Обычно я предлагаю своим клиентам применить следующую
технику создания желаемого образа себя
.
1. Отыщите реального человека или воображаемого «героя», который способен эффективно и «экологично» справиться с представляющей для вас затруднение ситуацией.
2. Разверните эту ситуацию как кинофильм или видеоклип и несколько раз посмотрите, как именно этот человек или герой действует в ней, «играя» свою «роль».
3. Теперь, если вас устраивает образ этих действий, «выньте» этого человека или героя из первого кадра фильма или клипа и «вставьте» туда себя. Еще несколько раз просмотрите фильм или клип, в котором вы сами исполняете «главную роль», действуя так, как до вас поступал выбранные за образец киногерой или знакомый вам человек. Изменяйте все, что вас не будет устраивать в «своем» поведении на «экране», используя собственное воображение.
4. И наконец, как следует наигравшись, «извлеките» из фильма или клипа свой собственный новый эффективный образ и уже с ним осуществите изменение с помощью техники взмаха.
Если взмах не получился, значит, что вы что-то сделали не так. Что именно? Скорее всего, нарушили одно из условий эффективных «взмахов», которые приводят в книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами» К. и С. Андреас.
1. Одновременность (синхронность).
Для эффективности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили одновременно, т. е. чтобы картинка-триггер синхронно заменялась на новый ОСС.
2. Направление.
Взмах «работает», если его делают только в одном направлении – от картинки-триггера к желаемому ОСС. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние («сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если вы работали с открытыми глазами (для чего посмотрите на любые окружающие вас предметы). Или просто открывайте глаза, если во время взмаха они были закрыты.
3. Скорость.
Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала вы можете медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Но во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.
4. Повторение.
Для закрепления результата взмаха обычно достаточно трех – пяти повторений. Если же этого не происходит, то после десяти повторов вам необходимо будет внести какие-то изменения в процедуру, дабы техника эта «заработала».
Полное описание техники.
Рассмативашаяся нами процедура представляет одно из первых описаний техники взмаха, которое, возможно, было намеренно упрощено Р. Бэндлером. Поэтому ниже я привожу заметно более полное, «классическое» ее описание – технику классического взмаха (по: Р. Болстад, М. Хэмблетт, К. Дайер-Хурайа. «Pro fusion. Модель изобилия и психического благополучия. НЛП и энергетические практики Востока»).
1. Попробуйте понять стратегию, которая всегда приводит вас к негативным последствиям. Мы имеем в виду ситуации, в которых вы ведете себя нежелательным для себя образом и хотели бы изменить свое поведение. Например, это может быть переедание, курение, неумение общаться с людьми, депрессия или тревожность. Необходимое условие состоит в том, что подобная ситуация должна была неоднократно возникать в прошлом и вы не исключаете, что она повторится в будущем.
2. Вспомните, какие зрительные впечатления провоцируют ваше проблемное поведение. Для курильщика это может быть лежащая на столе пачка сигарет. Тот, кто легко взрывается, выплескивая гнев на окружающих, часто реагирует на определенное выражение лица у другого человека. То есть вы извлекаете ключевой образ, который автоматически запускает образ так же ярко, как и в реальной жизни. Затем отведите его в сторону, глубоко вздохните и очистите свой «внутренний экран».
3. А теперь создайте воображаемый образ себя, пребывающего в ресурсном состоянии, уверенного в себе и обладающего множеством возможностей выбора. Представьте себе, что ваша проблема (проблемное поведение) только что разрешилась и исчезла. Нет нужды представлять, что вы для этого предприняли. Вы просто знаете, что проблема решена. Вам это известно по выражению собственного лица, по положению своего тела и осанке. Это как если бы вы только что стали чемпионом и осознаете, что вам все по плечу. Используйте некоторое время на то, чтобы сделать этот образ большим и ярким. Почувствуйте, что он действительно мотивирует вас.
