В любом коллективе появляется лидер. Но кто это такой, и откуда он берется? Почему один становится предводителем, а другие за ним следуют? Какие черты характера и навыки определяют лидера, помогают ему выделиться на фоне остальных? Можно ли стать лидером по собственному желанию? Какие приемы помогают в этом? Нужно ли стремиться к первенству, может лучше быть как все? С какими сложностями сталкиваются те, кто решил возглавить коллектив? Соизмеримы ли они с теми преимуществами, которые открываются перед человеком? Вопросов много, но постараемся найти на них ответы.
Введение
Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными.
Одной из ключевых проблем в психологии управления является проблема лидерства и руководства. Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.
Поскольку лидерство содержит дополнительные возможности в повышении эффективности управления организацией, то актуальной является практическая задача отбора лиц для руководства с качествами лидера или обучения лидерскому поведению. Руководитель должен претендовать на деловое, официальное лидерство в группе, на неформальное признание своей компетентности, одобрение, доверие членов группы.
Выбор тех или иных способов воздействия осуществляется руководителем на основе анализа конкретной ситуации. На этот выбор помимо объективных условий ситуации оказывает влияние и психологические особенности руководителя. Они определяют комплекс систематически используемых руководителями методов принятия решений, воздействия на подчиненных, общения с ними, т.е. стиль руководства. Каждый менеджер отличается своим, присущим только ему стилем руководства. В то же время существует определенная общность стилей разных менеджеров.
В работе рассмотрены стили руководства, сделана попытка выявить положительные и отрицательные черты каждого стиля.
Два типа лидерства
Лидерские способности являются самым важным фактором успеха или провала любого бизнеса. Лидер всегда делает себя сам. Лидеры непрерывно работают над развитием своих навыков и становятся более сильными.
Выделяют два типа лидеров:
1) Первый тип лидера – трансформационный лидер или лидер-преобразователь.
Этот лидер прокладывает новые пути, является мечтателем и провидцем. Эти качества лидера мотивируют, вдохновляют людей на действия далеко за гранью того уровня, на котором они действовали ранее.
2) Второй тип лидера – транзакционный лидер или лидер-реализатор, является наиболее важным и фундаментальным. Лидер-реализатор добивается результатов с помощью организации работы других людей.
Настоящие лидеры используют свои особенности и ключевые черты для мотивации, воодушевления и построения высокоэффективной команды.
Лидер и лидерство — понятие, классификация
Лидерство – это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), наделенным определенной властью [5].
24 стр., 11558 слов
Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией
… возможно и целесообразно, лидерства. Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации в целом способны нанести деструктивные лидеры, например лидеры групп противников нововведений, собутыльников … решений. 3. Управление лидерством в организации Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают …
Слово лидер происходит от английского lead (вести).
Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди.
Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций [5].
Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.
Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.
Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление – подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации [3]. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.
В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны.
7 стр., 3139 слов
Особенности лидера в современных организациях. Анализ роли лидера в организации (на примере организации «НефтеХимРемонтСтрой»)
… основы роли лидера в современной организации 6 1.1.Понятие и природа лидерства 6 1.2.Значение лидера в управлении организацией. Лидер … строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им … строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей, вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое …
Именно к такому типу объединений относится современное производство. В нем преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация которых требует слаженности действий многих людей, их координации и регулирования на основе разделения труда. В силу этого в трудовых организациях обязательна институциализация лидерства, его конституирование в руководство, которое, опираясь на властные позиции, выходит на передний план управления.
По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или неформальным. В первом случае его назначают сверху или же выдвигают и избирают и он приобретает, таким образом, официальный статус руководителя.
Неформальный же лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств.
В современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера) [2]:
1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
21 стр., 10162 слов
Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (пмпк)
Предлагаемые в Руководстве документы подготовлены на основе детального анализа реально использовавшихся и использующихся в настоящее время документов во всех регионах Российской Федерации. Руководство может лечь в основу, усовершенствования деятельности ПМПК и разработки типового положения о ПМПК. Раздел I общие положения Введение 1. В данном Руководстве представлена …
3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации.
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера [4]:
- лидер–организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
- лидер–инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
- лидер–генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
- лидер–эрудит (отличается обширностью знаний);
- лидер–эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
- лидер–мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
По характеру деятельности различают:
- универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;
- ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.
Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации).
Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.
В зависимости от направленности влияние на реализацию целей организации лидерство делится на:
- конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
- деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
- нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).
Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
10 стр., 4802 слов
Анализ стиля руководства и лидерских характеристик руководителя организации
… управления организацией 6 1.2 Стиль руководства: понятие, сущность и факторы, влияющие на стиль 13 1.3 Классификация стилей руководства (Теории развития стилей руководства) 18 2. Анализ стилей руководства в … .) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях /17, с.62/. Руководитель …
Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, – один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.