4. Проверьте, насколько экологично это новое состояние. Спросите себя: «Не возражает ли какая-то часть меня против моего нового образа самого себя?» Если вы чувствуете, что такие возражения есть, хорошо. Попросите ту часть себя, у которой возникли возражения, отрегулировать полученный образ. Пусть этот образ станет еще более ресурсным и будет удовлетворять требованиям всех частей вашей личности. Полюбуйтесь созданным образом, рассмотрите его со всех сторон.
5. Теперь приступайте к подготовке процесса изменений.
Поместите большую и яркую картинку запускающего ключевого образа проблемной ситуации в рамку перед собой. Ресурсный образ себя затемните, уменьшите в размерах и поместите в маленькую рамку, расположив ее в центре ключевого образа (который ранее запускал у вас проблемное поведение).
Когда вы начнете процесс изменения, маленькая темная рамка с ресурсным образом очень быстро увеличится в размерах, станет ярче и заполнит весь ваш внутренний экран. Ключевой образ, наоборот, потемнеет, резко уменьшится в размерах и затем исчезнет.
Вы можете сопровождать увеличение вашего ресурсного образа любым свистящим или шипящим звуком, который, подобно спецэффектам в фильмах С. Спилберга, добавит процессу драматизма изменениям. Некоторые люди придумывают что-то другое. Вообразите, что именно так все происходит! Все остальное сделает ваше подсознание. Именно оно обеспечивает успешные изменения.
Как только вы произвели этот молниеносный «взмах» – замену ключевого образа на яркий ресурсный образ себя – и ощутили собственную силу и уверенность в себе, очистите внутренний экран.
6. Очистив внутренний экран, снова разверните картинку с запускающим образом. Поместите затемненный маленький ресурсный образ себя в центр ключевого образа. Запустите весь процесс еще раз. Затем опять очистите внутренний экран. С каждой новой попыткой вам будет все труднее и труднее разворачивать ключевой образ. Шести «взмахов» обычно бывает достаточно, чтобы ключевой образ перестал появляться.
7. А теперь еще раз попытайтесь представить себе саму проблемную ситуацию. Если вам это удалось, обратите внимание на то, что изменилось. Что вы теперь думаете о подобных ситуациях? Как повлияли происшедшие изменения на вашу жизнь?
Совсем чуть-чуть о субмодальностях.
Есть, к сожалению, одно печальное обстоятельство, которое, как ложка дегтя, портит большую бочку меда «взмаховой» психотехнологии. Дело в том, что рассматривашиеся нами выше техники предполагали использование для осуществления изменений
размера
и
яркости.
Обе эти характеристики «изображения» входят в список других характеристик визуальной модальности (надеюсь, вы не забыли, что это всего-навсего способ восприятия и кодирования информации через внешние и внутренние образы – т. е. все, что вы видите вне и внутри себя?). В НЛП они называются
субмодальностями.
Имеются в виду «под-модальности», т. е. характеристики того, что вы видите в визуальной модальности: яркость, «цветность», контрастность, глубина, размеры, четкость изображения и пр. С помощью субмодальностей бессознательное кодирует все и вся (в том числе и хорошее и плохое). Для примерно 70–80 % людей хорошее обычно бывает большим и ярким, что и обусловливает использование этих двух субмодальностей в психотехнологии взмаха. Но если вы принадлежите к оставшимся 20–30 % людей, вам, право же, стоит поискать другие характеристики «изображения» с точки зрения того, что лишает картинку-триггер силы, а образ самого себя, наоборот, делает весьма привлекательным. Ниже приводится весьма пространное описание этой процедуры, которое я называю
«техника взмаха – полный вариант»
(по: Дж. О’Коннор, Дж. Сеймор «Введение в НЛП». С изменениями).
Прежде всего определите конкретное поведение, которое вы хотите изменить. Вы можете взять определенную ситуацию, в которой хотели бы реагировать более разумно (например, имея дело с конкретным человеком).
1. Отнеситесь к этому ограничению как к достижению. Как вы узнаете, когда следует запускать проблемное поведение? Какие конкретно триггеры вызывают его? Вообразите, что вам необходимо научить кого-нибудь этому ограничению. Что ему необходимо было бы делать, с чего начать? Всегда должен существовать определенный конкретный триггер, который запускает эту реакцию. Если это внутренний триггер, возникающий в вашем мышлении, сделайте из него образ именно так, как вы его переживаете. Если это внешний триггер, нарисуйте его в точности таким, каким он появляется: ассоциированную картинку (взмах легче всего проводить с визуальными образами, хотя можно осуществить его и в аудиальной и кинестетической системах).
2. Идентифицируйте по крайней мере две визуальные характеристики запускающей картинки, которые изменяют вашу реакцию на нее. Для большинства людей увеличение размера и яркости образа усиливает его воздействие. Тем не менее могут существовать другие, не менее эффективные характеристики. Испытайте выбранные характеристики на другом образе и убедитесь, что они создают желаемый эффект. Это должны быть такие характеристики, которые вы можете плавно переводить из одного состояния в другое. Прервите это состояние, подумав на минуту о чем-нибудь другом, прежде чем продолжить.
3. Далее подумайте о том, каким бы вы хотели стать (человеком, который реагировал бы уже по-другому и не имел бы этих ограничений). Каким бы вы увидели себя, если бы уже совершили желаемое изменение? У вас появилось бы больше вариантов выбора, вы приобрели бы новые способности, вы стали бы ближе к той личности, которой хотите быть. Это должен быть ваш собственный образ, обладающий желаемыми качествами, а не какое-то конкретное поведение. Картинка должна быть диссоциированной, чтобы мотивировать и привлекать к себе. Ассоциированная картинка даст вам ощущение, что изменение уже произошло и, следовательно, не будет вас мотивировать. Убедитесь в том, что новый Я-образ экологичен, что он согласуется с вашей личностью, вашим окружением и отношениями с другими людьми. Возможно, вам понадобится сделать некоторые регулировки этого образа. Подумайте о тех ресурсах, которыми будет обладать этот Я-образ. Он будет нуждаться в ресурсах при осуществлении намерения старого поведения. Убедитесь, что этот образ уравновешен, правдоподобен и не является тесно связанным ни с одной конкретной ситуацией. Убедитесь также, что этот образ достаточно притягателен и что он производит значительные сдвиги к более позитивному состоянию. Теперь прервите состояние и подумайте о чем-нибудь другом.
4. Возьмите картинку-стимул и сделайте ее большой и яркой (если вы выбрали эти характеристики в качестве «работающих»). В углу картинки поместите маленькую темную фотографию нового Я-образа. Теперь возьмите большой и яркий образ ограничения и очень быстро превратите его в маленький и темный, в то время как новый Я-образ становится большим и ярким. Здесь очень важна скорость. Убедитесь в том, что стирание старого образа и рост нового происходят одновременно. Может оказаться полезным, если вы вообразите или на самом деле произнесете звук, изображающий этот процесс: «Взмах!» Пусть этот звук отражает возбуждение, которое вы испытываете относительно превращения в новый Я-образ. Очистите экран. Повторите то пять раз быстро.
Мозг работает быстро. Случалось ли вам когда-нибудь описывать человеку какой-то процесс и замечать, что он выполняет его по мере вашего описания? Вы совершенно правы. Он делал это. (Подумайте о своей входной двери… но пока не входите!). Ненадолго очищайте экран после каждого взмаха, глядя на что-нибудь другое. «Обратный взмах» будет зачеркивать прямой взмах. Убедитесь в том, что вы купили билет только в один конец. Если взмах не работает после пяти повторений, не упорствуйте. Возьмите на вооружение свою способность к творчеству. Может быть, следует подобрать другие визуальные характеристики или желаемый Я-образ недостаточно притягателен. Это обязательно должно сработать. Кто сможет сохранять проблемное поведение в своем правом полушарии перед лицом столь заманчивых новых возможностей?