Стили руководства
Стиль руководства – это совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления деятельностью организации, определяющая его способность влиять на подчиненных, для более эффективного достижения ее (организации) целей [6].
Каждый менеджер отличается своим, присущим только ему стилем руководства. В то же время существует определенная общность стилей разных менеджеров. При этом формирование стилей руководства определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы включают:
- стиль руководства вышестоящего менеджера;
- возрастные, образовательные, социально-психологические характеристики коллектива;
- здоровье менеджера;
- особенности решаемых задач.
Субъективные факторы – человеческие и деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, манеры поведения и привычки.
18 стр., 8704 слов
Преимущества и недостатки различных стилей руководства. Психологические типы руководителей. Эффективный психологический портрет
… изучении личности руководителя. 1. Преимущества и недостатки различных стилей руководства. Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация …
Стили руководства стали объектом исследований практически с момента зарождения менеджмента как науки. Однако только в период 1930—1950х гг. XX столетия были предприняты реальные попытки серьезно исследовать проблемы лидерства на систематической научной основе и в серьезном для практики масштабе.
По стилю руководства различают:
1. Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, но их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями.
Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.
К достоинствам авторитарного стиля, во-первых, следует отнести защищенность группы руководителем. Взяв на себя всю ответственность, как за деятельность группы в целом, так и за деятельность каждого сотрудника, авторитарный руководитель не позволяет никому вторгаться во внутреннюю среду своей группы, тем более выносить порицания ее членам, даже если они его заслуживают. Более того, если члены его группы временно включены в состав других рабочих групп /например, советов, комитетов, комиссий и т.д./, то авторитарный руководитель стремится защищать, но и подменять их и там.
Во-вторых, группа у такого руководителя работает точно, четко, максимально используя свои профессиональные навыки, но не думая и не обсуждая. Поскольку авторитарный руководитель почти всегда достигает цели, группа уверена в нем и уверена в успехе, поэтому вкладывает свой профессионализм в организуемое им дело.
6 стр., 2570 слов
Стиль работы руководителя
Стиль работы руководителя руководитель коллектив обязанность стиль Каждый руководитель должен хорошо знать принципы и методы, при помощи которых он выполняет возложенные на него обязанности. А выполняет он их в определенном, свойственном только ему, стиле. Последнему во все времена придавалось исключительное значение в человеческом общении. Стиль руководителя выражается в том, какими средствами …
2. Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива.
При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.
3. Либеральный — пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы.
Этот стиль позволяет начать дело так как видится более компетентным подчиненным, без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.
Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером [4].
Эффективным стилем руководства (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту) является партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны следующие черты:
1) регулярные совещания руководителя с подчиненными;
2) открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
3) вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
4) делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав;
5) участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
6) создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»);
7) предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи [2].
Партисипативный стиль применим, если:
1) руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных;
2) подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе;
3) задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода.
Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.
Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.
Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат. Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.
Отличия лидеров от простых людей.
О качествах, которые отличают лидеров от остального коллектива, высказано много предположений. Один из самых содержательных и емких трактатов – книга известного американского ученого Джона Максвелла, под названием «21 обязательное качество лидера». Есть и другие характеристики, озвученные разными авторами, дополнившими этот список. Обобщая весь имеющийся опыт, перечислим самые важные качества, при помощи которых лидеры занимают доминирующие позиции:
- оптимизм, уверенность в себе;
- целеустремленность, навыки планирования;
- умение мотивировать окружающих и самого себя;
- желание соответствовать высоким стандартам;
- ответственность, надежность;
- инициативность, предприимчивость;
- умение принимать решения, отстаивать свое мнение;
- смелость, мужество;
- популярность, уважение в обществе;
- развитое чувство юмора, умение разрядить обстановку;
- эмоциональная зрелость;
- вовлеченность в общее дело, контакт с исполнителями;
- уникальность, самобытность;
- креативность, нестандартный подход;
- страсть в отношении общего дела, иногда на уровне фанатизма;
- развитая коммуникабельность;
- умение слушать людей, чувствовать их эмоции;
- компетентность в выбранном направлении;
- самодостаточность, независимость от других;
- целостность внутреннего мира;
- развитая харизма, обаяние;
- уравновешенность, умение контролировать эмоции;
- твердость духа;
- высокий уровень интеллекта;
- сильная внутренняя энергия;
- развитая эмпатия, сопереживание, заботливость;
- навык делегирования, распределения обязанностей;
- стремление к саморазвитию, желание обучать других;
- умение быть дисциплинированным;
- справедливость, чувство меры;
- щедрость в вознаграждении своей команды;
- интуитивное чутье при выборе направления.