5. Когда вы выполните предыдущие шаги, испытайте результат присоединением к будущему. Подумайте о триггере. Вызывает ли он ту же самую реакцию? В следующий раз, когда вы окажетесь в такой ситуации, наблюдайте за новой реакцией. Техники НЛП, как и сам мозг, работают быстро и эффективно. Мы эффективно взмахиваем себя во всякого рода беспокойства, сами того не замечая. Теперь мы сможем сознательно использовать тот же самый процесс для продвижения к чему-то более привлекательному. Эти техники продемонстрируют вам, как можно быстро внести изменения без напряжения и боли.
Расширение контекстов взмаха.
Все вышеописанные варианты использования техники взмаха относятся к контекстным, из-за чего внедренные в бессознательное Образы Самого Себя «включаются» преимущественно в соответствующих классах ситуаций при предъявлении соответствующего
внешнего
триггера. Конечно, нельзя исключить ситуацию, при которой у клиента НЛП-психокоррекции произойдет своеобразная генерализация образа, и по ранее описанному «эффекту ряби» тот же, например, уверенный ОСС распространится на большую часть, а то и на все аналогичные взаимодействия (и не только). Если вы будете помнить об этой возможности, то сможете воспользоваться двумя вариантами
ширококонтекстного взмаха
:
с использованием внутреннего триггера;
с расширением контекста.
В случае использования внутреннего триггера мы идем вглубь, исходя из того, что за внешним визуальным триггером практически всегда присутствует триггер внутренний и кинестетический, который как раз и становится «последней инстанцией» в запуске соответствующего ОТЕ (операции, тесте и выходе). Как правило, этот ранее игнорировавшийся классическим НЛП внутренний триггер един для целого ряда триггеров внешних и его применение резко расширяет возможности психотехнологии взмаха. Например, давным-давно ко мне обратилась женщина, которая испытывала растерянность всякий раз, когда сталкивалась с откровенным хамством прохожих, знакомых, продавцов, начальников и т. п. Так вот, именно это состояние растерянности мы и применили в психотехнологии ширококонтекстного взмаха с использованием внутреннего (кинестетического) триггера.
1. Определите и, возможно, как-то обозначьте класс ситуаций, в которых вы устойчиво демонстрируете неадекватные состояния и поведение (например, при встречах с авторитетными людьми вы чувствует растерянность, начинаете потеть).
2. Мысленно «просмотрите» не менее трех «фильмов» о себе в подобных ситуациях – как диссоциированно, так и ассоциированно – и определите некое ощущение (скорее всего, общее для всех трех ситуаций), т. е. сигнал того, что сейчас вы почувствуете растерянность и у вас выступит пот.
3. Любым образом (используя якоря – см. следующую главу – или просто по желанию) научитесь произвольно вызывать обнаруженный кинестетический триггер.
4. Теперь подберите «беспроблемный» ОСС («тот, для которого это не проблема») и осуществите взмах по схеме:
кинестетический триггер
–
ОСС
–
сепарация
5. После пяти – семи повторений проверьте результат, произвольно вызвав ощущение триггера, но уже не инициируя Образ Самого Себя. Если этот ОСС появится сам собой или прежние ощущения (растерянность и потливости) никак себя не проявят, похвалите себя за хорошую работу.
Во втором случае – взмаха с расширением контекста – мы используем ширококонтекстный вариант данной психотехнологии, представленный в работе С. Андреас, К. Герлинга, Ч. Фолкнера, Т. Халлбома, Р. Макдональда, Д. Шмидта и С. Смита «Миссия НЛП».
1. Осуществите классическую процедуру взмаха необходимое количество раз.
2. Сделайте взмах еще один раз и представьте, что сейчас вы будете физически держать в руках новый ОСС. Вытяните руки и прикоснитесь к нему, после чего размножьте этот ОСС, сделав его цветные копии, так, чтобы все они напоминали вам большую колоду карт.
3. Теперь оставьте перед собой один образ, а остальные отпустите в воздух. Смотрите, как вокруг вас начинают «опадать» все новые ОСС. Они создают концентрические круги, расширяющиеся на огромное расстояние во всех направлениях и заполняющие ваше прошлое, настоящее и будущее. Представьте себе ряды располагающихся вокруг вас ОСС, которые дарят вам уверенность и силу.
Внеконтекстный взмах.
Следует заметить, что, в последние годы в нейропрограммировании наметился этакий крен к использованию внеконтекстных взмахов. В последних – внимание! –
в качестве триггера используется
не картинка, ощущение или звук проблемной ситуации, а ваш собственный
негативный (нересурсный) ОСС!
Например, такое авторитетное издание как «Психотерапев-тическая энциклопедия» в статье «Методики визуализации» рассматривает взмах как пример интеграции проблемного образа и ресурса, когда суть взмаха заключается в том, что в проблемный образ помещается ресурсный образ (это у нас новый и сильный вы), вытесняющий в конечном счете проблемный образ. В этой статье, кстати, приводится пример пошагового использования данной психотехнологии при лечении неуверенности, который я приведу в качестве описания «взрывного» внеконтекстного взмаха
(по: «Психотерапевтическая энциклопедия». Под ред. Б. Д. Карвасарского).
1-й шаг – определение проблемного образа неуверенности («Когда вы чувствуете себя неуверенным, то каким вы себя представляете?»)
2-й шаг – определение ресурсного образа («Каким вы себя видите, когда вы уверены в себе»?)
3-й шаг – подготовка ресурсного образа, усиление его мощности («Сделайте его еще более привлекательным для вас – например, добавьте яркости и цвета!) и перевод в активную форму («Сожмите его в маленький мощный светлый шарик, готовый развернуться и «взорвать» проблему»).
4-й шаг – интеграция проблемы и ресурса («Давайте теперь с этим шариком, готовым к взрыву, пойдем в ситуацию проблемы, и как только вы увидите образ своей неуверенности, то тут же позвольте вашему светлому шарику развернуться и взорвать проблему»). Операция проделывается несколько раз.
5-й шаг – тест на эффективность. («А теперь вновь представьте, пожалуйста, проблему»). Эффективным здесь считается такой тест, когда при попытке вспомнить проблему спонтанно воспроизводится ресурсный образ.
В вышеприведенном описании мы взрывали негативный (нересурсный) ОСС. Однако нам отнюдь не обязательно быть такими кровожадными. Тем более что в далее предлагаемой для самого широкого использования технике голографического внеконтекстного взмаха
вы будете использовать все модальности восприятия (образы, звуки и ощущения), что действительно делает образ «объемным». С ее помощью вы легко запрограммируете свое бессознательное на конкретный и целенаправленный поиск ресурсов (не беспокойтесь, это будет сделано автоматически) и превращение вас из слабой и не нравящейся себе личности в сильную и полностью себя устраивающую в любом контексте вашей жизни, любой области жизнедеятельности вашего тела, сознания или духа. А также в любой ипостаси вашего бытия.
В данной психотехнологии вы не взрываете, а меняете между собой два образа вашего «Я». И тот, который вам не нравится (больной, несчастный – мне надоело писать про одну только прямолинейность), вы заменяете тем, который вас полностью устраивает (здоровый, счастливый, расслабленно-гибкий и т. п.). При этом за счет переключения режимов работы мозга с помощью изменений положений глаз последовательно на визуальный, аудиальный и кинестетический (это еще один секрет НЛП, в знании о котором вы не нуждаетесь) вы добиваетесь не только визуального представления ОСС, но и целостного голографического образа самого себя.