Не нужно ждать, что в одном лидере будут совмещены все качества. Просто, чем больше их окажется у человека, решившего возглавить коллектив, тем больше шансов, что ему это удастся.
Когда люди объединяются, в их среде появляется лидер. Это происходит независимо от деятельности, возраста или социальной ориентированности коллектива. Просто в один момент кто-то решает стать первым, а остальные ему в этом способствуют. На самом деле, неизвестно, кому еще больше повезло – тому, кто взвалил на себя ответственность за всех, либо остальным, которые получили спокойную жизнь, переложив инициативу на чужие плечи.
Пройти тест на темперамент
Управление лидерством в организации
Менеджер – профессионально подготовленный руководитель.
Многие считают, что все проблемы решаются, если менеджеру удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Но эти функции на практике часто не только не совмещаются, но и противоположны. Руководитель может частично брать на себя функции лидера. Если для лидера на первом плане стоят нравственные критерии, то руководитель занят главным образом функциями контроля и распределения.
Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчиненных и организации в целом.
Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Сама же задача нередко формулируется как управление лидерством, хотя такая формулировка далеко не бесспорна.
Проблема управления лидерством в организации включает в себя, по меньшей мере, пять аспектов:
1. Выявление лиц с прирожденными и (или) сформировавшимися лидерскими качествами и их привлечение для занятия руководящих позиций, постов.
2. Развитие лидерства – целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта.
3. Тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов группы с организационными целями, реализация потребностей, представительство и защита интересов как отдельных членов группы, так и коллектива в целом. Это устраняет почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, деятельность которых наносит ущерб организации, а также повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к эмоциональному лидерству.
4. Сочетание в деятельности руководителя формального и неформального лидерства. Подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника или лишенного эмоций и переживаний сухого технократа, но и человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках
5. Организационная интеграция лидеров, обеспечение конструктивной направленности их деятельности и устранение деструктивного лидерства.
Кто такой лидер?
Лидер — это человек, имеющий большое влияние на окружающих, руководя ними для достижения общих целей. Люди всегда пытались понять природу этого явления, научиться определять и воспитывать лидерские качества с раннего детства. Раньше это становилось привилегией правящего класса. Со временем общество осознало, что лидеры нужны везде, поэтому во многих развитых странах их пытаются получать посредством системы образования, не разделяя людей на сословия. Отдельный вопрос – компетентность педагогов, которые должны этим заниматься. Но сама идея приобретает масштабы массового явления.
Намерения намерениями, но главная загвоздка в том, можно ли вообще сделать человека лидером или ним можно только родиться. Например, Спартака никто не обучал, как поднимать восстание гладиаторов. Он это сделал, так сказать, на аматорской основе, но достаточно эффективно, заставив Римскую империю изрядно понервничать. Сотни аналогичных примеров доказывают, что лидерами становятся люди, наделенные к этому талантом от природы. Это явление распространено даже в животном мире.
Значит, что-то в генах заставляет бороться за власть. Похожим образом обстоят дела и в человеческом обществе. Во всяком случае, так было на заре его развития. Вождями становились смелые и доблестные представители племени, передавая свою ДНК потомкам. Но из-за изменчивости, «лидерские» гены постепенно покидали наследников, ставя у власти новых предводителей. Откуда они появлялись? Какой генетический «коктейль» заставлял их претендовать на трон? Можно ли было предугадать их появление?
Скорее всего, на эти вопросы ответы найдутся не скоро. Наука только прикоснулась к тайнам мира и человека, так что многое для нее остается загадка. Но факт есть фактом, лидеры регулярно появляются и определяют развитие человечества, расширяя границы отдельных государств и самой цивилизации.
Прежде чем выяснить, какие черты характера и навыки необходимы лидерам, разберемся в их классификации, чтобы понимать, какие они вообще бывают.
Пройти тест на характер человека
Список использованной литературы
- Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: учебник / М. Армстронг ; пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. – 10–е. изд. – СПб.: Питер, 2010. – 846 c.
- Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учебное пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. – М.: 2011. – 254 с.
- Элебаев, Н.Б. Корпоративное управление, теория, методология и практика: учебное пособие / Н.Б. Элебаев. – М.: – 2014. –233 с.
- Психология менеджмента: учебник /под ред. Г.С. Никифорова. – Изд. 5-е. – М.: Гуманитарный Центр, – 2012. – 512 с.
- Островский, Э.В. Психология менеджмента: учебное пособие / Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 240 с.
- Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: учебное пособие / А.К. Семенов. – М.:Дашков и Ко, 2013. – 272 с.
- Евтихов О.В., Развитие лидерского потенциала руководителя [электронный ресурс] / код доступа https://psyera.ru/obshchie-predstavleniya-o-liderstve_9238.htm