Поскольку речь идет именно о целостном – внеконтекстном – образе, при достаточном количестве повторений (от трех до семи, но еще лучше – при многократных повторах), бессознательное в конце концов перестроит ваше «Я», используя все доступные ресурсы, и не в отдельных контекстах, а в целом для всей вашей жизни.
Техника внеконтекстного голографического взмаха
выполняется следующим образом.
Посмотрите влево-вверх (это для правшей – левши делают все с точностью до наоборот) и представьте себя таким, каким вы себе не нравитесь
. На время отодвиньте этот образ в сторону.
Теперь посмотрите вправо-вверх и представьте, как вы должны выглядеть, чтобы понравиться себе самому. Затем несколько раз переместите новый сконструированный образ в область, которая находится слева от вас сверху, и так до тех пор, пока он не станет легко и отчетливо вспоминаться.
Переведите взгляд вправо по горизонтали и представьте слова, которые будете говорить вы (и которые будут говорить вам), а также все звуки, которые будут сопровождать вас тогда, когда вы станете таким, каким хотите. Переместите этот слуховой образ в область, которая находится слева, но тоже по горизонтали.
Посмотрите влево-вниз и почувствуйте то, что вы будете ощущать, когда станете таким, каким хотите. Переместите эти ощущения в область справа-внизу.
Отчетливо представив перед собой новый образ, сделайте необходимое количество раз так называемый взмах по дистанции и цвету (по М. Аткинсон и материалам Мастерского курса НЛП ИГИСП), для чего:
1. Сделайте не нравящийся
(ключевой) образ близким и цвет-ным.
2. Поместите свой маленький черно-белый «нравящийся»
образ вдалеке от себя.
3. Когда вы производите взмах ключевой (не нравящийся) образ должен быстро уйти вдаль, уменьшаясь в размерах и теряя цвет. Одновременно желаемый (нравящийся) образ себя придвинется к вам, станет большим и обретет цвет.
Повторите взмах пять раз и проверьте. И конечно же, не забудьте о необходимости перерывов и очищения «экрана» в конце каждого взмаха.
История открытия НЛП
Вопрос, когда возникло НЛП, вызывает много споров. Знания, описываемые в учебниках по НЛП, настолько естественны, что на протяжении всей истории человечества они, можно сказать, вершили историю. Их использовали великие ораторы, гениальные полководцы, талантливые руководители и хорошие психологи. То, что сейчас называется НЛП, раньше воспринималась как хорошая интуиция, талант, великолепная коммуникация или даже гениальность. При этом само понимание НЛП возникло значительно позже – в семидесятых годах двадцатого века.
В те годы молодой студент математического факультета Калифорнийского университета в Са́нта-Крус Ри́чард Бе́ндлер только начинал задумываться о том, как действия влияют на ход мыслей. В гости к семье Бендлер часто приходил в гости один опытный практикующий психотерапевт. Его рассказы о психологии увлекли молодого Ричарда, и он решил попробовать себя в психологии. Не имея до́лжного образования в этой сфере, Ричард с воодушевлением общался с ним и стал замечать удивительную особенность. Чем больше он подражал в поведении своему наставнику, тем лучше получалось у него овладевать знаниями психологии. Это натолкнуло его на мысль, что внешнее поведение тесно связано внутренними знаниями. В будущем это легло в его работу под названием «Моделирование мастерства».
Быть может, у него одного не получилось бы так хорошо разобраться в этих связях, если бы он не познакомился с Джо́ном Гри́ндером. У Джона Гри́ндера на тот момент был большой опыт в области лингвистики, он имел звание профессора. В свое время он служил в Европе и по долгу службы занимался изучением иностранных языков. Как и Ри́чард Бе́ндлер, он заметил, что если в процессе изучения обращать внимание не только на слова, но и на поведение и движения, то перенимать опыт у этого человека получалось гораздо лучше. Обнаружив, что их взгляды во многом совпадают, они решили объединить свои знания для создания нового уникального направления.
В те годы жил очень популярный психиатр Фриц Пёрлз. Его сеансы терапии были очень эффективны, и сотни людей с интересом посещали его выступления. Ри́чард Бе́ндлер решил попробовать подражать этому мастеру, чтобы понять, что именно в его действиях приносило успех. Ричард ходил на каждое его занятие и старался полностью подражать доктору, его движениям, мимике, манере речи. Он даже начал курить сигары, как Пёрлз, и отрастил точно такую же бородку.
Достигнув большого сходства в поведении и образе, Ри́чард Бе́ндлер и Джон Гри́ндер стали анализировать, что из пе́ренятого опыта оказалось важным, а какие действия были ненужными. Например, сигары и борода не имели никакого значения, а вот манера произношения слов, паузы и темп речи – наоборот. Постепенно среди сумбурной информации выявились моменты, дающие результат. Впоследствии эти данные стали отправной точкой курса «Моделирование человеческого мастерства».
Курс имел большой успех. Ри́чард Бе́ндлер и Джон Гри́ндер решили не останавливаться на достигнутом и продолжили анализировать выдающихся психологов и психотерапевтов того времени. Так, одна из основательниц семейной психотерапии Вирджи́ния Сати́р и сделавший революционные открытия в области философии и системного мышления Гре́гори Бе́йтсон стали объектами их исследования.
Полученные знания ученые в полной мере использовали в практической психотерапии. Не останавливаясь на имеющемся опыте, они стали проводить параллели между своими пациентами с похожими заболеваниями. В ходе этого выяснилось, что все люди, страдающие фобиями, представляли причины своего страха так, как будто они находятся рядом с ними с ними прямо сейчас. Как оказалось, чтобы избавиться от навязчивой фобии, каждому из пациентов достаточно было лишь изменить свое восприятие. Стоило им только представить себя не участником событий, а наблюдателем со стороны за кем-то другим в подобной ситуации, страхи переставали их беспокоить.
В более позднее время к ним подключился еще один неординарный специалист – Ми́лтон Э́риксон. Он был широко известен в Калифорнии как основатель Американского общества медицинского гипноза. На момент знакомства Э́риксон уже имел репутацию всеми признанного мастера гипноза, а Ри́чард Бе́ндлер и Джон Гри́ндер были малоизвестны и больше напоминали энтузиастов, чем специалистов своего дела. Поэтому, когда они обратились к нему с просьбой поучаствовать в их исследовании, Эриксон поспешил от них поскорее отвязаться. Он уже был готов закончить разговор отказом, но Бендлер произнес всего лишь одну фразу, заставив его изменить свое решение.
Он сказал: «Некоторые люди, доктор Эриксон, знают, как найти время». При этом он интонацией выделил «доктор Эриксон» и «найти время», тем самым за́дал команду, которая была тут же исполнена. Их совместная работа была очень плодотворной, как оказалось, доктор Эриксон сам часто подмечал, как определённые движения и слова гипнотически влияют на людей.
Учение исследователей становилось все более популярным. Они стали читать лекции об НЛП в колледжах. Вскоре у них появилось много последователей. Некоторые из них не только добились мастерства в применении НЛП, но и открыли его с новых сторон. Среди них хочется отметить Джу́дит ДеЛозье́, Ро́берта Ди́лтса и Дэ́вида Го́рдона, написавших множество хороших книг на тему НЛП. Оказалось, что НЛП, о котором говорили Ричард Бендлер и Джон Гриндер – это всего лишь основа, на самом деле, сфера использования НЛП безгранична.
В наши дни методики НЛП широко применяют в тренингах, нацеленных на увеличение продаж, выстраивании отношений между людьми и в психотерапии. Люди, овладевшие этой гениальной методикой, смогли не только изменить себя, но и подстроить мир под свои желания.